Урок родного (русского языка) по теме «Речевой этикет»
Класс: 7 класс
Цели урока:
Познавательная: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации
Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.
Задачи:
рассмотреть классификацию формул речевого этикета;
научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником;
познакомить с историей развития русского речевого этикета
научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;
развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;
научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;
воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;
внимательно относиться к своей и чужой речи.
Тип урока: урок-общение.
Методы работы: опрос, беседа, рассказ; работа с текстом, с карточками, с ПК.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Этикет. Требования современного речевого этикета.
3. Роль интонации при общении.
4. Построение высказываний в зависимости от эстетического восприятия.
5. Ситуации благодарности. Формулы благодарности.
6. Работа с формулами приветствия, речевыми ситуациями.
7. Домашнее задание.
8. Ход урока.
Организационный момент
Слайд 1. Здравствуйте.
Добрый день, ребята.
Ребята, сейчас вы увидите короткий сюжет, в начале которого будет задан вопрос, а после просмотра я хочу получить на него ответ.
Итак, внимание на экран
Отрывок из м/ф «Что такое этикет?»
– Скажите, как вы поняли, что же такое этикет? (Ответы учеников.)
Слайд. Этикет – это…
Существует несколько видов этикета.
Слайд. Виды этикета.
Как вы думаете, какой из них станет темой нашего урока?
Слайд. Тема нашего урока – Речевой этикет
- Что такое, по-вашему, речевой этикет? (речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.)
Слайд. Речевой этикет – это
Актуальна ли эта тема? Знание речевого этикета необходимо ли нам в жизни? Зачем нам надо знать основные правила?
Слайд.
Тему урока, ее актуальность и важность обсудили, теперь давайте определим цели нашего урока.
- Какие цели урока? Какие цели определили для себя?
Слайд. Цели урока. Ученики читают друг за другом.
o вспомнить различные этикетные формулы, правильно их выбирать и применять в зависимости от речевой ситуации
o убедиться в необходимости соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником,
o повысить свой уровень речевой культуры,
o научиться устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником;
o научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;
внимательно относиться к своей и чужой речи.
Много перечислено целей. А какая из них для вас на сегодняшний день наиболее важна или близка?
А мне хотелось бы, чтобы вы научились (или не боялись) задавать вопросы, если вам что-то непонятно. Смотрите, как это просто и нестрашно делать .
Читаем на слайде - этикетные формулы. Что это такое? (на алгебре, физике, химии – понятно. А здесь?)
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в различных ситуациях.
Слайд.
Какими из них вы хорошо владеете? Часто употребляете?
Умеете ли вы говорить комплименты? В фразе: «Как вы хорошо сегодня выглядите!» - какое слово лишнее? Как лучше сказать?
Чему еще предстоит научиться?
В ходе урока мы будем учиться, говорить о культуре и правилах общения, некоторые из них запишем. У нас получится Памятка «Правила современного речевого поведения», которая станет своеобразным итогом урока, его продуктом. (Раздать!!!)
Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова
психолога Вадима Артуровича Петровского:
Слайд «Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы
властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».
Как вы понимаете эти слова? Какой должна быть наша речь?
Послушайте небольшую речь.
Требования современного речевого этикета - это результат опыта многих поколений. Правила общения являются международными и в целом едины во всех странах.
Знание этикета неразрывно связано с умением правильно говорить.
Согласно требованиям современного этикета, человек должен обладать:
· во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
· во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
т.е. что применять? …этикетные формулы.
· в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
· в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или, наоборот, очень хорошее настроение на окружающих.
Согласитесь, что, если человек соблюдает эти 4 правила, с ним всегда приятно общаться.
Перечислите мне их.
После требований современного этикета перенесемся в далекое прошлое, ведь
Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Вспомним знакомого нам по древнерусской литературе Владимира Мономаха и его «Поучение». Вспомним?
Работа с учебником. 7 класс, стр. 68. Упр. 103.
Слайд. Владимир Мономах «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
- О каком добром слове идет речь?
По цепочке. Приведите примеры добрых слов, которые мы используем и молвим не только при встрече, но и в различных ситуациях, не повторяясь. + Учителя
Таким образом, мы собрали копилку «Вежливых слов». Не забываем ей пользоваться!
Больше о некоторых из перечисленных нами слов мы узнаем во время следующего этапа нашего урока - работы с текстом. Мы будем использовать метод «Пометки на полях». Вы будете внимательно читать текст, оценивать изложенную в нем информацию и на полях ставить отметки.
Слайд.
+ знаком «плюс» - я это знал - знаком «минус» - думал иначе;
V «галочкой» - это ново для меня;
? «вопросительный знак» - это непонятно, вызывает вопросы. (Помним, что задавать при этом вопросы - это нестрашно и важно)
Текст.
Русский речевой этикет необыкновенно богат. В нём огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.
Любая беседа, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего.
В русском языке основное приветствие — «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Впервые приветствие «здравствуй» встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701».
Самое распространенное прощание – До свидания! Свидание в скором будущем состоится, мы расстаемся до новой встречи. Но в формуле прощаний есть другие способы, например: Прощайте! Мне пора! Всего хорошего! Всего доброго!
«Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Не скороговоркой, не «сквозь зубы», а доброжелательно, глядя в глаза человеку, оказавшему услугу. Слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог».
Выражение благодарности вызывает возвратную речевую реакцию на благодарность. В русском языке используются при этом следующие речевые формулы: Пожалуйста; Не стоит; Не надо (нужно) благодарностей; Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье (в ответ на благодарность за угощение).
«Пожалуйста» образовано от слова «пожалуй». Древнерусское «жаловати» означало «любить», буквально «дарить что-либо из любви». Очевидно, что «пожалую» и более позднее «пожалуйста» означали «дарю, потому что люблю».
Обсуждение того, что получилось. Особенно интересно, где вы поставили -,?, v. Что узнали нового? Может, с чем - то не согласны? Что нужно объяснить?
Не стесняйтесь задавать вопросы. Что нужно делать, если встречаются незнакомые слова? Их сейчас огромное количество: хедлайнер, дедлайн, амбассодор (человек, который представляет какую-то кампанию, бренд), гештальт (нечто завершенное) и тд. Обращайтесь к специально обученным людям – учителям - или к словарям, помощи Интернета.
Но! Никогда не употребляйте в речи слова, значения которых вы не знаете! Это тоже одно из правил речевого этикета.
Мы поговорили с вами о добрых, вежливых словах. Давайте обратимся к памятке.
Какое правило мы запишем в памятку, исходя из нашего разговора
1. Будь доброжелательным и вежливым, употребляй в речи добрые слова:
Задание. Вежливые слова нужно не только знать, вовремя произносить, но и уметь правильно писать.
Словарный диктант.
Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, благодарю, приятного аппетита.
!!! (самопроверка – слайд, исправить ошибки)
Первым в России обратил внимание на развитие красноречия и понятие речевого этикета наш великий земляк, гениальный ученый……М.В. Ломоносов. Слайд. Еще в 18 веке он в «Кратком руководстве к красноречию» говорил о необходимости работы над умением мыслить, рассуждать, доказывать и убеждать.
А сейчас мы, применив наши знания и жизненный опыт, займемся речевой практикой, подтвердив слова… испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра, автора бессмертного романа о … Дон Кихоте.
Слайд. «Ничего не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость», – говорил Сервантес.
Учебник 8 класса. Стр. 70 упр. 107 (1-2, 4-5), 108.
Слова добрые вспомнили, историю их узнали, грамотно написали и потренировались употреблять их
в своей речи. Идем дальше.
Как вы думаете, важна ли во время разговора интонация, с которой мы произносим слова и предложения?
(Конечно, когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.)
–Доброжелательная интонация играет важную роль при общении.
Слайд. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо, философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения.)
Любое обращение к кому-либо не только состоит из определённых слов, но и окрашено эмоциями, чувствами, настроением. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них с собеседником устанавливаются хорошие отношения, а в другом случае плохие, которые могут привести к ссоре.
Задание классу: (работа с карточками) Я предлагаю вам выполнить простое и очень наглядное задание: произнести с разной интонацией фразу «Как ты хорошо сегодня выглядишь». То, как вы должны произнести это выражение, написано на ваших карточках.
!!! Класс при этом должен догадаться о ваших чувствах.
(Выполнение задание, раздать карточки 4 ученикам).
1. Я этого никогда не забуду! (признательность)
2. Я этого никогда не забуду! (обида)
3. Я этого никогда не забуду! (гнев)
4. Я этого никогда не забуду! (восхищение)
Как видите, одно и то же слово и фразу можно произнести с разной интонацией. Если оно сопровождается добрыми эмоциями, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к общению с человеком, а грубые и недоброжелательные интонации в голосе могут обидеть и оттолкнуть.
Давайте сформулируем и запишем в памятку следующее правило: (ответы учеников)
2. Обращай внимание на интонации своего голоса.
В тексте, который вы анализировали, вам встретилось: «приветствие может быть вербальным и невербальным», вы поставили ? Кто знает, что означают эти слова?
Работа с учебником. 7 класс. Стр. 75 (чтение теории)
После прочтения 1 абзаца. Все ли слова понятны и вы их можете объяснить?
Что такое мимика? Жесты?
Слайд. Мимика. Жесты
Еще раз вернемся к тексту. Какие невербальные приветствия вы знаете?
(Жесты приветствий. Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться.)
Слайды (картинки по щелчку на каждый вид приветствия)
Раньше были приняты
· поклоны (при этом снимали шляпу) и
· реверансы,
· женщинам целовали руки – и сейчас этот жест используется.
Есть жесты, характерные для какого-то народа: (можно повторять)
• лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
• европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
• китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
• лапландцы (эскимосы) здоровались носами
· индийцы складывали ладони перед грудью
· египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
!!! Получается, что общаться можно невербальными средствами, то есть жестами, мимикой, взглядом.
Давайте потренируемся.
Задание. (2 ученика у доски)
Попытайтесь с помощью жестов и мимики изобразить различные состояния человека:
1.грусть, плохое настроение.
2. растерянность, нерешительность.
3. восторг, восхищение
Молодцы!
Чтобы собеседник почувствовал себя комфортно при беседе с вами и наилучшим образом воспринял информацию, необходимо установить зрительный контакт, об этом мы прочитали в учебнике.
Работа в парах. Смотрите друг на друга, чтобы был контакт глаз, выполняйте задание и постарайтесь понять, что взгляды означают, т.е. расшифровать их.
· настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности
· отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
· взгляд сбоку — недоверие;
Делаем вывод !!! что общаться можно языком тела, жестами, мимикой, взглядом. Но при этом надо соблюдать правила.
Слайд. (Зачитать, песня про улыбку)
Какое правило мы запишем в памятках?
3. Следи за своими жестами, мимикой, взглядом во время разговора.
Небольшая справка для расширения вашего кругозора. О значении невербального общения.
Слайд. «Обмани меня! Если сможешь», – таков девиз Кэла Лайтмана, знаменитого эксперта по лжи из популярного американского сериала «Обмани меня» или «Теория лжи». Доктор Лайтман и его коллеги помогают в расследованиях, находя правду через применение психологии: объясняя мимику человека и язык тела.
Доктор Лайтман хорошо знает, что лжеца можно определить с помощью микромимики,(слайд) которую человек не имеет возможности сознательно контролировать. Это может быть любой жест или случайное слово. Чтобы выявить обман, необходимо быть очень внимательным к каждой мелочи, потому что уловить микромимику очень сложно, так как она мимолетна.
(На слайде. Микромимика- это незначительные кратковременные выражения, означающие истинные эмоции собеседника, которые на долю секунды появляются на его лице. Проявляются в виде поджатых губ, напряжённых морщинок на лбу, прищуренных глаз.)
Скажите, хотели бы вы обладать знаниями и навыками доктора Лайтмана?
Как, наверное, нелегко жить в мире, о котором ты постоянно знаешь всю правду.
Но, тем не менее, знаете ли вы, что есть такая профессия – профайлер? (слайд зачитать + владеет технологией «считывания» языка тела, мимики и расшифровки того, что прячется между слов.)
Как вы думаете, где они работают? (Профайлер может работать в спецслужбах, банках, отделах кадров, отделениях безопасности аэропортов, гостиниц и тд. Там, где надо не только увидеть и распознать ложь, но и увидеть, когда человек говорит правду.)
Давайте продолжим. Послушайте пословицы и скажите, о чем они:
· Больше слушай, меньше говори.
· Чужих слов не перебивай.
· Язык – один, уха – два, раз скажи, два послушай.
· Не торопись отвечать, торопись слушать.
· Говорящему нужен слушающий.
Любому человеку необходимо внимательно слушать собеседника.
А что это значит? (не перебивать, задавать вопросы, проявлять заинтересованность темой разговора. Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.)
Слайд. Зачитать.
Зачем нам необходимо учение слушать?
Это позволит лучше налаживать контакты с другими людьми, потому что каждый из нас особенно ценит тех собеседников, которые обладают искусством не только рассказчика, но и слушателя.
Слайд. Каким бывает слушание? Тему «Виды слушания, их приемы и техники» будем изучать на уроке родного языка в 8 классе.
О значении какого слова вы у меня должны сейчас спросить?
Эмпатия - способность к сопереживанию, осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. (задание в учебнике 7 кл. стр. 76+ ДО)
А пока выполним упражнение «Как мы похожи!» в группах. (+ учитель)
Раздать листки для групп.
Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, установить контакт.
Каждая группа должна как можно быстрее найти и записать 2 характеристики за 1 минуту, верные для всех. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги», школа. Можно указать, например, хобби, любимая книга, телепередача, актер….
В чем же вы похожи?
Ответы групп.
Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком? (услышать!)
!!! Помни, что искусство общения с людьми, наряду с умением вести разговор, включает в себя и умение слушать.
Правило 4. Умей слушать своего собеседника.
По оставшемуся времени!!!
Продолжаем работать с памяткой.
Сегодня в ходе урока мы назвали больше правил речевого этикета, чем записали в памятку. Давайте проверим свою память и допишем. Кто ничего не может вспомнить, может воспользоваться помощью друга.
Запишите в памятку и другие правила речевого этикета, которые мы уже называли, но пока не записали, или те, что вы и так знаете.
Или
Фильм «Речевой этикет» (2,5 минуты)
(По времени – зачитать или оставить на проверку).
Хочу познакомить вас с замечательными и полезными книгами.
Книги
А. Г. Балакай «Словарь русского речевого этикета»
самое полное на сегодняшний день справочное пособие, которое включает около 6000 (4000) слов и устойчивых формул приветствия, обращения, просьбы, благодарности, пожелания, поздравления и др.
Светлана Ивановна Львова написала книгу «Позвольте Вас пригласить…» Эта книга для школьников, она знакомит с основными правилами современного русского речевого этикета, с этикетной ролью интонации, несловесных средств общения (жестов, мимики, телодвижений), разнообразными средствами языка, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.
Очень интересна и познавательна книга Валентина Евсеевича Гольдина «Речь и этикет». Эта книга целиком посвящена речевому этикету.
Подведем итог нашего урока.
Согласны ли вы, что
Слайд. Речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах.
Почему вы так считаете? (объясните свое мнение)
Рефлексия
Ответьте, пожалуйста:
ü Понятна ли была тема урока?
ü Что нового вы узнали?
ü Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?
ü Кто был особенно внимательным и скажет, цитаты каких писателей прозвучали на уроке или были выведены на экран?
ü Как бы вы оценили свою работу на уроке?
И еще раз слово учителя – теперь итоговое слово.
Мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам. Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к родному русскому языку.
Спасибо всем за работу на уроке. Мне с вами было интересно, надеюсь, что это взаимно.
Урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.