Черняк Елена Васильевна
МБОУ- Киваевская СОШ
Учитель начальных классов
Урок русского родного языка в 4 классе
Тема урока: «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»
Учебник: «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др
Цель: знакомство с историей возникновения и фунцией знаков препинания, их ролью в речи, совершенствование навыков правильного пунктационного оформления текста.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей возникновения знаков препинания;
-систематизировать знания учащихся о знаках препинания;
-формировать умение правильно использовать знаки.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
-развиватьучебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение,включающее установление причинно следственных связей.
Коммуникативные:
- контролировать действия партнёра;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные:
- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.
Дидактические средства: учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др., карточки с заданиями для групповой работы, презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД Планируемые результаты |
|
|||
Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
- Здравствуйте ребята, садитесь! - Проверьте, все ли готово к уроку? На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех!» - Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех) - Что необходимо для успешной работы на уроке? - Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. готовность к уроку. |
|
|||
Актуализация знаний Цель:актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, зафиксировать необходимость введения нового правила. |
У.Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка? У.Для чего они служат в речи? На слайде записаны предложения. Прочитайте. Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами. У. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки. - Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте. У. Легко ли понять текст, когда рассталены знаки? - Какую роль они играют в речи? |
Дети отвечают. Д. Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. |
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
||||
Постановка учебной задачи Цель:создать условия дляопределения учащимися темы урока. |
Послушайте четверостишие. Предположите тему урока. Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения. - О чем идет речь в четверостишии? У.Что это за неприметные значки? У.Почему они требуют почтения? У.Знакипрепинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения? У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? Тема нашего урока: Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи |
Д. В четверостишии говорится о знаках препинания. Д.Точка, запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие. Д. Нет. Д. О знаках препинания. Д. Сообщают примерную тему урока. Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся. |
Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Регулятивные:уметь формулировать тему и цель урока. |
||||
Изучение нового материала Цель: создание условий для усвоения нового материала с опрой на имеющиеся знания. |
У. Из истории знаков препинания. (Слайд) Прочитайте строки писателя о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский У.Сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал. У. Вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На слайде: ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК У. Кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае. См. на слайд. СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК У. Ребята, тяжело читать такие тексты? У. Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите на слайд. Теперь возможно прочитать? Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙ Потом появился небольшой пробел Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК У. И вот появилась точка. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. „ТОЧКА (ткнуть) , значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся. У.Всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем. |
Д. Читают. Д.Трудно. Нет знаков препинания. Дети читают, обращая внимание на знак в конце предложения. Дети смотрят на слайд, пробуют читать. Д. Да. Дети называют, учитель вывешивает на доске. |
Познавательные:развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные:формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. Регулятивные:оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. |
||||
Закрепление изученного материала Цель:проверить навык усвоения новых знаний через различные виды работ. |
1. Работа с учебником «Русский родной язык» У. Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение. У. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек? Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа. |
Дети открывают. Читают задание в упражнении. Отвечают на вопросы. |
Коммуникативные:проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль Регулятивные:планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные:применять правила делового сотрудничества. |
|||||
ФИЗМИНУТКА
|
Дети выполняют упражнения. |
|||||||
Работа в тетради. |
2. Работа в тетради. - Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка. -Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему? |
Точка, двоеточие, многоточие. Корень –точ. Вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. |
||||||
Самостоятельная работа. |
1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть). Взаимопроверка. Сравнение с образцом. У.Зачем нужны точки в этих текстах? В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме». |
Выполняют задание по учебнику, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивают с образцом, отвечают на вопросы в упражнении. |
||||||
2. Работа в группах Стр. 70-73 а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания». б) Упр. 3 стр. 71 в) Проверка выполнения задания. |
Дети делятся на малые группы (4-5 человек). Изучают информацию по учебнику. Выполняют задание, Заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы. Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения. |
|||||||
3. Самостоятельная работа. Упр. 5 стр. 72. Тест. Проверка на слайде. |
Самопроверка на слайде. Самооценка. |
|||||||
Расширение представлений о роли знаков препинания. |
А) У.Прочтите, как сможете. Казнить нельзя помиловать. У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь. Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» - Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19) В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov У. Чему учит нас этот фрагмент? У.В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой? Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев» 12 месяцев http://teramult.org.ua/mult/1980_jp_12.mesjacev У.Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит? Б) Продолжение работы Учить нельзя забыть. Уходить домой нельзя есть мороженое. Смотреть телевизор хватит учить уроки. |
Д. Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека. Д.В сказке «Двенадцать месяцев» Д. Ответы детей. |
||||||
Домашнее задание. |
Упр. 2 (2 часть) стр. 70 |
Слушают объяснение учителя. |
Регулятивные:умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы. |
|||||
Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: оценить результаты учебной деятельности. |
У. Что нового узнал на уроке? Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись? -Напишите синквейн о любом знаке препинания. |
Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. Д. Сегодня на уроке я узнал…. Мне было интересно узнать…. Я понял, что… |
Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные:проявлять активность в деятельности. |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.