Урок русского языка, 4 класс Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов
Оценка 4.9

Урок русского языка, 4 класс Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов

Оценка 4.9
docx
12.11.2023
Урок русского языка, 4 класс Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.docx

Тема: Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

Целиактуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах; обобщить изученное о лексических груп­пах слов.

Планируемые результаты:

предметные выполнят орографическую работу, вспомнят что такое фразеологизмы и устаревшие слова.

личностные: проявят учебно-познавательный интерес к учебному материалу, научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.

воспитательные: понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Р Ф.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы.

Познавательные УУД: выделяют и формируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Комммуникативные УУД: формируют собственное мнение и позицию; планируют учебное сотрудничество – договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тетрадь, ноутбук, экран, презентация с заданиями

Ход урока:

I. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Выборочный диктант

- Выпишите слова с парными согласными в корне.

Биться как рыба об лёд, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зуб ногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, запретный плод, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

3. Самоопределение к деятельности

- Как называются сочетания слов, с которыми мы только что работали? (Фразеологические обороты?)

Как вы понимаете значение фразеологизма из кожи вон лезть? (Очень стараться что-нибудь сделать.)

- Где можно уточнить значение фразеологизма? (Во фразео­логическом словаре.)

- Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие словосо­четания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фра­зеологическими словарями.)

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику с. 49

Прочитайте.

- Почему мальчик не понял выражение глаза на лоб полезли?

— Можно ли понять смысл данного выражения, если объяс­нять в нём лексическое значение каждого слова?

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Что такое фразеологизм?

— Как же можно объяснить смысл выражения глаза на лоб по­лезли?

— Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм.

— Где можно уточнить значение фразеологизмов? (Словарь фразеологизмов в конце учебника.)

с. 50 (Коллективная работа с фразеологическим словарём учебни­ка)

Вариант работы со школьным фразеологическим словарём

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 6. Прочитайте, какой фра­зеологический оборот она иллюстрирует. (Бить баклуши.)

— Как обычно произносят этот фразеологический оборот? (Неодобрительно.)

— Прочитайте, что такое баклуши. (Это палочки-чурки, из ко­торых строят фигуру для игры в городки.)

— Решите логическую задачку. Кто выиграл в этой игре? (Петя.)

— Какой смысл имеет всё это устойчивое словосочетание? (Бездельничать.)

— Прочитайте историю появления и значение фразеологиз­мов во весь дух (с. 3), считать ворон (с. 85), кашу заварил (с. 20).

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Запишите в словарик слово ещё, подчеркните орфограмму.

— Назовите все звуки и буквы в этом слове.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

№ 76 (с. 50). (Работа в парах с фразеологическим словарём. Коллективная проверка.)

Работа по карточкам

1. В каждом словосочетании замените слово золотой сино­нимом.

Золотая нива, золотой человек, золотые руки, золотая пора.

2.Выберите нужное слово и зачеркните лишнее.

(Искусный, искусственный) мастер, (одел, надел) пальто, (обсудили, осудили) план сочинения, (рыбный, рыбий) суп, (сытый, сытный) ужин. (Коллективная проверка.)

 

7. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

8. Подведение итогов урока

— Что такое фразеологизм?

— Какую роль играют эти слова в нашей речи?

— С какими видами словарей вы познакомились на уроках?

9.  Оценивание. Домашнее задание


 

Тема: Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

Тема: Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

Можно ли понять смысл данного выражения, если объяс­нять в нём лексическое значение каждого слова? —

Можно ли понять смысл данного выражения, если объяс­нять в нём лексическое значение каждого слова? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023