МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
МКУ "Муниципальный орган управления образования" Cунтарского улуса (района)
МБОУ "_____________________________________"
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО «Математика» Заместитель директора по УВР Директор ______________ / ./
Протокол № _ от «__»______ 2023 г. ____________/./ Приказ № __
Руководитель МО: ___________/ / от «__» ________ 2023 г. от «__» _________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3296241)
учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7 класса
Учитель математики: Коколова Наталья Михайловна
с. Жархан 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
· выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
· воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
· выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
· делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
· разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
· выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
· использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
· проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
· самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
· прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
· выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
· выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
· выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
· оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
· в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
· представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
· понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
· принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
· участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
· самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
· владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
· предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
· оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
1 |
Представление данных |
7 |
|
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc |
2 |
Описательная статистика |
8 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc |
3 |
Случайная изменчивость |
6 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc |
4 |
Введение в теорию графов |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc |
5 |
Вероятность и частота случайного события |
4 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc |
6 |
Обобщение, систематизация знаний |
5 |
2 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
2 |
5 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
1 |
Представление данных в таблицах |
1 |
|
|
2.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8 |
2 |
Практические вычисления по табличным данным |
1 |
|
|
9.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324 |
3 |
Извлечение и интерпретация табличных данных |
1 |
|
|
16.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e |
4 |
Практическая работа "Таблицы" |
1 |
|
1 |
23.09 |
|
5 |
Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм |
1 |
|
|
30.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e |
6 |
Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм |
1 |
|
|
7.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602 |
7 |
Практическая работа "Диаграммы" |
1 |
|
1 |
14.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e |
8 |
Числовые наборы. Среднее арифметическое |
1 |
|
|
21.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 |
9 |
Числовые наборы. Среднее арифметическое |
1 |
|
|
11.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 |
10 |
Медиана числового набора. Устойчивость медианы |
1 |
|
|
18.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e |
11 |
Медиана числового набора. Устойчивость медианы |
1 |
|
|
25.11 |
|
12 |
Практическая работа "Средние значения" |
1 |
|
1 |
2.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a |
13 |
Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах |
1 |
|
|
9.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a |
14 |
Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах |
1 |
|
|
16.12 |
|
15 |
Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах |
1 |
|
|
23.12 |
|
16 |
Контрольная работа по темам "Представление данных. Описательная статистика" |
1 |
1 |
|
30.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390 |
17 |
Случайная изменчивость (примеры) |
1 |
|
|
13.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc |
18 |
Частота значений в массиве данных |
1 |
|
|
20.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c |
19 |
Группировка |
1 |
|
|
27.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0 |
20 |
Гистограммы |
1 |
|
|
3.02 |
|
21 |
Гистограммы |
1 |
|
|
10.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c |
22 |
Практическая работа "Случайная изменчивость" |
1 |
|
1 |
17.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8 |
23 |
Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа |
1 |
|
|
24.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52 |
24 |
Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл |
1 |
|
|
2.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba |
25 |
Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа |
1 |
|
|
9.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236 |
26 |
Представление об ориентированных графах |
1 |
|
|
16.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2 |
27 |
Случайный опыт и случайное событие |
1 |
|
|
6.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4 |
28 |
Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе |
1 |
|
|
13.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646 |
29 |
Монета и игральная кость в теории вероятностей |
1 |
|
|
20.04 |
|
30 |
Практическая работа "Частота выпадения орла" |
1 |
|
1 |
27.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8 |
31 |
Контрольная работа по темам "Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события" |
1 |
1 |
|
4.05 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186 |
32 |
Повторение, обобщение. Представление данных |
1 |
|
|
11.05 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24 |
33 |
Повторение, обобщение. Описательная статистика |
1 |
|
|
18.05 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa |
34 |
Повторение, обобщение. Вероятность случайного события |
1 |
|
|
25.05 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efec0 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
2 |
5 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» / 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и
статистике И.Р. Высоцкого, И.В. Ященко под ред. И.В. Ященко. – 2-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/
https://math7-vpr.sdamgia.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.