Урок родной (русской) литературы № 19 Класс 7 Дата 25.01.2021г.
Тема. К.Д.Воробьев «Немец в валенках». Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле
Цель урока: создание условий для понимания идейно-художественного своеобразия рассказа курского писателя Константина Дмитриевича Воробьёва «Немец в валенках»; организация деятельности учащихся по анализу прозаического текста; создание условий для развития морально-нравственных качеств учеников.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание у детей чувства гордости и любви к малой родине на примере главного героя рассказа Константина Дмитриевича Воробьёва «Немец в валенках»; формирование чувства ответственности за свои поступки.
Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в паре, умение формулировать собственное мнение.
Предметные: умение анализировать прозаический текст, понимание проблемы и гуманистического пафоса рассказа К.Д. Воробьёва «Немец в валенках», умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов.
Ход урока
I. Просмотр видео «В память о погибших в концлагерях» (https://www.youtube.com/watch?v=XBacgCOcqOI, продолжительность – 2 минуты 16 секунд)
· Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о жизни военнопленных в период немецко-фашистской оккупации; о страданиях Саши, одного из сорока шести пленных штрафников, и поступке Вилле Броде, немецкого конвоира)
· Вам нравится читать произведения о Великой Отечественной войне? Почему?
II. Формулирование темы и задач урока.
· Как вы думаете, о чем мы будет говорить на уроке?
· Сегодня мы поразмышляем над рассказом К.Д. Воробьева «Немец в валенках». Предположите, что мы будем делать.
III. Анализ текста: определение основной проблемы.
· Как вы понимаете слово «гуманизм»?
Humanus (лат.) – человеческий.Это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.
· Приведите примеры синонимов этого слова.
Синонимы: человечность, человеколюбие, уважение к людям.
· Давайте обратимся к рассказу К.Д. Воробьёва. Что больше всего запомнилось в нём? Что было самым трогательным?
· На какую деталь обращает внимание автор? Что стало причиной проявления заботы в отношении немца со стороны пленного? (На обмороженные пальцы).
· Еще одна тема – чувство товарищества (об этом говорят многие эпизоды рассказа - в финале повествования автор описывает момент, в котором показано отношение главного героя к своим сотоварищам по бараку, а одновременно и по несчастью. Герой не съедает весь хлеб, принесенный ему немцем, он оставляет ровно половину Воронову. Остальные обитатели барака отнеслись к дружбе немца и русского презрительно и враждебно, не скрывая своего отношения).
· Дайте оценку поведению главного героя (ситуация выбора, в которой оказался главный герой очень сложная. Поддерживать дипломатические отношения с немцем герой решается не только ради своего благополучия, но и ради продления жизни сокамерникам, которые были готовы его возненавидеть).
Сообщение ученика о нацистском концлагере в Саласпилсе (индивидуальный информационный проект).
Слово учителя:
Ни годы, ни десятилетия не сотрут пережитого из памяти людей, чья судьба была опалена войной. У каждого была своя война. Об одной такой судьбе военнопленного поведал в своем произведении «Немец в валенках» курский писатель К.Д. Воробьёв. В этом рассказе, написанном в 1966 году, автор повествует о реальном случае сплочения представителей враждующих сторон. Произведение это сам он считал одним из лучших, но в редакциях и издательствах были противоположные мнения. В основу этого рассказа положен факт из лагерной жизни К. Воробьева. Да, действительно, был такой немец по имени Вилли Броде, который проникся к Константину Дмитриевичу состраданием и подарил ему сигареты. Но в целом этот рассказ подчинен авторскому замыслу.
Давайте погрузимся в текст, заглянем в мастерскую поэта и определим, какими инструментами он пользовался, чтобы заставить нас, современных читателей, подумать над проблемой, поднятой им. Но сначала давайте определим значение некоторых слов, встречающихся в тексте К.Д. Воробьёва.
Словарь (индивидуальный информационный проект)
· Штрафники – военнослужащие, совершившие преступления (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась смертная казнь) и осуждённые приговором военного трибунала с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны.
· Опорки – остатки стоптанной и изодранной обуви, едва прикрывающие ноги или изношенные сапоги с отрезанными по щиколотку голенищами.
· Шумахер – распространённая немецкая фамилия, означает «сапожник».
· Эрзац – или суррога́т — неполноценный заменитель чего-либо. Понятие «эрзац» стало широко применяться во время Первой мировой войны, когда в Германии из-за огромного недостатка стратегических продуктов сливочное масло стали заменять маргарином, сахар— сахаринoм, a кофе — цикорием.
· Доходяга – предельно изможденный, обессилевший человек или животное.
· Унтер – унтер-офице́р — нижние чины (должность — звание) и категория младшего командного и начальствующего состава в вооружённых силах (ВС) разных государств и стран, условно соответствующая сержантско-старшинскому составу.
· Фельдфебель – это звание относится к старшей категории унтер-офицеров.
IV. Эвристическая беседа:
· Что удивило вас в названии? Что автор подчеркивает этой деталью? (валенки, казалось бы, обувь русских людей, а тут немец)
· Какими словами называет Воробьев обитателей барака?
(штрафники; доходяга; больные; те, кто хныкал, закрывался от ударов и стонал)
· В чем особенность лагеря? (пленные пытались бежать)
· Расскажите о главных героях. (Александр, 22 года, пленный, его имя с греческого переводится как «защитник»; Вилле (русский аналог - «Василий»; Броде – немецкий охранник («брод» по-немецки – «хлеб»).
· Как происходит сближение Александра и Вилле Броде?
(немец передал Александру маленький квадратный пакет из серой бумаги, Александр сразу почувствовал невесомость хлеба)
· Что заключалось в понятии «хлеб»? (в хлебе скрыта живая телесная теплота)
· Почему хлеб не принимается другими военнопленными?
(военный инженер Тюрин, будучи старостой барака, предупредил, что тот, кто примет от Александра вражескую приманку, должен будет сурово ответить)
· Каков финал рассказа? Можем ли мы надеяться на счастливый исход?
· Возможен ли гуманизм во время войны?
· Напишите формулу гуманизма.
Гуманизм = ?+?+?
(уважение, сострадание, милосердие)
V. Определение идеи произведения.
Финал в рассказе открытый, чтобы каждый читатель ответил на вопрос: остался ли жив Вилле Броде? Бессмысленна ли помощь немецкого крестьянина?
· Почему автор оставил такой финал?
· Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Но не становится только прошлым. Тема войны в творчестве писателя К.Д. Воробьёва основная. Она вмещает у него все основные нравственные, идеологические и социально-политические аспекты современности. И потому, читая его произведения, мы вновь и вновь возвращаемся к теме поведения человека на войне.
VI. Рефлексия.
· Предлагаю еще раз вспомнить Александра из рассказа Константина Воробьёва. Какие качества характера этого героя вы хотели бы воспитать у себя?
· На столе у учителя две вазы. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то положите в вазу красный цветок, если не понравился – голубой.
VII. Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение «Совместимы ли понятия «война» и «гуманизм»?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.