Открытый урок по теме: «Лингвистический анализ текста»
Дата: 10.02.2023 г.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Андреева Е.М..
Конспект урока развития речи в 10 классе
Цель урока:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные:
-продолжать работу по развитию языковой компетенции,
-учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению;
- обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, доказательство);
-формировать навыки комплексного анализа текста;
- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
- развивать аналитические и творческие способности учащихся, понимание композиционных особенностей текста-рассуждения;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, отзывчивость, человечность, любовь к Родине. Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: прием групповой познавательной активности «Шесть шляп критического мышления», анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Лингвистический анализ текста.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
Ӏ. Эмоциональный настрой.
1.Речевая разминка
-Добрый день , дорогие ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сколько пришло гостей. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, пожелайте друг другу удачи.
Давайте создадим позитивный настрой на работу и проведем небольшую разминку. Суть ее состоит в следующем: у меня на доске несколько картинок и названия того, что они обозначают. Найдем соответствия.
Все эти предметы: Красная площадь, Собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор-достояние русского народа, нашей страны, России. А что у вас связано со словом Россия? Кластер.
2.Грамматическая разминка. Отвечаем на вопросы да-нет.
1-Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу, грамматически и коммуникативно. Да.
-2Простое предложение-это предложение с одним главным членом. Нет.
3-Основная мысль текста – это то, что хотел сказать автор. ДА.
4.-Инверсия – это прямой порядок слов. Нет.
5- Синонимы – это слова противоположные по значению. Нет.
6- Проблема текста – это вопрос, поднимаемый автором. Да.
3. «Превращения». Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот.
-Любить Родину
Признание мира
День весны
Совет отца
Кирпич в стене
4. Синтаксическая минутка. Укажите грамматические основы предложения. Определите тип предложения. Найдите ошибку.(ПП, осложненное прич. и дееприч. оборотом)
Сегодня, снимая шапку, перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастеров, сотворивших чудо. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
II. Тема урока: «Лингвистический анализ текста Василия Михайловича Пескова «Святые места». Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой?
1.Инсценированное чтение учителем текста
Определите стиль и тип текста. Почему автор создал текст именно в публ.стиле?
ФИЗМИНУТКА .Голова, плечи, подрыгали ногами. Мы охраняем вход в кремль. Ноги устали, руки затекли держать винтовку. Все тело замерзло.
2. Лингвистический анализ текста с использованием приема «Шесть шляп критического мышления».
-Давайте попробуем все вместе проникнуть в «тайны текста», поработать в мастерской художника. Создадим паспорт текста. А для этого примерим разные шляпки. Цвет шляпы поможет определить направление движения мысли.
1. «Белая шляпа». Создание словесного образа героя.
-Что вы можете сказать о главном герое?
-Чем он необычен? (Философ в жизни, художник в душе).
-Почему автор не дает ему имени? (Этот образ мыслится обобщенно. Перед нами один из многих людей).
-Назовите вопросы, на которые пытается ответить герой рассказа. О чем он размышляет? (Вывод.
- Какие проблемы поднимает автор в тексте? ( Долг каждого гражданина-заботиться о своем наследии, беречь и сохранять его.
2. «Черная шляпа». Взаимодействие главного героя с людьми
(Недопонимание, не того круга человек, инопланетянин).
- О каком удивительном факте вспоминает герой?
-Как вы понимаете смысл предложения: Что показало время? «Любить Отечество невозможно заставить. Любовь нужно воспитывать.
Вывод. Нужно помнить о том, что у нас есть и ценить это.
3. «Желтая шляпа». Взаимодействие с окружающими.
- Какие предложения несут основную смысловую нагрузку
- Прочтите предложения, в которых говорится о духовном преображении героя. Как он поверил в людей? ( «В 20 лет приехал с первой получки в Москву, ходил по площади….Запомнились камни на узкой лестнице..Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?») (Совершая дела великие, мы должны помнить, откуда пошли и как начинали..»).
Вывод.
4. «Зеленая шляпа». Анализ «словесной ткани» текста, языковых средств.
Анализ лексических и синтаксических языковых средств текста.
-Подберите синонимы к слову «святой». Объясните их смысловую связь.
В 5, 8, 13 предложениях найдите однородные члены предложения. Какие действия героя они иллюстрируют?
-Какова роль односоставных предложений(4,5, 7, 8,9в монологе героя? (Сосредоточить внимание на внутреннем мире героя). Приведите примеры из текста.
- Найдите риторические вопросы в тексте и подумайте, какую роль они играют в раскрытии внутреннего мира героя? (1,14,23 )
Риторические вопросы привлекают к обсуждаемой теме, выделяют мысль, которая интересует говорящего .Помогают понять, что герой находится в поиске жизненных истин, в поиске себя, ведет внутренний монолог с собой.
Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств мы автор раскрывает внутренний мир своего героя.
5. «Красная шляпа». Анализ художественной манеры письма В. Пескова
- -Как вы понимаете смысл финала текста? Назовите ключевые слова, повторяющиеся в начале и конце текста. Каким новым смыслом они наполнены в конце текста? (Как вы понимаете смысл названия текста? Москва, Отечество собор, чудо…Святые места для граждан). Какова композиция текста?
6. «Синяя шляпа». Подведение итогов урока. В результате нашей общей работы у нас получился паспорт текста. Когда вы в след. году пойдете на экзамен и возьмете с собой паспорт, помните, что у этого текста паспорт тоже есть. Он тоже может быть на экзамене. Вы очень хорошо сегодня поработали, справились со всеми заданиями. Огромное вам спасибо! Я бы всем поставила 5.
III. Рефлексия. Закончить урок мне бы хотелось небольшой притчей.
Учитель зачитывает притчу:
-«Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один вопрос: «Что ты делал целый день?»
Первый с ухмылкой заявил: «Я целый день возил ужасные камни».
Второй ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью, удовольствием и он промолвил: «А я принимал участие в строительстве храма знаний!»
-Ребята, вы тоже сегодня добросовестно трудились, получали знания, закрепляли их. Словами какого человека вы ответите на вопрос :«Что вы делали сегодня на уроке»?
Поднимите руку, кто хорошо работал. Поднимите вторую, кто готовился к экзамену. Хлопните в ладоши! У вас все получится.!!!ПОТОМУ ЧТО СЕГОДНЯ МЫ ПОСТРОИЛИ ХРАМ ЗНАНИЙ!!!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.