Урок родного языка в 7 классе "Речевой этикет"
Оценка 4.7

Урок родного языка в 7 классе "Речевой этикет"

Оценка 4.7
docx
20.10.2022
Урок родного языка в 7 классе "Речевой этикет"
Конспект.docx

Урок  родного (русского языка) по теме  «Речевой этикет»

Класс: 7 класс

Цели урока:

  Познавательная: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации

  Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;

  Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.

Задачи:

  рассмотреть классификацию формул речевого этикета;

  научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый  контакт с собеседником;

  познакомить с историей развития русского речевого этикета

  научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;

  развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;

  научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;

  воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;

  внимательно относиться к своей и чужой речи.

 

  Тип урокаурок-общение.

Методы работыопрос, беседа, рассказ; работа с текстом, с карточками, с ПК.

План урока:

1.      Организационный момент.

2.      Этикет. Требования современного речевого этикета.

3.      Роль интонации при общении.

4.      Построение высказываний в зависимости от эстетического восприятия.

5.      Ситуации благодарности. Формулы благодарности.

6.      Работа с формулами приветствия, речевыми ситуациями.

7.      Домашнее задание.

8.      Ход урока.

 Организационный момент

Слайд 1. Здравствуйте.

Добрый день, ребята.

Ребята, сейчас вы увидите короткий сюжет, в начале которого будет задан вопрос, а после просмотра я хочу получить на него ответ.

Итак, внимание на экран

Отрывок из м/ф «Что такое этикет?»

– Скажите, как вы поняли,   что же такое этикет? (Ответы учеников.)

Слайд. Этикет – это…

Существует несколько видов этикета.

Слайд. Виды этикета.

Как вы думаете, какой из них станет темой нашего урока?

Слайд. Тема нашего урока – Речевой этикет

- Что такое, по-вашему,  речевой этикет?  (речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.)

Слайд. Речевой этикет – это

Актуальна ли эта тема? Знание речевого этикета необходимо ли нам в жизни? Зачем нам надо знать основные правила?

Слайд.

Тему урока, ее актуальность и важность обсудили, теперь давайте определим цели нашего урока.

- Какие цели  урока? Какие цели определили для себя?

Слайд. Цели урока. Ученики читают друг за другом.

o   вспомнить  различные этикетные формулы, правильно их выбирать и применять  в зависимости от речевой ситуации

o   убедиться в необходимости соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником,

o   повысить свой  уровень  речевой культуры,

o   научиться устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый  контакт с собеседником;

o   научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;

           внимательно относиться к своей и чужой речи.

Много перечислено целей. А какая из них для вас на сегодняшний день наиболее важна или близка?

А мне хотелось бы, чтобы вы научились (или не боялись) задавать вопросы, если вам что-то непонятно. Смотрите, как это просто и нестрашно делать .

 Читаем на слайде - этикетные формулы. Что это такое? (на алгебре, физике, химии – понятно. А здесь?)   

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в различных ситуациях.

Слайд.

Какими из них вы хорошо владеете? Часто употребляете?

Умеете ли вы говорить комплименты? В фразе: «Как вы хорошо сегодня выглядите!» -  какое слово лишнее? Как лучше сказать?

Чему еще предстоит научиться?

В ходе урока мы будем учиться, говорить о культуре и правилах общения, некоторые из них запишем. У нас получится Памятка «Правила современного речевого поведения», которая станет своеобразным итогом урока, его продуктом. (Раздать!!!)

Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога Вадима Артуровича  Петровского:
Слайд «Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».

Как вы понимаете эти слова? Какой должна быть наша речь?

Послушайте небольшую  речь.

Требования современного речевого этикета - это результат опыта многих поколений. Правила общения являются международными и в целом едины во всех странах.

                     Знание этикета неразрывно связано с умением правильно говорить.

Согласно требованиям современного этикета, человек должен обладать:

·         во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;

·         во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;

т.е. что применять? …этикетные формулы.

·         в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;

·         в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или, наоборот,  очень хорошее настроение на окружающих.

 

Согласитесь, что, если человек соблюдает эти 4 правила, с ним всегда приятно общаться.

Перечислите мне их.

 После требований современного этикета перенесемся в далекое прошлое, ведь

Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Вспомним знакомого нам по древнерусской литературе Владимира Мономаха и его «Поучение». Вспомним?

Работа с учебником. 7 класс, стр. 68. Упр. 103.

Слайд. Владимир Мономах «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

- О каком добром слове идет речь?

По цепочке. Приведите примеры добрых слов, которые мы используем и молвим  не только при встрече, но и в различных ситуациях, не повторяясь. + Учителя

Таким образом, мы собрали копилку «Вежливых слов». Не забываем ей пользоваться!

Больше о некоторых из перечисленных нами слов мы узнаем во время следующего этапа нашего урока - работы с текстом. Мы будем использовать метод «Пометки на полях». Вы будете внимательно читать текст, оценивать изложенную в нем информацию  и на полях ставить отметки.

Слайд.

+ знаком «плюс»  - я это знал    - знаком «минус» - думал иначе;

V «галочкой» - это ново для меня;

? «вопросительный знак»  - это непонятно, вызывает вопросы. (Помним, что задавать при этом вопросы -  это нестрашно и важно)

Текст.

      Русский речевой этикет необыкновенно богат. В нём огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.

       Любая  беседа, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего.

           В русском языке основное приветствие — «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Впервые приветствие «здравствуй» встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701».                                        

   Самое распространенное прощание – До свидания! Свидание в скором будущем состоится, мы расстаемся до новой встречи. Но в формуле прощаний есть другие способы, например: Прощайте! Мне пора! Всего хорошего! Всего доброго!

    «Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Не скороговоркой, не «сквозь зубы», а доброжелательно, глядя в глаза человеку, оказавшему услугу. Слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог».

   Выражение благодарности вызывает возвратную речевую реакцию на благодарность. В русском языке используются при этом следующие речевые формулы: Пожалуйста; Не стоит; Не надо (нужно) благодарностей; Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье (в ответ на благодарность за угощение).

       «Пожалуйста» образовано от слова «пожалуй». Древнерусское «жаловати» означало «любить», буквально «дарить что-либо из любви». Очевидно,  что «пожалую» и более позднее «пожалуйста» означали «дарю, потому что люблю».  

 

Обсуждение того, что получилось. Особенно интересно, где вы поставили -,?, v.  Что узнали нового? Может, с  чем - то не согласны? Что нужно объяснить?

Не стесняйтесь задавать вопросы. Что нужно делать, если встречаются незнакомые слова?  Их сейчас огромное количество: хедлайнер, дедлайн, амбассодор (человек, который представляет какую-то кампанию, бренд), гештальт (нечто завершенное) и тд. Обращайтесь к специально обученным людям – учителям - или к словарям, помощи Интернета.

Но! Никогда не употребляйте в речи слова, значения которых вы не знаете! Это тоже одно из правил речевого этикета.

 

Мы поговорили с вами о добрых, вежливых словах. Давайте обратимся к памятке.

Какое правило мы запишем в памятку, исходя из нашего разговора

1.      Будь доброжелательным и вежливым, употребляй в речи добрые слова:

 

Задание. Вежливые слова нужно не только знать, вовремя произносить,  но и уметь правильно писать.

Словарный диктант.

Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, благодарю, приятного аппетита.

!!! (самопроверка – слайд, исправить ошибки)

 

Первым в России обратил внимание на развитие красноречия и понятие речевого этикета наш великий земляк, гениальный ученый……М.В. Ломоносов. Слайд. Еще в 18 веке  он в «Кратком руководстве к красноречию» говорил о необходимости работы над умением мыслить, рассуждать, доказывать и убеждать.

 

А сейчас мы, применив наши знания и жизненный опыт,  займемся речевой практикой, подтвердив слова…  испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра, автора бессмертного романа о … Дон Кихоте.

Слайд. «Ничего не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость», – говорил Сервантес.

Учебник 8 класса. Стр. 70 упр. 107 (1-2, 4-5), 108.

 

Слова добрые  вспомнили, историю их узнали,  грамотно написали и потренировались употреблять их

 в своей речи. Идем дальше.

 

 Как вы думаете,  важна ли во время разговора интонация, с которой мы произносим слова и предложения?

(Конечно,  когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.)

Доброжелательная интонация играет важную роль при общении.

Слайд. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо, философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения.)

Любое обращение к кому-либо не только состоит из определённых слов, но и окрашено эмоциями, чувствами, настроением. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них с собеседником устанавливаются хорошие отношения, а в другом случае плохие, которые могут привести к ссоре.

 

  Задание классу: (работа с карточками) Я предлагаю вам выполнить простое и очень наглядное задание: произнести с разной интонацией фразу «Как ты хорошо сегодня выглядишь». То, как вы должны произнести это выражение, написано на ваших карточках.

 

!!! Класс при этом должен догадаться о ваших чувствах.

 

(Выполнение задание, раздать карточки 4 ученикам).

 

1. Я этого никогда не забуду!           (признательность)

2. Я этого никогда не забуду!   (обида)

3. Я этого никогда не забуду!    (гнев)

4. Я этого никогда не забуду!    (восхищение)

 

 

 Как видите, одно и то же слово и фразу можно произнести с разной интонацией. Если оно сопровождается добрыми эмоциями, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к общению с человеком, а грубые и недоброжелательные интонации в голосе могут обидеть и оттолкнуть.

 

Давайте сформулируем и запишем в памятку следующее правило:  (ответы учеников)

 

2.      Обращай внимание на интонации своего голоса.

 

 

В тексте, который вы анализировали, вам встретилось: «приветствие может быть вербальным и невербальным», вы поставили ?  Кто знает, что означают эти слова?

 

Работа с учебником. 7 класс. Стр. 75 (чтение теории)

 

 После прочтения 1 абзаца. Все ли слова понятны и вы их можете объяснить?

Что такое мимика? Жесты?

 

Слайд. Мимика. Жесты

 

Еще раз вернемся к тексту. Какие невербальные приветствия вы знаете?

 

(Жесты приветствий. Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться.)

 

Слайды (картинки по щелчку на каждый вид приветствия)

 

Раньше были приняты

·         поклоны (при этом снимали шляпу) и

·         реверансы,

·         женщинам целовали руки – и сейчас этот  жест используется.

 

Есть жесты, характерные для какого-то народа: (можно повторять)

•          лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;

•          европейцы часто обнимаются в знак приветствия;

•          китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;

•          лапландцы (эскимосы) здоровались носами

·         индийцы складывали ладони перед грудью

·         египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);

 

  !!! Получается, что общаться можно невербальными средствами, то есть жестами, мимикой, взглядом.

 

Давайте  потренируемся.

 

 Задание.   (2 ученика у доски)

 

Попытайтесь с помощью жестов и мимики изобразить различные состояния человека:

1.грусть, плохое настроение.

2. растерянность, нерешительность.

3. восторг, восхищение

 

Молодцы!

 

Чтобы собеседник почувствовал себя комфортно при беседе с вами и наилучшим образом воспринял информацию, необходимо установить зрительный контакт, об этом мы прочитали в учебнике.

 

Работа в парах. Смотрите друг на друга, чтобы был контакт глаз, выполняйте задание и постарайтесь понять, что взгляды означают, т.е. расшифровать их.

 

·         настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности

·         отвод и опускание взгляда — стыд, обман;

·         взгляд сбоку — недоверие;

 

Делаем вывод !!! что общаться можно языком тела, жестами, мимикой, взглядом. Но при этом надо соблюдать правила.

 

Слайд. (Зачитать, песня про улыбку)

 

Какое правило мы запишем в памятках?

 

3.      Следи за  своими жестами, мимикой, взглядом во время разговора.

 

Небольшая справка для расширения вашего кругозора. О значении невербального общения.

 

Слайд. «Обмани меня! Если сможешь», – таков девиз Кэла Лайтмана, знаменитого эксперта по лжи из популярного американского сериала «Обмани меня» или «Теория лжи». Доктор Лайтман и его коллеги помогают в расследованиях, находя правду через применение психологии: объясняя мимику  человека и язык тела.

 

Доктор Лайтман хорошо знает, что лжеца можно определить с помощью микромимики,(слайд)  которую человек не имеет возможности сознательно контролировать. Это может быть любой жест или случайное слово. Чтобы выявить обман, необходимо быть очень внимательным к каждой мелочи, потому что уловить микромимику очень сложно, так как она мимолетна.

 

(На слайде. Микромимика- это незначительные кратковременные выражения, означающие истинные эмоции собеседника, которые на долю секунды появляются на его лице. Проявляются в виде поджатых губ, напряжённых морщинок на лбу, прищуренных глаз.)

 

Скажите, хотели бы вы обладать знаниями  и навыками доктора Лайтмана?

Как, наверное, нелегко жить в мире, о котором ты постоянно знаешь всю правду.

 

Но, тем не менее, знаете ли вы, что есть такая профессия – профайлер?  (слайд зачитать + владеет технологией «считывания» языка тела, мимики и расшифровки того, что прячется между слов.)

 

Как вы думаете, где они работают? (Профайлер может работать в спецслужбах, банках, отделах кадров, отделениях безопасности аэропортов, гостиниц и тд. Там, где надо не только увидеть и распознать ложь, но и увидеть, когда человек  говорит правду.)

 

 

     Давайте продолжим. Послушайте пословицы и скажите, о чем они:

 

·         Больше слушай, меньше говори.

·         Чужих слов не перебивай.

·         Язык – один, уха – два, раз скажи, два послушай.

·         Не торопись отвечать, торопись слушать.

·         Говорящему нужен слушающий.

 

Любому человеку необходимо внимательно слушать собеседника.

А что это значит? (не перебивать, задавать вопросы, проявлять заинтересованность темой разговора.  Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.)

 

Слайд. Зачитать.

 

Зачем нам необходимо учение слушать?

 

Это позволит лучше налаживать контакты с другими людьми, потому что каждый из нас особенно ценит тех собеседников, которые обладают  искусством не только рассказчика, но и слушателя.

 

Слайд. Каким бывает слушание? Тему «Виды слушания, их приемы и техники» будем изучать  на уроке родного языка  в 8 классе.

 

О значении какого слова вы у меня должны сейчас спросить?

 

Эмпатия - способность к сопереживанию, осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. (задание в учебнике 7 кл. стр. 76+ ДО)

 

А пока выполним упражнение «Как мы похожи!» в группах. (+ учитель)

 

Раздать листки для групп.

 

Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, установить контакт.

 

Каждая группа  должна как можно быстрее найти и записать  2  характеристики за 1 минуту, верные для всех. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги», школа.  Можно указать, например, хобби, любимая книга, телепередача, актер….

 

В чем же вы похожи?

 

Ответы групп.

 

Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком? (услышать!)

 

!!! Помни, что искусство общения с людьми, наряду с умением вести разговор, включает в себя и умение слушать.

 

Правило 4.    Умей слушать своего собеседника.

 

 

По оставшемуся времени!!!

 

Продолжаем работать с памяткой.

 

Сегодня в ходе урока мы назвали больше правил речевого этикета, чем записали в памятку. Давайте проверим свою память и  допишем. Кто ничего не может вспомнить, может воспользоваться помощью друга.

 

Запишите  в памятку и другие правила речевого этикета, которые мы уже называли, но пока не записали, или те, что вы и так знаете.

 

Или

 

Фильм «Речевой этикет» (2,5 минуты)

 

(По времени – зачитать или оставить на проверку).

 

 

Хочу познакомить вас с замечательными и полезными книгами. 

 

Книги

 

А. Г. Балакай «Словарь русского речевого этикета»

самое полное на сегодняшний день справочное пособие, которое включает около 6000 (4000)  слов и устойчивых формул приветствия, обращения, просьбы, благодарности, пожелания, поздравления и др.

 

Светлана Ивановна Львова написала книгу «Позвольте Вас пригласить…» Эта книга для школьников, она знакомит  с основными правилами современного русского речевого этикета, с этикетной ролью интонации, несловесных средств общения (жестов, мимики, телодвижений), разнообразными средствами языка, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

 

Очень интересна и познавательна книга Валентина Евсеевича Гольдина «Речь и этикет».  Эта книга целиком посвящена речевому этикету.

 

Подведем итог нашего урока.

 

Согласны ли вы, что

 

Слайд. Речевой этикет — это уважение к людям, выраженное в словах.

 

 

Почему вы так считаете? (объясните свое мнение)

 

Рефлексия

 

Ответьте, пожалуйста:

 

ü  Понятна ли была тема урока?

ü  Что нового вы узнали?

ü  Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?

ü  Кто был особенно внимательным и скажет, цитаты каких писателей прозвучали на уроке или были выведены на экран?

ü  Как бы  вы оценили свою работу на уроке?

 

И еще раз слово учителя – теперь итоговое слово.

 

Мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам. Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к родному русскому языку.

 

 

Спасибо всем за работу на уроке. Мне с вами было интересно, надеюсь, что это взаимно.

 

Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок родного (русского языка) по теме «Речевой этикет»

Урок родного (русского языка) по теме «Речевой этикет»

Актуальна ли эта тема? Знание речевого этикета необходимо ли нам в жизни ?

Актуальна ли эта тема? Знание речевого этикета необходимо ли нам в жизни ?

Согласитесь, что, если человек соблюдает эти 4 правила, с ним всегда приятно общаться

Согласитесь, что, если человек соблюдает эти 4 правила, с ним всегда приятно общаться

Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь;

Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь;

Конечно, когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим

Конечно, когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим

Есть жесты, характерные для какого-то народа: (можно повторять) • лица мужского пола в

Есть жесты, характерные для какого-то народа: (можно повторять) • лица мужского пола в

На слайде. Микромимика- это незначительные кратковременные выражения, означающие истинные эмоции собеседника, которые на долю секунды появляются на его лице

На слайде. Микромимика- это незначительные кратковременные выражения, означающие истинные эмоции собеседника, которые на долю секунды появляются на его лице

Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком? (услышать!) !!!

Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком? (услышать!) !!!

Понятна ли была тема урока? ü

Понятна ли была тема урока? ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2022