Урок родного языка «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»
Оценка 4.6

Урок родного языка «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»

Оценка 4.6
docx
04.11.2022
Урок родного языка «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»
Технологическая родной язык.docx

 

Черняк Елена Васильевна

МБОУ- Киваевская СОШ

Учитель начальных классов

Урок русского родного языка в 4 классе

Тема урока: «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»

Учебник:  «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др

Цель: знакомство с историей возникновения и фунцией знаков препинания, их ролью в речи, совершенствование навыков правильного пунктационного оформления текста.

Задачи:

-познакомить учащихся с историей возникновения знаков препинания;

-систематизировать знания учащихся о знаках препинания;

-формировать умение правильно использовать знаки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развиватьучебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение,включающее установление причинно­ следственных связей.

Коммуникативные:

- контролировать действия партнёра;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные:

- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Дидактические средства: учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др., карточки с заданиями для групповой работы, презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

 

Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте ребята, садитесь!

- Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

Подготовка класса к работе.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. готовность к уроку.

 

Актуализация знаний

Цель:актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, зафиксировать необходимость введения нового правила.

У.Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка?

У.Для чего они служат в речи?

На слайде записаны предложения. Прочитайте.

Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами.

У. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки.

- Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте.

У. Легко ли понять текст, когда рассталены знаки?

- Какую роль они играют в речи?

Дети отвечают.

Д. Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Постановка учебной задачи

Цель:создать условия дляопределения учащимися темы урока.

Послушайте четверостишие. Предположите тему урока.

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

- О чем идет речь в четверостишии?

У.Что это за неприметные значки?

У.Почему они требуют почтения?

У.Знакипрепинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения?

У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

Тема нашего урока: Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи

Д. В четверостишии говорится о знаках препинания.

Д.Точка, запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие.

Д. Нет.

Д. О знаках препинания.

Д. Сообщают примерную тему урока. Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Регулятивные:уметь формулировать тему и цель урока.

Изучение нового материала

Цель:

создание условий для усвоения нового материала с опрой на имеющиеся знания.

У. Из истории знаков препинания. (Слайд)

 Прочитайте строки писателя о знаках препинания:

«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский

У.Сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал.

У. Вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На слайде:

ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК

У. Кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае. См. на слайд.

СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК

У. Ребята, тяжело читать такие тексты?

У. Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите на слайд.

Теперь возможно прочитать?

Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙ Потом появился небольшой пробел

Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК

У. И вот появилась точка. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. „ТОЧКА (ткнуть) , значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

       И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся.

У.Всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем.

Д. Читают.

Д.Трудно. Нет знаков препинания.

Дети читают, обращая внимание на знак в конце предложения.

Дети смотрят на слайд, пробуют читать.

Д. Да.

Дети называют, учитель вывешивает на доске.

Познавательные:развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Регулятивные:оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

 

Закрепление изученного материала

Цель:проверить навык усвоения новых знаний через различные виды работ.

1. Работа с учебником «Русский родной язык»

У. Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение.

У. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек?

Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа.

Дети открывают. Читают задание в упражнении. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

Регулятивные:планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:применять правила делового сотрудничества.

ФИЗМИНУТКА

Мы сейчас покажем точку: (сделать глубокий вдох,
Раз, два, три – надули щёчки! задержать дыхание на счёт 1-2-3)
Дружно прыгнули на строчки – (прыжки на двух ногах 5-6 раз)
Вот и показали точку!

 

Спинку все согнули так, (наклоны вперед 4-5 раз)
Знак вопроса – нужный знак! (медленная ходьба, высоко
Он идёт, как старый дед поднимая ноги)
Ста пятидесяти лет!

Дети выполняют упражнения.

Работа в тетради.

2. Работа в тетради.

- Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.

-Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему?

Точка, двоеточие, многоточие. Корень –точ.

Вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления.

Самостоятельная работа.

1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть).

Взаимопроверка. Сравнение с образцом.

У.Зачем нужны точки в этих текстах?

В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме».

Выполняют задание по учебнику, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивают с образцом, отвечают на вопросы в упражнении.

2. Работа в группах

Стр. 70-73

а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания».

б) Упр. 3 стр. 71

в) Проверка выполнения задания.

Дети делятся на малые группы (4-5 человек).

Изучают информацию по учебнику.

Выполняют задание, Заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы.

Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения.

3. Самостоятельная работа. Упр. 5 стр. 72. Тест.

Проверка на слайде.

Самопроверка на слайде.

Самооценка.

Расширение представлений о роли знаков препинания.

А) У.Прочтите, как сможете.

Казнить нельзя помиловать.

У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь.

Просмотр отрывка из мультфильма

«В стране невыученных уроков» - Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19)

В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov

У. Чему учит нас этот фрагмент?

У.В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой?

Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

12 месяцев http://teramult.org.ua/mult/1980_jp_12.mesjacev

У.Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит?

Б) Продолжение работы

Учить нельзя забыть.

Уходить домой нельзя есть мороженое.

Смотреть телевизор хватит учить уроки.

Д. Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека.

Д.В сказке «Двенадцать месяцев»

Д. Ответы детей.

Домашнее задание.

Упр. 2 (2 часть) стр. 70

Слушают объяснение учителя.

Регулятивные:умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности.

У. Что нового узнал на уроке? Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись?

-Напишите синквейн о любом знаке препинания.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. Д. Сегодня на уроке я узнал….

Мне было интересно узнать….

Я понял, что…

Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные:проявлять активность в деятельности.

 


 

Черняк Елена Васильевна МБОУ-

Черняк Елена Васильевна МБОУ-

Коммуникативные: - контролировать действия партнёра;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но…

Коммуникативные: - контролировать действия партнёра;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но…

Здравствуйте ребята, садитесь! -

Здравствуйте ребята, садитесь! -

Цель:создать условия дляопределения учащимися темы урока

Цель:создать условия дляопределения учащимися темы урока

Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал

Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал

И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся

И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся

Работа в тетради.2. Работа в тетради

Работа в тетради.2. Работа в тетради

Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» -

Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» -

Рефлексия деятельности. Цель: оценить результаты учебной деятельности

Рефлексия деятельности. Цель: оценить результаты учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2022