Урок русского языка, 2 класс Однокоренные (родственные) слова
Оценка 4.7

Урок русского языка, 2 класс Однокоренные (родственные) слова

Оценка 4.7
docx
12.11.2023
Урок русского языка, 2 класс Однокоренные (родственные) слова
Однокоренные (родственные) слова.docx

Тема: Однокоренные (родственные) слова.

Цели: познакомить с признаками родственных слов;   

Задачи:

·        развивать умение сравнивать слова;

·        подбирать однокоренные;

·        учить выделять общую часть родственных слов;

·        развивать орфографическую зоркость;

·        развивать устную речь учащихся;

 

Тип урока: открытие нового знания.

 

Ход урока:

1 Мотивационно- организационный этап: приветствие, готовность к уроку, положительный настрой на работу.

 

2. Актуализация знаний.

Чистописание: сегодня на чистописании мы с вами вспомним написание одной из изученных нами букв.

(Создание положительной мотивации для овладения написания этой буквы)

-Ребята давайте вспомним как правильно писать букву «Б б».

Написание этой буквы. Самоконтроль: обведите простым карандашом буквы, которые полностью совпали с образцом.

Словарно-орфографическая работа: запись 7 словарных слов, проверка.

Знакомство с  новым словарным словом ЛОПАТА и отработка его правописания

-Ребята, отгадайте загадку:

Я землю копала —

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

Ответ: Лопата

-Давайте попробуем дать толкование слова Лопата. (Дети производят толкование этого слова)

- Обобщение: ЛОПАТА - ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и широким плоским отточенным концом). Постановка ударение в слове Лопа’та.

-Можно ли проверить эту безударную гласную. Подберем связанные по смыслу слова. (Лопатка, лопаточка)

-Так можем ли мы проверить эту безударную гласную? (Нет, её нельзя проверить)

Делаем вместе с детьми вывод, что её нужно запомнить. (Выделяю на карточке эту безударную гласную Лопа’та). Выделение зеленым цветом безударной гласной.

Составление и запись словосочетаний со словом ЛОПАТА. (Маленькая лопата, тяжёлая лопата…) Составление и запись предложения со словом ЛОПАТА.

 

3. Создание проблемы ситуации.

-Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, родственники)

 

-В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама-на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап. Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек.

-Как вы думаете, есть ли в русском языке слова-родственники? (Да/ Нет)

-Мнения у нас разошлись. На этот вопрос, мы будем искать ответ.

 

4. Открытие новых знаний.

Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний

-Прочитайте слова:

рыба

рыбак

рыбалка

Назовите значение слова – рыба.  (Рыба – это животное, обитающее в водной среде, имеющее плавники и тело покрытое чешуей)

 

Аналогично второе слово – рыбак. (Рыбак - человек, который ловит рыбу.)

С помощью какого слова мы истолковали слово рыбак? (С помощью слова рыба.)

 

Если одно слово можно объяснить через другое, то, как тогда связаны эти слова? (Слова связаны по смыслу)

Аналогично третье слово – рыбалка. (Рыбалка-ловля рыбы.)

Да ребята, Рыбалка - это ловля рыбы.

 

-Ребята, а почему мы второе и третье слово не истолковывали с помощью слова окунь или щука. Ведь они же рыбы? (У данных слов нет общей части)

-Какая общая часть у слов рыба, рыбак, рыбалка? ( Общая часть рыб) (Выделяю общую часть во всех словах дугой)

-Сколько признаков мы с вами выделили у слов рыба, рыбак, рыбалка? (Мы выделили два признака)

-Кто бы хотел назвать первый признак? (Связаны по смыслу)

-Кто бы хотел назвать второй признак? (Есть общая часть)

 

Мы ответили с вами на вопрос “ Как вы думаете, есть ли в русском языке слова-родственники?” (Да, мы ответили на поставленный вопрос. В русском языке существуют слова родственники, которые называются родственными или однокоренными)

 

-Давайте попробуем составить определение. (Ответы детей)

-Такие слова, которые связаны по смыслу и имеют общую часть, называют родственными

 

5. Первичное закрепление.

Работа с учебником стр. 43

Воспроизводящие вопросы:

Сколько признаков родственных слов названо в определении? (Два признака)

Назовите первый признак. (Имеют общую часть)

Назовите второй признак. (Связаны по смыслу)

 

Анализирующие вопросы:

-Если два слова связаны по смыслу, то они являются родственными. Согласны ли вы с ним? (Ответы детей) Докажите.

 

-Что надо сделать, чтобы установить связаны ли слова по смыслу? (Ответы детей)

Приведите примеры родственных слов. И докажите.

 

-Я задумала пару слов на морскую тематику, которые имеют общую часть и связаны по смыслу. Подберите эти пары слов. И докажите.

 

Развертывание способа действия (составление памятки):

 

Б) Составляем памятку на примере.

1.Читаю слова.

2.Выделяю общую часть.

3.Определяю, связаны ли слова по смыслу (значение).

4.Если выполняются 2) и 3), то данные слова являются родственными.

 

Посмотрите на доску.

лес

лесник

Запишите слова в тетрадь.

 

Прочитайте слова. (1 шаг памятки)

Давайте выделим общую часть. (Общая часть лес) (2 шаг памятки)

Достаточно ли мы выделили признаков? (Нет)

Как определить связаны ли слова по смыслу? (Надо истолковать значение этих слов)

Ребята, давайте истолкуем их. (3 шаг памятки)

 

Выполняются два условия? (Да) Если выполняются, то слова являются родственными. (4 шаг памятки)

Как мы с вами рассуждаем, чтобы определить родственные слова? (Ребята проговаривают шаги памятки)

 

Выполним номеров учебника с использование памятки.

 

6. Рефлексия.

-Что нового узнали? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными.. Узнали признаки родственных слов.)

-Ребята, вам понравился урок? (Ответы детей)

-Интересно ли было на уроке? (Ответы детей)

- Что было трудно? (Трудно распознавать и доказывать, что слова являются родственными).

-Почему возникают трудности? (Ориентируемся только на один признак).

-Как преодолеть эти трудности? (Ответы детей)

-Оцените, как вы работали. (на полях тетради)

 

 7.Домашнее задание

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Однокоренные (родственные) слова

Тема: Однокоренные (родственные) слова

В семье родственники похожи друг на друга

В семье родственники похожи друг на друга

Сколько признаков родственных слов названо в определении? (Два признака)

Сколько признаков родственных слов названо в определении? (Два признака)

Почему возникают трудности? (Ориентируемся только на один признак)

Почему возникают трудности? (Ориентируемся только на один признак)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023