Урок русского языка.
2 класс.
Ударение.
Учитель
МБОУ гимназии № 88
г.Краснодара
Савченко Н.Н.
ТЕМА УРОКА:
Ударение.
ЦЕЛИ УРОКА:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии ударения;
- закреплять умение делить слова на слоги, ставить знак ударения;
- способствовать расширению словарного запаса учащихся, развивать устную и письменную речь.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебники, тетради;
- изображение сказочного героя – Буратино;
- таблица с заданием;
- интерактивная доска.
ХОД УРОКА:
1. Вводная беседа.
На доске:
т м к а ч п н
- Что записано на доске?
(На доске записаны буквы).
- Что такое буквы?
( Это условные значки, обозначающие звуки речи).
- Чем буквы отличаются от звуков?
(Буквы мы пишем и видим, а звуки – произносим и слышим).
- Какая буква лишняя и почему?
(Буква «А» - она дает гласный звук).
- Какие звуки мы называем гласными?
(Звуки, при произнесении которых воздух, выходя изо рта, не встречает преград в виде языка, губ и зубов).
2. Минутка чистописания.
З з З з З з
зуз зуз зуз
Словарь: з…вод, за…ц, з…ря, зд…ровье.
3. Работа над новым материалом.
- Какую роль в русском языке играют гласные звуки?
(Гласные звуки образуют слоги, поэтому сколько в слове гласных, столько и слогов. Гласные буквы второго ряда смягчают согласные звуки).
- Все ли слоги в слове произносятся одинаково? Почему?
(Не все. Один слог ударный. Он произносится громче и тянется дольше, чем остальные).
- Давайте запишем некоторые слова. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в тетрадь.
1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(Воробей)
2. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известна персона. Кто это?
(Ворона)
3. Он по-рабочему одет -
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.
(Дятел)
4. Бела, как снег,
Зелена, как лук,
Черна, как жук,
Поет, как бес.
(Сорока)
- Давайте вспомним, как мы делали разбор слов в первом классе.
ВО РО НА
- С одним из этих слов составьте предложение.
- Что такое предложение? Каковы правила написания предложений?
(Предложение – это законченная мысль. Начало предложения пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка).
- Всегда ли в конце предложения ставится точка?
(Не всегда. Иногда в конце предложения ставится вопросительный или восклицательный знак).
- Какое предложение мы называем вопросительным? Какое – восклицательным?
(Вопросительное предложение содержит в себе вопрос, восклицательное – выражает сильные чувства).
Примерные предложения детей:
На ветке сидел взъерошенный воробей.
Какой веселый воробей!
Где спрятался маленький воробушек?
- К нам в гости пришел сказочный человечек. Сам он деревянный, у него длинный нос и веселый колпачок. Угадайте, кто это?
( Б у р а т и н о ).
4. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Работа над темой.
- Буратино принес письмо, но так как он очень любит рисовать, некоторые слова он зашифровал рисунками.
В лесу растёт пушистая . Под ёлкой сидит
колючий . Его нашли . Они
принесли его и напоили .
- В словах 1 и 2 предложений поставьте знак ударения.
- Назовите слова, спрятанные в картинках, в которых количество звуков больше, чем букв. Почему? Докажите.
(В слове «ёлка» и в слове «ёж». В этих словах есть йотированные гласные, которые дают два звука).
- Всегда ли йотированные гласные дают два звука?
(Если йотированные гласные е,ё,ю,я стоят в начале слова, после гласной, после ъ, ь знаков).
6. Закрепление.
Фонетический разбор слова ЁЛКА.
ёлка –( й о л к а )
ё – ( й ) – согл., мягк., звонк., непарн.
( о) – гласн.
л – ( л ) – согл., тверд., звонк., непарн.
к – ( к ) – согл., тверд., парн., глух.
а – ( а ) – гласн.
---------------------------------------------------
4 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.
7. Итог урока.
- Какой слог называется ударным?
- Сколько ударных слогов может быть в слове?
- В каких словах ударение ставить не нужно?
(Ударение не ставится в слове, которое состоит из одного слога, и в словах, содержащих гласную ё, так как она всегда ударная).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.