Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки.
Цель: Закрепить представление об ударении, ударном и безударном слогах, познакомить со случаями, когда в словах ударение не ставится; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.
Тип урока: урок-закрепления.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей; — на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: — адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости; — участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные: Взаимодействовать в группе, паре, проявлять интерес к изучаемой теме; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакиной, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, демонстрационный материал.
1.Мотивационно-ориентационный
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
Звучит музыка Чайковского» Времена года-«весна:, под музыку читаю стих.:
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
- О каком времени года идет речь?
- О весне.
К нам на урок пришла сама красавица-Весна (кукла)
Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Какое сегодня число? 10 марта
Как можно назвать число 10? 1десяток
Назовите 1 звук в слове март. (М)
Дайте характеристику этому звуку? (1 ученик работает у доски с карточками,
а остальные объясняют друг другу )
(М) - согласный, твердый, парный, звонкий непарный. (проверили)
2.Работа в тетради (хором)
Я тетрадочку открою
И наклонно положу
Я друзья скрывать не стану
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь ,за работу я возьмусь.
Записали число. 10 марта.
3. Минутка чистописания:
М м ма мо му мы ми ме
В каких случаях пишется заглавная буква М?
Столица нашей родины- город,,,,,,,,,?
Мы живем в замечательном городе-?
Москва, Магнитогорск (вывешиваю слова)
Какие гласные показывают, что согласный стал твердым?
Какие гласные показывают, что согласный стал мягким?(записали)
4. Постановка темы и целей урока
Очень звОнок
наш звонОк,
продолжаем наш урок.
-Что интересного заметили? Кто сможет назвать тему нашего урока? Ударение.
Это урок изучения новой темы или урок-закрепления?
Какие задачи мы поставим?(вывешиваю опорные слова):
-Вспомним: + Что такое ударение( ответы детей)
Какие слоги называются : + ударные, безударные
- Какую роль играет + ударение в словах
- В каких словах не ставится + ударение.
Вернемся к словам: Москва, Магнитогорск- (Mocквa... Kaк мнoгo в этoм звyкe, Для cepдцa pyccкoгo cлилocь! Kaк мнoгo в нeм oтoзвaлocь! Cтиxoтвopeниe A.C.Пyшкинa.)
Алгоритм:1. Определяем гласные;
2. Делим на слоги(сколько в слове гласных, столько и слогов);
3.Произносим слова целиком, ставим ударение.
Делаем вывод:
Ударение-выделение в слове голосом одного из слогов.
Ударный слог – слог, который произносится с большей силой голоса.
5. Работа в парах (на партах лежат карточки):
а) В каждом слове спряталось животное или птица:
Минутка, камыши, черемуха, чертеж,коса, коньки
Что обозначают эти слова?( предметы, отвечают на вопрос что?)
б) Работа с комментированием у доски:
(По цепочке записываем, определяем гласные, делим на слоги, ставим ударение)
Утка, мыши, муха, еж, оса, конь.
6. Физминутка:
Вывод: когда не ставится знак ударения.
Стих. -Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё даёт ответ:
-Ничего, житьё течёт,
Я-ударная всегда.
-Ой-ё-ёй, вот это да!
А какую роль играет ударение в словах?А может можно обойтись без ударения?
Чтение сказки (весна
Рассказ весны)
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударение и оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения слова!
Слова ему не поверили.:
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударение стало перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами. Инсценировка Сценка
Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Егор , что с тобой случилось?»
-Ребята, в чем запутался Егор ? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)
Запись слова: пищи-_пищ
- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у ударения.
На доске:
Мы сегодня ели уху .
Комар подлетел к уху.
На двери висит замок.
На горе стоит замок.
В ведёрко руку окуни.
Не бойся – это .В ведёрко руку окуни.
Не бойся – это окуни.
.
Запись слов:
Уху-уху
Окуни-окуни
Вывод: ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова
Чтение стих. ученицей.
А мы пока про ударенье
Сочиним стихотворенье…
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Подведение итога урока
-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов). Какую роль выполняет ударение? (Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.). В каких словах не ставится ударение? (Над словом из одного слога или над буквой ё).
Рефлексия деятельности: оценивание своей работы
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все секреты мы его раскрыли.
Принц Ударение, конечно, «мОлодец»,
А каждый из нас «молодЕц».
Молодцы! Спасибо за урок! (весна)
Если останется время
А на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово.
Хлопок, полки, плачу, мука, пары, стоит, атлас, ирис
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.