Урок развивающего контроля
Оценка 4.7

Урок развивающего контроля

Оценка 4.7
docx
07.02.2020
Урок развивающего контроля
Урок развивающего контроля по ФГОС.docx

Здравствуйте ув. Коллеги. Мы рады вас приветствовать сегодня у нас в гостях. Меня зовут Курдюмова-Левицкая Галина Дмитриевна. В рамках сегодняшней конференции мы говорим сегодня о типах уроков в рамках требований ФГОС. Наша группа ещё раз напомнит вам об уроках развивающего контроля.  Итак

 слайд

Урок развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы. Как провести урок развивающего контроля?

слайд

 

Требования к современному уроку по ФГОС

·         Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

·         В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

·         Осуществляется практический, деятельностный подход.

·         Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

·         Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

слайд

 

Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля. 

Главные особенности уроков развивающего контроля

·         Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на 

  • втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).

В отличие   от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним. слайд

 

 

Здесь нужно отметить различие проведения традиционной контрольной и уроков развивающего контроля.  Обычные контрольные уроки, это уроки,  во время которых ученики выполняют задания и получают отметку оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции. 

 

слайд

 

 

Формы организации уроков развивающего контроля

Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:

·         Ученики пишут контрольную работу.

·         Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.

·         Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.

·         По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.

слайд

 

В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:

·         Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.

·         Взаимоконтроль. Класс делится на пары(группы). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.

·         Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.

 

слайд

 

Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа.

I урок

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)

В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается  ситуация успеха.  

У каждого учителя наверняка есть свои приёмы для введения учеников в урок для создания хорошего рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса.

На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.

Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.

2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)

На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.

После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.

В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.

II урок

Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.

3. Этап локализации затруднений (5-7 минут)

Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.

Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:

·         Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?

·         Что я сделал сначала, что потом?

·         В чем возникло затруднение?

·         На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?

·         Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)

На данном этапе ученик  должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).

После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.

Работать удобнее по следующему плану:

1.    Ставим цель. Общая, конечно, будет одна — устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками. Например, повторить правописание безударных гласных в корне, научиться решать задачи на валентность, запомнить теорему Пифагора.

2.    Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник и т.д.

3.    Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.

 

 

слайд

 

5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)

Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.

.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)

На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.

слайд

 

.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)

Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут)

Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.

Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.

·         .

9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)

Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).

 

 

 

 

 

 


 

Здравствуйте ув. Коллеги. Мы рады вас приветствовать сегодня у нас в гостях

Здравствуйте ув. Коллеги. Мы рады вас приветствовать сегодня у нас в гостях

Главные особенности уроков развивающего контроля ·

Главные особенности уроков развивающего контроля ·

Педагогический контроль. Эталон остается у учителя

Педагогический контроль. Эталон остается у учителя

В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках

В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020