Урок Русская народная сказка «У страха глаза велики!»
Оценка 4.9

Урок Русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Оценка 4.9
docx
05.03.2022
Урок Русская народная сказка «У страха глаза велики!»
Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет...».docx

Тема: Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет...»

Цели: познакомить учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества.

Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Работа с загадками на с. 24—25.

- Могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей — полна горница людей» разные отгадки: арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?

— Распределите загадки на тематические группы: животные, сад и огород, книга и письмо. Дополните каждую группу загадками, которые вы знали раньше.

III. Речевая разминка

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай —

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

 Прочитайте медленно (еще: с ускорением; грустно, весело).

- Прочитайте выразительно.

IV. Введение в тему урока

— Любите ли вы сказки? Как бы вы объяснили: что такое сказка? (Высказывания детей.)

Материал для учителя

Самым первым творцом сказок был народ. Люди жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.

Сказки бывают разные. Есть волшебные, — в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, — в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, — в них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.

Сегодня мы начинаем изучение русских народных сказок.

V. Работа по теме урока

(Чтение статьи Ю. Коваля «Сказки» на с. 28.)

- Что говорил о сказке А. С. Пушкин?

— Чему учит сказка? (Отличать добро от зла, хорошее от плохого.)

— Какие сказки автор называет вечными? (Народные.)

VI. Физкультминутка

(Под речевку учителя дети делают упражнения на коррекцию вдоха и выдоха, имитируя нюхание цветов.)

Цветы

Будем нюхать мы цветы

Необычной красоты.

Нюхать астру, нюхать мак,

Нюхать мальву, портулак,

Нюхать розу, лилию,

Хризантему милую.

И фиалки, и пионы.

Мы по нюху — чемпионы.

VII. Закрепление изученного

1. Работа с иллюстрацией

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 29. Какие сказки вспоминаются? Чему они учат?

2. Рассказ учителя о Ю. Мориц

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Юнны Мориц о сказках.

Материал для учителя

Юнна Петровна Мориц — русская поэтесса. Родилась 2 июня 1937 г. в Киеве. Ее отец работал инженером на транспорте, мать давала уроки французского языка и математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и даже дровосеком.

В год рождения Юнны по доносу арестовали отца, а через несколько месяцев признали невиновным. Он вернулся, но стал быстро слепнуть.

Война застала семью в Киеве. Четырехлетняя девочка начала сочинять стихи «от страха» в мире, где падали бомбы, горел эшелон с беженцами, где домом стал подвал, в котором раньше хранили мороженое. Туберкулез притуплял постоянное чувство голода, зато пробуждал воображение. Заикание и сильный тик не позволяли девочке ходить в детский сад, отстраняли ее от сверстников.

В 6 — 7 лет Юнна ходила в госпиталь, читала раненым стихи, писала письма на фронт, вышивала кисеты. Обычные для детей тех лет занятия стали чем-то вроде первых уроков поэтической словесности.

Позднее это время отразилось в целом ряде стихотворений: «Стены плачут» (1975), «Лимонницы, капустницы, белянки...» (1977), «После войны» (1980), «Чудное мгновенье» (1986), «Лунной ночью в январе...» (1986), «Детства тихая улочка...» (1988) и др.

В 1954 г. Юнна закончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение филологического факультета. Училась она всегда отлично: и в школе (золотая медалистка), и на филфаке Киевского университета. В 1955 г. поступила на дневное отделение поэзии Литературного института имени М. Горького и окончила его в 1961 г.

Летом-осенью 1956 г. на ледоколе «Седов» она плавала по Арктике и была на зимовках, в том числе и на мысе Желания, что на Новой Земле. Зимовщики, летчики, моряки, их образ жизни, труд, законы арктического сообщества очень сильно повлияли на ее личность.

В 1961 г. вышла первая книга Мориц «Мыс Желания». Вторая книга — «Лоза» — была издана в Москве лишь через 9 лет, в 1970 г., поскольку поэтесса попала в «черные списки» за стихотворение «Памяти Тициана Табидзе», написанное в 1962 г.

Ее стихи для детей были напечатаны в 1963 г. в журнале «Юность», где по этому случаю возникла рубрика «Для младших братьев и сестер». В творчестве для детей у Ю. Мориц главенствует радость — то празднично-звонкая, то приглушенно-лирическая.

3. Стихотворение «Сказка по лесу идет...»

(Учитель читает стихотворение на с. 30—31.)

- Объясните, как вы понимаете выражения «Сказка по лесу идет», «Из реки выходит сказка», «Сказки бегают гурьбой».

- Герои каких сказок изображены на с. 30—31?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Определите, какое настроение передает автор в стихотворении.

- Какие слова выделим при чтении?

- Прочитаем вместе медленно и определим, где сделаем короткие паузы, а где длинные.

- Прочитаем стихотворение выразительно.

4. Викторина «Герои сказок»

1. Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает. (Иван.)

2. Живет в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану-царевичу, а перья ее очень ценятся у царей. (Жар-птица.)

3. Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать... (Крошечка-хаврошечка.)

4. Живет в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадет, — закрутит, обманет и назад не выпустит. {Леший.)

5. На цепях висит, пить просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где. (Кощей.)

6. Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился. (Емеля.)

7. Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой. (Лиса.)

8. Его лиса обманула, а царевич в услужение взял. {Волк.)

VIII. Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

- Что вы узнали о сказках?

- Какие бывают сказки?

- Чему очень важному учат нас народные сказки? Домашнее задание


 

Тема: Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет

Тема: Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет

Нюхать астру, нюхать мак, Нюхать мальву, портулак,

Нюхать астру, нюхать мак, Нюхать мальву, портулак,

Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать

Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2022