Урок русского языка -1 класс

  • docx
  • 18.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Р.Язык.docx

Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки.

Цель: Закрепить представление об ударении, ударном и безударном слогах, познакомить со случаями, когда в словах ударение не ставится; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.

Тип урока: урок-закрепления.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей; — на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: — адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости; — участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Личностные: Взаимодействовать в группе, паре, проявлять интерес к изучаемой теме; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакиной, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, демонстрационный материал.

1.Мотивационно-ориентационный

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся

Всё у нас получится!

Звучит музыка Чайковского» Времена года-«весна:, под музыку читаю стих.:

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

- О каком времени года идет речь?

- О весне.

К нам на урок пришла сама красавица-Весна (кукла)

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

Какое сегодня число? 10 марта

Как можно назвать число 10? 1десяток

Назовите 1 звук в слове март. (М)

Дайте характеристику этому звуку? (1 ученик работает у доски с карточками,

а остальные объясняют друг другу )

(М) - согласный, твердый, парный, звонкий непарный. (проверили)

2.Работа в тетради (хором)

Я тетрадочку открою

И наклонно положу

Я друзья скрывать не стану

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь ,за работу я возьмусь.

Записали число. 10 марта.

3. Минутка чистописания:

М м ма мо му мы ми ме

В каких случаях пишется заглавная буква М?

Столица нашей родины- город,,,,,,,,,?

Мы живем в замечательном городе-?

Москва, Магнитогорск (вывешиваю слова)

Какие гласные показывают, что согласный стал твердым?

Какие гласные показывают, что согласный стал мягким?(записали)

4. Постановка темы и целей урока

Очень звОнок

наш звонОк,

продолжаем наш урок.

-Что интересного заметили? Кто сможет назвать тему нашего урока? Ударение.

Это урок изучения новой темы или урок-закрепления?

Какие задачи мы поставим?(вывешиваю опорные слова):

-Вспомним: + Что такое ударение( ответы детей)

Какие слоги называются : + ударные, безударные

- Какую роль играет + ударение в словах

- В каких словах не ставится + ударение.

Вернемся к словам: Москва, Магнитогорск- (Mocквa... Kaк мнoгo в этoм звyкe, Для cepдцa pyccкoгo cлилocь! Kaк мнoгo в нeм oтoзвaлocь! Cтиxoтвopeниe A.C.Пyшкинa.)

Алгоритм:1. Определяем гласные;

2. Делим на слоги(сколько в слове гласных, столько и слогов);

3.Произносим слова целиком, ставим ударение.

Делаем вывод:

Ударение-выделение в слове голосом одного из слогов.

Ударный слог – слог, который произносится с большей силой голоса.

5. Работа в парах (на партах лежат карточки):

а) В каждом слове спряталось животное или птица:

Минутка, камыши, черемуха, чертеж,коса, коньки

Что обозначают эти слова?( предметы, отвечают на вопрос что?)

б) Работа с комментированием у доски:

(По цепочке записываем, определяем гласные, делим на слоги, ставим ударение)

Утка, мыши, муха, еж, оса, конь.

6. Физминутка:

Вывод: когда не ставится знак ударения.

Стих. -Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт ответ:

-Ничего, житьё течёт,

Я-ударная всегда.

-Ой-ё-ёй, вот это да!

А какую роль играет ударение в словах?А может можно обойтись без ударения?

Чтение сказки (весна

Рассказ весны)

Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударение и оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения слова!

Слова ему не поверили.:

Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.

Ударение стало перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами. Инсценировка Сценка

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Егор , что с тобой случилось?»

-Ребята, в чем запутался Егор ? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)

Запись слова: пищи-_пищ

- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у ударения.

На доске:

Мы сегодня ели уху .

Комар подлетел к уху.

На двери висит замок.

На горе стоит замок.

В ведёрко руку окуни.

Не бойся – это .В ведёрко руку окуни.

Не бойся – это окуни.

.

Запись слов:

Уху-уху

Окуни-окуни

Вывод: ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова

Чтение стих. ученицей.

А мы пока про ударенье

Сочиним стихотворенье…

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Подведение итога урока

-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов). Какую роль выполняет ударение? (Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.). В каких словах не ставится ударение? (Над словом из одного слога или над буквой ё).

Рефлексия деятельности: оценивание своей работы

Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

Что в гости к Ударению сходили

И все секреты мы его раскрыли.

Принц Ударение, конечно, «мОлодец»,

А каждый из нас «молодЕц».

Молодцы! Спасибо за урок! (весна)

Если останется время

А на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово.

Хлопок, полки, плачу, мука, пары, стоит, атлас, ирис