Технологическая карта урока
ФИО учителя: Масанова Оксана Витальевна
Класс: 3
УМК: «Начальная школа 21 века»
Предмет: русский язык
Тема: «Учимся писать суффиксы –ец- и -иц- и сочетания –ичк- и –ечк-.»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: Создать условия для формирования умения грамотно писать слова с суффиксами –ец- и –иц- и слова с сочетаниями –ичк- и –ечк-
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ
Формы обучения: индивидуальная, парная, дифференцированная, фронтальная.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, учебник, тетради, карточки
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
|
УУД |
||||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
|
Формируют умение грамотно писать слова с суффиксами –ец- и–иц-, развивают орфографическую зоркость, составляют алгоритм
|
участвуют в формулировании цели своей деятельности на уроке, развивают умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат |
осуществляют поиск и выделение необходимой информации, преобразовывают информацию из одной формы в другую, решают учебные и практические задачи |
правильное построение речевых высказываний |
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата |
|
Ход урока
|
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|||||||||
1 |
Организационный этап
|
Понимать и принимать школьные правила |
фронтальная |
Проверка готовности к уроку
|
Проверяют, всё ли необходимое есть на партах для урока.
|
Соблюдают правила поведения на уроке |
|||||||||
2 |
Актуализация знаний.
|
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
фронтальная |
- Отгадайте загадку. Бьют
его рукой и палкой. -Замените большой мяч на маленький … - При помощи какой части слова образовалось слово "мячик»? - Значит, о какой части слова будем говорить сегодня на уроке? - Найдите суффиксы в словах: слон, ключ, замок, казак Слайд 1 Продолжите предложение: Суффикс – это …, которая стоит … и служит …. Слайд 2 |
Отвечают на вопросы
мяч мячик При помощи суффикса
О суффиксах Слоник, ключик, замочек, казачок
|
осуществляют поиск и выделение необходимой информации |
|||||||||
3 |
Каллиграфическая минутка |
формирование каллиграфического навыка учащихся |
индивидуальная |
Посмотрите на доску. Что мы будем прописывать во время минутки чистописания? -ик- -ек- - ок |
суффиксы |
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
|||||||||
4 |
Выдвижение проблемы |
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого |
фронтальная |
- Посмотрите на экран. Кто скажет, какую букву нужно вставить в словах? Слайд 3
умел . ца умел . ц -Почему у нас получились разные ответы? -А теперь давайте произнесём эти слова. - Что слышится? - А пишутся они одинаково? Слайд 4
- В безударном положении суффиксы –ец- и –иц- звучат одинаково [иц], поэтому важно их различать. |
Отвечают на вопросы.
умел[иц]а умел[иц]
В слове умелица пишется буква И, а в слове умелец – Е. |
формируют основы логического и алгоритмического мышления
|
|||||||||
5 |
Постановка учебной задачи |
Направить обучающихся к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации |
фронтальная |
Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд 5 - Какую цель поставите на урок? |
формулируют цель своей деятельности на уроке
|
участвуют в формулировании цели своей деятельности на уроке |
|||||||||
6 |
Учебные действия по реализации плана. «Открытие нового знания» |
Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия |
Фронтальная, парная |
Приступаем к исследованию нашей проблемы. - Посмотрите на экран. Слайд 6
- Что общего у этих слов? - Посмотрите на слова первого столбика. Что вы заметили? - - Какой общий признак у имен существительных второго столбика? – А теперь внимательно посмотрите на слова 1 и 2 столбика и скажите, какую особенность в правописании вы заметили? - На основе своих исследований попробуйте сформулировать вывод, какой же признак определяет написание суффиксов ЕЦ и ИЦ? -А теперь давайте сравним наше открытие с правилом в учебнике. Откройте стр. 30. Прочитайте правило. - Наш вывод совпал с правилом? -Давайте определим алгоритм, чтобы правильно написать суффиксы – ец- и –иц-. Слайд 7 1. Выделяем корень 2 . –иц- под ударением? Пишем 3 . –иц- без ударения, определяем род 4. –ж.р.- пишем –иц- м.р. – пишем –ец- |
имена существительные имена сущ. мужского рода имена сущ. женского рода.
Делают вывод
Сравнивают
работают над составлением алгоритма в паре, затем фронтальная проверка
|
преобразовывают информацию из одной формы в другую, решают учебные и практические задачи |
|||||||||
7 |
Физминутка |
Снятие утомления |
фронтальная |
|
|
|
|||||||||
8 |
Первичное закрепление |
Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие |
фронтальная индивидуальная парная |
учебник стр.31, упр.1 (устно) Прочитайте. Как вы поняли задание? - Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов –ец- и –иц? В каких именах существительных пишется суффикс – ец- (-иц-)? - Работа на карточках (вставка пропущенных букв в суффиксах) |
проговаривают алгоритм вслух Оценивают товарищей знаками
Обмен карточками, взаимопроверка |
Работают по алгоритму |
|||||||||
9 |
Работа с учебником. Правописание сочетаний ИЧК и ЕЧК |
Усвоение способов, средств, которые привели к определённому выбору |
Индивидуальная фронтальная |
Откройте учебник на с.31 упр. Прочитайте слова. - Что вам удалось заметить?
- Давайте сравним наше открытие с правилом в учебнике. - Наш вывод совпал с правилом? - Составим алгоритм, чтобы правильно написать сочетания –ичк-, -ечк- Слайд 8 1.Определю, от какого слова образовано. 2.Если от слова на –ица, пиши ичк. 3.Если от не на ица, пиши ечк.
|
Самостоятельная работа
Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица-. В остальных случаях пишется сочетание –ечк
Формулирование алгоритма |
решают учебные и практические задачи
|
|||||||||
10 |
Вторичное закрепление |
Усвоение способов, средств, которые привели к определённому выбору |
Индивидуальная фронтальная проверка |
тетради на печатной основе № 2 с.6 упр.1,2. Вставьте нужную букву. |
применяют изученное правило, действуют по алгоритму |
решают учебные и практические задачи
|
|||||||||
11 |
Подведение итогов урока. Контроль и оценка знаний |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий |
фронтальная
|
- Какую цель мы поставили перед собой на уроке? - Смогли мы её достичь? - Чему учились сегодня на уроке? - Нам эти знания в жизни пригодятся?
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Принимают участие в диалоге, формируют умение оценивать свою работу и полученный результат |
|||||||||
12 |
Рефлексия |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
фронтальная
|
Оцените свою работу на уроке.
|
Показ условными знаками |
развивают способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
|||||||||
8 |
Домашнее задание |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
фронтальная
|
Задание в рабочей тетради на печатной основе № 2 с.6, упр.3,4 |
Запись д/з |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.