Открытый урок
Урок 33 Урок русского языка в 9 Б классе 26.10.2020 г
Тема: Р/р. Обучение сжатию текста Сжатое изложение (по Л.Пантелееву)
Цели:
предметные: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста;
метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, свободно, правильно излагать свои мысли, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением;
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию.
Виды учебной деятельности:
личностные: пополнение словарного запаса, самоопределение;
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, управление своей деятельностью, инициативность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, текст для сжатия
Учащиеся предварительно разделены на 3 группы
I Орг.момент
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.
Вольтер
Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов
II Актуализация материала (Сидят по одному)
- Назвать типы речи.- Как их можно различить? ( по вопросу)
- Стили речи.(книжный - разговорный)
Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).
- В какой форме представлена вся эта информация? (текст).
-Что такое текст? (связанные по смыслу и грамматически предложения, есть тема, микротемы, идея, название)
- Нет названия Что такое хорошая книга? По первому предложению можно определить , о чем пойдет речь? (да, ключевое слово- книга)
Можно ли сохранить всю поступающую человеку информацию? (нет).
- Как же поступить? (записать, зафиксировать).
- Можно ли дословно зафиксировать получаемую информацию? (можно, но очень трудно)
- Что вы можете предложить? (запомнить только самое главное). Другими словами – сжать исходную информацию.
- Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно, красиво.
III Работа в паре (Сидят по двое)
- Посоветуйтесь. Как вы понимаете значение слова «изложение», «сжатое»? (ответы)
Изложение — вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста
Слайд №1
Сжатое изложение — это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста. В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства
IV Постановка цели и задач урока
«Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста».
- Сегодня на уроке мы продолжим совершенствовать знания по теме урока
- Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель (овладеть навыками сжатия текста)
- Где вы встречались с таким видом работы ? (подготовка к ОГЭ)
V Работа по теме . Работа в группе (на 3-х столах карточки ) (Сидят в группе)
Вопрос: что можно исключать из текста?
Задание: каждой группе предстоит проанализировать один прием сжатия текста » (работают 5-7 минут).
1 группа: ( с достаточным уровнем мотивации)
: К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся
1 Исключение:
Исключаем
1 вводные слова, однородные члены предложения, повторы, синонимы, цитаты; пояснения, уточнения, рассуждения, риторические вопросы и восклицания, исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
2слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!
При исключении необходимо
· Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
· Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
2 группа: ( с низким уровнем мотивации)
2 Обобщение:
замена однородных членов обобщающим наименованием,
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
парцеллированных предложений (расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков);
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
٧ Найти в тексте мелкие, единичные факты.
٧ Найти в них общее.
٧ Объединить эти факты на основе общего.
٧ Сформулировать получившееся предложение.
Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
٧ однородных членов обобщающим словом;
٧ сложного предложения - простым;
٧ части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
٧ прямой речи - косвенной;
٧ части текста - одним предложением;
٧ части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
٧ Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
٧ Сформулировать получившееся предложение.
Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно.
Нельзя удалять из текста:
٧ авторский тезис;
٧ аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли;
٧ вывод автора.
3 группа: ( с высоким уровнем мотивации)
3 Упрощение:
· слияние нескольких предложений в одно сложное;
· замена предложения или его части указательным местоимением;
· замена сложноподчинённого предложения простым;
· замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
· замена прямой речи косвенной.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.
Слайд №2
(ИСКЛЮЧАЮ, УПРОЩАЮ . ОБОБЩАЮ,)
Вы систематизировали знания о приемах сжатия текста. Попробуем применить эти знания на практике
Учитель: Перед вами текст. Советуйтесь Работайте: исключайте, обобщайте, упрощайте
VI Физкультминутка (ходят по классу)
Слайд №3
- Назвать количество основных языковых приёмов компрессии исходного текста (3)
1 группа Исключение - Количество приемов (9)
2 группа Обобщение (4)
3 группа Упрощение (5)
VII Практикум. Формирование навыка
Учитель: - Чтобы самое главное не ушло из памяти, необходимо учебный материал (зафиксировать удобным способом)
Текст у каждого на парте ( 6 штук) РАСПЕЧАТАТЬ У всех таблица с микротемой
- Прослушайте текст ( звучит аудиозапись)
Отвечает группа, записывают все
- Сколько микротем в тексте ? (на слух) - 3
1 группа: ( с достаточным уровнем мотивации)
- О чем он ? (Тема: книга, какую литературу следует читать),
2) Какой вопрос звучит в начале текста? (Что такое хорошая книга?)
Находим ключевые слова, записываем Составляем 1 абзац
Ключевые слова: хорошая книга, увлекательная, интересная,- это язык, содержание, идеи
- Скажите, а кому предназначен этот текст? (Нам – читателям.)
- Какова авторская задача в тексте? (Помочь читателям)
: Как вы думаете, какой тип текста (речи) выбирает автор? (Рассуждение)
Озаглавьте каждую микротему.
Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное.
1Что такое хорошая книга? Какой она должна быть? Запишите вопрос в 1 колонку,
Ключевые слова – во вторую колонку
План |
Ключевые слова |
Главная мысль |
1 Что такое хорошая книга? |
Хорошая книга увлекательная и интересная, оригинальная, богатый язык, смысл |
Хорошая книга должна быть увлекательной и интересной, она должна быть написана богатым языком, нести глубокий смысл и содержать оригинальные идеи. |
2. К чему приведет увлечение одним жанром? |
|
|
3.Какую нужно читать литературу? |
|
|
1 абзац - Какой языковой приём компрессии исходного текста использовали в 1-м абзаце? (исключение вводных слов) Основную мысль в 3-ю Вводные слова убираем, оставляем перечисление
Задание: Составляйте микротему
Ответ:
1 абзац
Что такое хорошая книга? Хорошая книга должна быть увлекательной и интересной, она должна быть написана богатым языком, нести глубокий смысл и содержать оригинальные идеи.
2 группа: ( с низким уровнем мотивации) Составляем 2 абзац
- А все ли слова в тексте вам знакомы?
1 словарная работа (ищут в Интернете)
Фэ́нтези, — жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века
Кто такие гоблины? Подземные жители, причём долгое пребывание под землёй ,низшие создания
Эльфы - это реально существоваший народ, который жил до людей и одновременно с людьми и составлял могущественную на заре человеческой эры эльфийскую цивилизацию.
Ключевые слова: жанр фэ́нтези, , гоблины, эльфы
- Почему же автор использует выражения? (чтобы предупредить, в кого можно превратиться)
- Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное Озаглавьте микротему.
Ключевые слова – во вторую колонку
План |
Ключевые слова |
Главная мысль |
1 Что такое хорошая книга? |
|
|
2.К чему приведет увлечение одним жанром? |
Жанр фэнтези, гоблинов и эльфов. |
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром. Например, увлечение только жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов. |
3.Какую нужно читать литературу? |
|
|
2абзац - Какой языковой приём компрессии исходного текста использовали во 2-м абзаце? ( упрощение)
Задание: Составляйте микротему
2 абзац
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром. Например, увлечение только жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов.
3 группа: ( с высоким уровнем мотивации) Составляем 3 абзац
- Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное
Ключевые слова: Классическая литература – это обязательная база, различные чувства, научно-популярная литература, кругозор, саморазвитие, лучший друг
План |
Ключевые слова |
Главная мысль |
1 Что такое хорошая книга? |
|
|
2.К чему приведет увлечение одним жанром? |
|
|
3.Какую нужно читать литературу? |
Классическая литература- база Научно-популярная литература Книга станет вашим лучшим другом |
Классическая литература – это обязательная база для каждого человека, в которой есть различные чувства и жанры. Такие книги научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Научно-популярная литература расширит ваш кругозор, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что книга станет вашим лучшим другом |
3абзац - Какой языковой приём компрессии исходного текста использовали в 3-м абзаце? (обобщение) замена фрагмента предложения синонимичным выражением
Задание: Составляйте микротему Не надо
План |
Главная мысль |
1 Что такое хорошая книга? |
Хорошая книга должна быть увлекательной и интересной, она должна быть написана богатым языком, нести глубокий смысл и содержать оригинальные идеи. |
2. К чему приведет увлечение одним жанром? |
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром. Например, увлечение только жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов. |
3.Какую нужно читать литературу? |
Классическая литература – это обязательная база для каждого человека, в которой есть различные чувства и жанры. Такие книги научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Научно-популярная литература расширит ваш кругозор, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что книга станет вашим лучшим другом |
- Сколько микротем в данном тексте? (3) Работа в тетради
: Прочитайте, пожалуйста, фразы во второй колонке нашей таблицы. Можно ли это назвать текстом?
Прежде чем вы начнете работать, не забудьте, что основную мысль при написании сжатого изложения нужно сохранить
Сжатый текст
Что такое хорошая книга? Хорошая книга должна быть увлекательной и интересной, она должна быть написана богатым языком, нести глубокий смысл и содержать оригинальные идеи.
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром. Например, увлечение только жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов.
Классическая литература – это обязательная база для каждого человека, в которой есть разочарование и радость, трагедия и комедия. Такие книги научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Научно-популярная литература расширит ваш кругозор, поможет определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что книга станет вашим лучшим другом! (96 слов)
VIII Памятка Слайд №4
Памятка
1. ОТОБРАТЬ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
2. СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АВТОРА.
3. СОХРАНИТЬ АВТОРСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ.
4. ПЕРЕДАТЬ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКУ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ.
5. ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕМЫ.
6. ОБОБЩИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.
Слайд №5
Согласно критериям оценивания сжатого изложения, нам необходимо выполнить следующие задачи:
1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микро темы;
2) Применить не менее одного способа сжатия текста;
3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).
Если в сочинении и изложении менее 70- слов, то 0 баллов
IX Рефлексия
Ребята, как вы считаете, важно ли уметь сжимать текст? Где это умение может вам пригодиться? Почему это умение проверяется на выпускном экзамене?
X Домашнее задание: Ваша задача – прослушать текст. Сжать его, используя все три приема. Ненужную информацию можете вычеркивать карандашом. Текст у вас (раздать всем)- 12 штук
Учитель: Какой этап в схеме действий, которая была выстроена в начале урока, мы не выполнили? (последний, 5) – это ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕМЫ. Это будет вашим домашним заданием. Составьте 3-4 пункта рекомендаций к сжатию текста, используя материалы урока, в виде алгоритма, карточки-подсказки или памятки
XI Самооценивание
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры
В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.
Микротема — содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена
Задание 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов[1]. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. [1] Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте. Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске. |
VIII Оценивание
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. - Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). - Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. - Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив
в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения
- Разделите текст на смысловые части. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Другой
Конспект урока
Обучающее сжатое изложение (отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Страна за Онегой», упражнение № 52).
Цель обучающая: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
Задачи: 1) подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, понимания основной мысли; научить видеть структуру текста.
2) научить школьников писать сжатое изложение, используя основные приемы сжатия текста.
Цель воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к «своей, малой» Родине.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.
У: Сегодня на уроке мы с вами подготовимся к написанию сжатого изложения по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Прежде чем обратиться к тексту, давайте вспомним, какое изложение называется сжатым?
(Сжатое изложение – это воспроизведение текста, при котором исключаются второстепенные детали, но сохраняется основная мысль и основное содержание текста.)
У: Верно, при написании сжатого изложения, действительно, убирается второстепенная информация, а остается только главная. Значит, при анализе текста нам необходимо выделить главную информацию и второстепенные детали, которые мы сможем сократить. Необходимо помнить, что при написании изложения допускается замена лица, от которого ведется повествование.
2. Подготовительная работа к восприятию текста.
У: Перед вами отрывок из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Давайте вспомним, что же такое очерк?
(Очерк – это литературное произведение, где описываются какие-либо жизненные события.)
У: Действительно, К.Г.Паустовский рассказывает о своем путешествии по северным местам, о встречах с разными людьми.
3. Выразительное чтение текста учителем (упражнение № 52).
У: Сейчас я вам прочитаю текст, а вы попытайтесь определить основную мысль и смысловые части в тексте.
Чтение текста.
Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.
В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валек и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.
Захарова не сразу согласилась петь. «Я пою, – сказала она, – когда Родина во мне затоскует». Я не понял. «Ну, как тебе это растолковать, желанный, – огорчилась Захарова. – Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине – и тот трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует Родина во мне, и я запою».
Я догадался. Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.
4. Беседа по содержанию текста.
У: Скажите, пожалуйста, какова же основная мысль текста?
(Автор рассказывает об одной сказительнице, с которой познакомился в одной из деревень, и с помощью ее образа говорит нам о необходимости любви к Родине.)
У: Верно. Запишите основную мысль в тетрадь.
У: Скажите, а кому предназначен этот текст?
(Нам – читателям.)
У: какова авторская задача в тексте?
(Помочь читателям вспомнить о своей Родине и задуматься о том, что необходимо любить то место, где ты родился.)
У: Как вы думаете, какой тип текста (речи) выбирает автор?
(Повествование и описание.)
У: А все ли слова в тексте вам знакомы? Кто такая сказительница?
(Рассказчица народных сказок, исполнительница былин.)
У: Что такое оконный наличник?
(Наличник – это накладная планка на оконном проеме,)
У: А что же такое валёк (катала вальком белье)?
(Валёк – длинный, плоский, слегка выгнутый брусок с рукояткой для катания белья на скалке, для выбивания белья при стирке.)
У: Что означает слово плат?
(Плат – это платок.)
У: Скажите, а как вы понимаете выражение: «Родина во мне затоскует»?
(Это когда человек вспоминает о своей Родине, думает о чем-то хорошем и ему хочется свои чувства как-то выразить.)
У: А правильно ли построена фраза с точки зрения русского языка?
(Нет.)
У: А как будет правильно?
(Я затоскую по Родине.)
У: Почему же автор использует выражение: «Родина во мне затоскует»?
(Потому что во фразе писателя Родина – это что-то внутри человека, а в первой фразе Родина существует отдельно.)
У: А в каком значении употреблены слова: тоска, затоскую в данном тексте?
(Любовь, любить.)
У: А как бы вы озаглавили данный текст?
(Любовь к Родине, тоска по Родине.)
5. Работа по сжатию текста.
У: Сколько микротем в данном тексте?
(Четыре.)
У: Озаглавьте каждую микротему. (План на доске и в тетрадях у детей.)
План |
Главная мысль |
1.Приезд в деревню |
|
2.Встреча |
|
3.Рождение песни |
|
4.Любовь к Родине |
|
У: Посмотрите, пожалуйста, отражает ли наш план основную мысль текста?
(Да, отражает.)
Первая микротема.
У: Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное.
(Ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.)
Записать в тетрадь (план).
У: Какие детали в этой части не важны для раскрытия основной мысли?
(Было холодно, цвела черемуха.)
У: Хорошо, а какой прием сокращения текста мы использовали?
(Исключение.)
У: Верно, мы убрали (исключили) второстепенную информацию, оставив только главную.
Вторая микротема.
У: Прочитайте второй отрывок в тексте. Выделите, пожалуйста, главное в этой микротеме, исключая второстепенные детали.
У: Но способ исключения можно использовать и по-другому. Для сжатия текста можно исключить второстепенные члены предложения (обстоятельства, определения). В каких предложениях мы можем это сделать?
(Почти в каждом предложении.)
У: Что же у вас получилось?
(Мне показали высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Старуха катала вальком белье. Она увидела меня и отложила валек, на котором были вырезаны узоры.)
Записать в таблицу.
Третья микротема.
У: Выразительно прочитайте этот фрагмент еще раз.
У: В этой части много предложений с прямой речью. Чтобы сжать такой отрывок, обычно используют прием обобщения. Попробуйте передать суть третьей части, не используя предложений с прямой речью. Расскажите, что происходит в этой части своими словами.
(Захарова не сразу согласилась петь. Она сказала, что поет только тогда, когда Родина в ней затоскует. Я не понял. Она огорчилась и растолковала мне, что для песни нужно особое настроение.)
Записать в тетрадь.
Четвертая микротема.
У: Прочитайте выразительно последнюю микротему. Найдите, пожалуйста, ключевые слова для понимания содержания этой части и выпишите их.
(Тоска по Родине, мы, горожане, любовь, чувство родной страны, острота, немедленное выражение.)
У: Хорошо, а сейчас перечитайте фрагмент еще раз и, пользуясь ключевыми словами, устно перескажите эту микротему.
Пересказ, 2-3 человека.
У: Какие предложения мы можем упростить? Как заменить предложение с приложением?
(Оставить только горожане.)
У: Как можно изменить структуру последнего предложения?
(Исключить вводное слово, заменить сложное предложение простым.)
У: Что же у нас получилось?
(Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое горожане называют любовью. Это острое чувство требует немедленного выражения.)
6. Работа с языковыми средствами связи.
У: Прочитайте, пожалуйста, фразы во второй колонке нашей таблицы. Можно ли это назвать текстом?
(Нет, так как нет связей между частями текста.)
У: Верно, для того, чтобы получился текст, вы должны подобрать средства связи между частями текста. Это могут быть синонимы, местоимения, союзы. Запишем их в нашу таблицу.
7. Повторное чтение учителем текста.
8. Написание сжатого изложения.
У: Прежде чем вы начнете работать, не забудьте, что основную мысль при написании сжатого изложения нужно сохранить. Обратите внимание, что мы пишем изложение от 3 лица. Удачи вам!
План.
На доске и в тетрадях.
План |
Главная мысль |
1.Приезд в деревню |
Ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой (писатель, автор, К.Г.Паустовский) |
2.Встреча |
Мне показали высокую избу Захаровой с резными наличниками. Старуха катала вальком белье, но, увидев, меня отложила валек, на котором были вырезаны узоры (ему, автору, увидев гостя) |
3.Рождение песни |
Захарова не сразу согласилась петь. Она сказала, что поет только тогда, когда Родина в ней затоскует. Я не понял. Захарова растолковала, что для песни нужно особое настроение (сказительница, она, писатель, автор) |
4.Любовь к Родине |
Тоска по Родине, мы, горожане, любовь, чувство родной страны, острота, немедленное выражение (К.Г.Паустовский, Захарова, сказительница, она, это означает, что). |
К уроку
Сжатое изложение — это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку. Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.
Во-первых, вспомним, что такое изложение? Сжатое изложение — это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста. В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.
Согласно критериям оценивания сжатого изложения, нам необходимо выполнить следующие задачи:
1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микро темы;
2) Применить не менее одного способа сжатия текста;
3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).
Микротемы
В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.
Микротема — содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.
Внимательное прочтение данного текста поможет выделить в нем следующие микротемы:
Задание 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов[2]. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. [1] Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте. Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске. |
Приёмы сжатия текста
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Надо
3. Ур. 23-24 Р/р. Сжатое изложение №2 Р/р. Сжатое изложение №2 (по С.Л.Львову ) (Смотреть КИМ)
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам ищут случившемуся не столько объяснения, сколько оправдания, ссылаясь на воспитание и обстоятельства. 31 слово.
Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственным действиям, к самовоспитанию. Оно начинается с самооценки. Если человек теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя во всём правым и не прислушивается к мнению других. 48 слова.
Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.14 слов. Итого: 31+48+14=93.
1. Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.
2. Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.
3. Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд., которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, своим планам и прежде всего – к собственным действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно себя оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их. (по С.Л.Львову) 140 слов
Текст изложения
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.
(По С.Л. Львову)
Образец сжатого изложения
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд. Все ищут объяснений. Вернее, оправдания. Винят семью, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать о важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, своим планам и действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка. Только умение адекватно себя оценивать позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.
Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом
на экзамене запрещено.При записи используйте различные способы сокращения,
стенографические знаки. Например,
1. вместо слова «характеризуется» -«хар-ся»,
«является»-«явл-ся»;
2. если в тексте часто повторяется одно слово,
допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий –
(П);
3. используйте стенографические знаки:
«Пол..жи своё сер..це у чтения»
Книга и чтение были предметом просл..вления во все времена и у всех народов. Ещё при зар..ждении письме(нн, н)ости, почти шесть тыс..ч лет назад, в одном египетском папирусе было написано: «Пол..жи своё сер..це у чтения». Какие уд..вительные з..душевные слова!
Книга и чтение- это великие учителя и воспитатели человеческих душ(?). Вдумаемся в слова А. И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно ос..дала в книг..: племена, люди, государства и..чезали, а книга ост..валась. Она р..сла (в)месте с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сер..ца».
Русский историк и писатель Н. М. Карамзин писал, что история ума пр..дставляет две главные эпохи: изобр..тение букв и изобр..тение типографии. Все другие были их следствием.
История письме(нн,н)ости – это история человеческой культуры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.