Урок русского языка
Оценка 5

Урок русского языка

Оценка 5
docx
15.03.2024
Урок русского языка
Обобщение знаний о глаголе 4 класс.docx

 

«Обобщение знаний о глаголе»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

- повторить морфологические и грамматические признаки глагола;

- закрепить навыки правописания глаголов.

Развивающие:

- развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и внимание.

Воспитывающие:

– воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным.

Познавательные УУД:

-уметь правильно употреблять глаголы в устной речи и безошибочно их писать, определять их морфологические и грамматические признаки;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать свою деятельность:формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои действия и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

-уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формулировка учащимися темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Мотивация учебной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Обобщение и

систематизация

знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Практическое применение знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7. Рефлексия

 

 

 

8.Самооценка

деятельности

     учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Домашнее

задание

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

Обратите внимание на наших гостей, которых мы очень рады видеть.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

 

-Мы начинаем урок русского языка.

И начну я его со стихотворения.

  Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам… (глагол).

 

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока  (слайд 1)

Это новая для вас тема? (нет)

Тогда какова цель урока? (на доске)

 «Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Глагол».

- А для чего нам вся информация о глаголе?

Знать правила и уметь их применять

 

 

Поработаем над 1 задачей.

Сегодня Королева Грамматики приготовила для вас интересные задания (слайд 2)

- Отберите информацию о глаголе и соберите солнышко. (слайд 3)

Что у нас получилось?

- Я уверена, что наше солнышко осветит нам путь к знаниям и поможет нам преодолеть все трудности.

Какую мы задачу выполнили?

- Мы обобщили знания о глаголе. У нас получился «портрет»  глагола. (Слайд 4)

 

Глагол – весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех,

Читать, писать, спрягать и обеспечит

В конце урока непременно нам успех!

Успех нам принесет слаженная работа.

 

 Сегодня на уроке мы будем:

Упражняться, закреплять,

а ещё писать, играть,

в общем, просто повторять все о глаголе.

- Итак, приступаем к работе.

 

Работа в тетради (Слайд 5)

Дата, классная работа, минутка чистописания Гг

Словарная работа.  

На доске: Р. бочий, п. беда, д. журный, б. седа, м. ро(з, с) ,   . бед, р.сунок.      ( Саша пишет)                                                                                                      

 

Выполните задание в группах.   Вы будете работать в парах, а значит, нам необходимо вспомнить правила работы в группе.   ( У Саши карточка)

1 группа:  (Слайд 6)

Прочитайте пословицы, раскройте скобки. Определите вид орфограммы и сформулируйте правило. Определите и подпишите форму глаголов.

Кто любит трудит(ь)ся, тому без дела не сидит()ся.

    Грамоте учит(ь)ся всегда пригодит()ся.

 

2 группа: (Слайд 7)

   Прочитайте загадки и отгадайте их. Определите вид орфограммы. Раскройте скобки  и сформулируйте правило.

    (Не)лает, (не)кусает, а в дом (не)пускает.

В огне (не) горит, в воде (не) тонет.

 

3 группа: (Слайд 8)

 Прочитайте предложение, вставьте окончания. Определите вид орфограммы и сформулируйте правило. Определите спряжение у глаголов.

Поспешишь            – людей насмешишь.  (2 сп.)

Время не птица, за хвост не поймаешь.  ( 1 спр.)

 

- Какую задачу выполнили? Мы закрепили навыки правописания глаголов.

Что это было написано?

Пословица – это законченное предложение, в котором выражена народная мудрость.

Перед вами ещё пословица.

Прочитайте и скажите, что написано (Слайд 9)

«Вся семья вместе и душа на месте»

Как понимаете? Запишите. (Саша пишет)

 Семья – это самые близкие и родные люди; это дом, где всегда ждут с нетерпением; это место, где начинается рождение, воспитание, передача ценностей и традиций семьи.  Семья – это самое дорогое, что есть в жизни человека. Ведь для людей, что сейчас, что в прошлом было важно иметь крышу над головой, то есть свой дом, семью. Родители играют самую важную роль в жизни каждого.    2024 год в России объявлен годом Семьи по  Указу Президента Российской Федерации В.В.Путина - это важное событие для нашей страны. Потому, что семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми.  Семья – самое сокровенное, что есть у человека в жизни, нужно ценить и уважать ее, какой бы она не была.

 Тема семьи  нашла свое отражение в пословицах.   Много есть пословиц о семье.   

Дома вы приготовили к сегодняшнему уроку пословицы о семье, пожалуйста прочитайте.

Мы восхищаемся мудростью русского народа, который передал важный смысл и знания: как создать собственными руками счастье и взаимопонимание в семье.

 

Физминутка

Я называю глаголы, а вы выполняете действия: встали, потянулись, присели, поднялись, повернулись, улыбнулись, сели.

 

Игра «Не ошибись!»

-А теперь поиграем в игру «Не ошибись!».

 Её цель – проверить, как вы умеете определять время глагола.

(  раздаю по 3 карточки с одним словом ,).

-Условия игры: выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта, на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.

Задание для Саши (2 слова конверты ед.ч. и мн.ч.)

 

После игры содержимое конвертов проверить

Итак, назовите,  как могут изменяться глаголы? Как определить время у глаголов?

Значит, вы повторили, как определять время.

 

 

 

 

 

 

Игра «Замени одним словом»

 

Ребята, я буду называть вам фразеологический оборот, а вам нужно заменить его одним глаголом.

Вспомните, что такое фразеологизмы.

Определи спряжение глагола. (Саша пишет)

 

Зарубить на носу (запомнить)    2с.

Водить за нос (обманывать)      1 с.

Унести ноги (убежать)               1 с.

Надуть губы (обидеться)            2 с.

Клевать носом (засыпать)            1 с.

Бить баклуши (бездельничать)    1 с.

Чесать языки (болтать)                1 с.

- Какой формой глагола вы заменили фразеологический оборот? (неопределенной формой глагола) Что такое неопределённая форма глагола?

Что такое спряжение?

Над какой задачей мы трудились? Справились?

 

 

Слайд  10

(дифференцированное задание)

Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с использованием заданий трех уровней сложности.

Уровень сложности вы выберите себе сами.

Выбери подходящий уровень и выполни задание.

1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы. (Саше)

2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.

3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, определи число и время глаголов.

Ярко светит весеннее  солнышко. Снег темнеет  и  тает. На дороге  разлилась большая лужа. В ней уже купаются озорные воробьи. А с пригорка побежал весёлый ручеёк.

Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.

А сейчас выделите главные члены в первом предложении

Сделаем вывод:

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Над какой задачей работали?

Работа с учебником

Стр.91. упр.186

 

Систематизировали свои знания о глаголе. Слайд 11

- В заключении урока я хочу чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы сегодня работали.

– Можно ли обойтись в речи без глаголов?

 Так какую же роль играет глагол в речи?

- Какую цель ставили в начале урока?

Получилось ее реализовать?  

 

 

- Подберите глаголы, характеризующие деятельность вашего класса на уроке.

- Спасибо за работу на уроке!

 

-Вот и закончилось наш урок по стране «Глаголы». Вы вооружились знаниями, которые пригодятся в дальнейшем обучении.

Слайд 12

Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.

Слайд 13

Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого- то что- то не получилось, - не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.

 

 

А некоторых ребят за активную работу на уроке мне

бы хотелось поощрить отметкой «5» - это …

отметкой «4»

Дом. зад :  сочинить сказку о глаголе по данному началу “Жил-был Глагол” .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О глаголе.

 

 

Дети из слов составляют цель урока

обобщение, закрепление, вспоминать, повторение и систематизация

(Чтобы проверить свои знания по этой теме, убедиться , что мы запомнили, а что еще надо подучить)

 

 

 

 

Из карточек выбирают все о глаголе на доску, собирают солнышко.

 

 

 

Обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная запись слов в тетрадях. Учащиеся обозначают ударение и подчёркивают орфограммы.                             

 Взаимопроверка тетрадей.

 

Вспоминают правило

 

Когда мы пишем тся?(Когда гл. отвечает на вопрос Что делает? И когда гл. стоит в 3 л.)

 

Когда мы пишем ться? ( Когда гл. отвечает на вопрос что делать? И стоит в  неопределённой форме.)

 

 

 

Не с глаголами пишется отдельно.

 

 

 

Глагол, который сочетается с местоимением 2-ого лица единственного числа  и отвечает на вопрос что делаешь? или что сделаешь?, имеет окончание -ешь или -ишь

 

 

 

 

Пословицы.

 

 

 

 

Записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают пословицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки раскладывают в конверты

По значению и по вопросу.

-глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы Что делал?, что сделал? используется вспомогательное слово ВЧЕРА

-глаголы настоящего  времени отвечают на вопросы Что делает?, что делают? используется вспомогательное слово СЕЙЧАС

-глаголы будущего  времени отвечают на вопросы Что сделает?, что будет делать? используется вспомогательное слово ЗАВТРА

 

 

 

 

Это словосочетание, которое имеет переносный смысл.

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

 

 Спряжение – это изменение по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени

Вспомнили

 

 

 

Работа в тетради

 

 

 

 

Работа в тетради

У каждого учащегося карточка с заданиями и текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сказуемым

систематизация

 

 

 

 

 

Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учились, писали, работали, отвечали,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Обобщение знаний о глаголе»

Обобщение знаний о глаголе»

Личностные УУД: - уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным

Личностные УУД: - уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Актуализация знаний. 4

Актуализация знаний. 4

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний

Практическое применение знаний и умений 7

Практическое применение знаний и умений 7

Практическое применение знаний и умений 7

Практическое применение знаний и умений 7

Рефлексия 8.Самооценка деятельности учащихся 9

Рефлексия 8.Самооценка деятельности учащихся 9

Рефлексия 8.Самооценка деятельности учащихся 9

Рефлексия 8.Самооценка деятельности учащихся 9

Домашнее задание Прозвенел уже звонок,

Домашнее задание Прозвенел уже звонок,

Организационный этап 2

Организационный этап 2

Урок русского языка

Урок русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2024