Конспект урока русского языка "Лингвистический анализ текста В.Пескова "Святые места" для учеников 10 класса
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка "Лингвистический анализ текста В.Пескова "Святые места" для учеников 10 класса

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл—10 кл
15.02.2023
Конспект урока русского языка "Лингвистический анализ текста В.Пескова "Святые места" для учеников 10 класса
Конспект открытого урока по формированию читате
открытый урок.doc

                Открытый урок   по теме: «Лингвистический анализ текста»

 

Дата: 10.02.2023 г.

Подготовила:  учитель русского языка и литературы Андреева Е.М..

 

Конспект урока развития речи в 10 классе

Цель урока: 

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные:

-продолжать работу по развитию языковой компетенции,

-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;

- обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);

-формировать навыки комплексного анализа текста;

- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;

3)воспитательные:   формирование таких нравственных качеств учащихся,   как доброта,  отзывчивость, человечность, любовь к Родине. Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: прием групповой познавательной активности «Шесть шляп критического мышления», анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Лингвистический анализ текста.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

 

Ход урока.

 

Ӏ. Эмоциональный настрой.

 

1.Речевая разминка

 

-Добрый день , дорогие ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сколько пришло гостей. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, пожелайте друг другу удачи.

 

Давайте создадим  позитивный настрой на работу и проведем небольшую разминку. Суть ее состоит в следующем: у  меня на доске несколько картинок и названия того, что они обозначают. Найдем соответствия.

Все эти предметы: Красная площадь, Собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор-достояние русского народа, нашей страны, России. А что у вас связано со словом Россия?  Кластер.

2.Грамматическая разминка. Отвечаем на вопросы да-нет.

1-Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу, грамматически и коммуникативно. Да.

-2Простое предложение-это предложение с одним главным членом. Нет.

3-Основная мысль текста – это то, что хотел сказать автор. ДА.

4.-Инверсия – это  прямой порядок слов. Нет.

5- Синонимы – это слова противоположные по значению. Нет.

6- Проблема текста – это вопрос, поднимаемый автором. Да.

3. «Превращения». Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот.

-Любить Родину

Признание мира

День весны

Совет отца

Кирпич в стене

4. Синтаксическая минутка. Укажите грамматические основы предложения. Определите тип предложения. Найдите ошибку.(ПП,  осложненное прич. и дееприч. оборотом)

Сегодня, снимая шапку,  перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастеров, сотворивших чудо. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

II. Тема урока: «Лингвистический анализ текста Василия Михайловича Пескова «Святые места». Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой?

 

1.Инсценированное чтение учителем текста

Определите стиль и тип текста. Почему автор создал текст именно в публ.стиле?

ФИЗМИНУТКА .Голова, плечи, подрыгали ногами. Мы охраняем вход в кремль. Ноги устали, руки затекли держать винтовку. Все тело замерзло.

2. Лингвистический анализ текста с использованием приема «Шесть   шляп  критического мышления».

 

-Давайте попробуем все вместе проникнуть в «тайны текста», поработать в  мастерской художника. Создадим паспорт текста.  А для этого примерим разные шляпки. Цвет шляпы поможет определить направление движения мысли.

 

1. «Белая шляпа». Создание словесного образа героя.

-Что вы можете сказать о главном герое?

-Чем он необычен? (Философ в жизни, художник в душе).

-Почему автор не дает ему имени? (Этот образ мыслится обобщенно. Перед нами один из многих людей).

-Назовите вопросы, на которые пытается ответить герой рассказа. О чем он размышляет? (Вывод.

- Какие проблемы поднимает автор в тексте? ( Долг каждого гражданина-заботиться о своем наследии, беречь и сохранять его.

 

 2. «Черная шляпа». Взаимодействие главного героя с людьми

(Недопонимание, не того круга человек, инопланетянин).

- О каком удивительном факте вспоминает герой?

-Как вы понимаете смысл предложения: Что показало время? «Любить Отечество невозможно заставить. Любовь нужно воспитывать.

Вывод. Нужно помнить о том, что у нас есть и ценить это.

 

3. «Желтая шляпа». Взаимодействие с окружающими.

- Какие предложения несут основную смысловую нагрузку

- Прочтите предложения, в которых говорится о духовном преображении героя. Как он поверил в людей? ( «В 20 лет приехал с первой получки в Москву, ходил по площади….Запомнились камни на узкой лестнице..Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?») (Совершая дела великие, мы должны помнить, откуда пошли и как начинали..»).

Вывод.

 

4. «Зеленая шляпа». Анализ «словесной ткани» текста, языковых средств.

 

Анализ лексических и синтаксических  языковых средств текста.

 

-Подберите синонимы к слову «святой». Объясните их смысловую связь.

 

В 5, 8, 13 предложениях  найдите однородные члены предложения. Какие действия героя они иллюстрируют?

 

-Какова роль односоставных предложений(4,5, 7, 8,9в монологе героя? (Сосредоточить внимание на внутреннем мире героя). Приведите примеры из текста.

 

 

- Найдите риторические вопросы в тексте и подумайте, какую роль они играют в раскрытии внутреннего мира героя? (1,14,23 )

Риторические вопросы привлекают  к обсуждаемой теме, выделяют мысль, которая интересует говорящего .Помогают понять, что герой находится в поиске жизненных истин, в поиске себя, ведет внутренний монолог с собой.

 

Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств мы автор раскрывает внутренний мир своего героя.

 

 5. «Красная шляпа». Анализ художественной манеры письма В. Пескова

- -Как вы понимаете смысл финала текста? Назовите ключевые слова, повторяющиеся в начале и конце текста. Каким новым смыслом они наполнены в конце текста? (Как вы понимаете смысл названия текста? Москва, Отечество собор, чудо…Святые места для граждан). Какова композиция текста?

 

6. «Синяя шляпа». Подведение итогов урока. В результате нашей общей работы у нас получился паспорт текста. Когда вы в след. году пойдете на экзамен и возьмете с собой паспорт, помните, что у этого текста паспорт тоже есть. Он тоже может быть на экзамене. Вы очень хорошо сегодня поработали,  справились со всеми заданиями. Огромное вам спасибо! Я бы всем поставила 5.

 

III. Рефлексия. Закончить урок мне бы хотелось небольшой притчей.

Учитель зачитывает притчу:

-«Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один вопрос: «Что ты делал целый день?»

Первый с ухмылкой заявил: «Я целый день возил ужасные камни».

Второй  ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу».

А  третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью, удовольствием и он промолвил: «А я принимал участие в строительстве храма знаний!»

-Ребята, вы тоже сегодня добросовестно трудились, получали знания, закрепляли их. Словами какого человека вы ответите на вопрос :«Что вы делали сегодня на уроке»?

Поднимите руку, кто хорошо работал. Поднимите вторую, кто готовился к экзамену. Хлопните в ладоши! У вас все получится.!!!ПОТОМУ ЧТО СЕГОДНЯ МЫ ПОСТРОИЛИ ХРАМ ЗНАНИЙ!!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Открытый урок по теме: «Лингвистический анализ текста»

Открытый урок по теме: «Лингвистический анализ текста»

Речевая разминка -Добрый день , дорогие ребята

Речевая разминка -Добрый день , дорогие ребята

II . Тема урока: «Лингвистический анализ текста

II . Тема урока: «Лингвистический анализ текста

В 5, 8, 13 предложениях найдите однородные члены предложения

В 5, 8, 13 предложениях найдите однородные члены предложения

Конспект урока русского языка "Лингвистический анализ текста В.Пескова "Святые места" для учеников 10 класса

Конспект урока русского языка "Лингвистический анализ текста В.Пескова "Святые места" для учеников 10 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023