Методическая разработка урока по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь"
Оценка 5

Методическая разработка урока по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл—10 кл
25.12.2022
Методическая разработка урока по теме: "Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс  - чь"
Цель: научить правильно употреблять в речи личные формы глаголов с суффиксом -чь.
Методическая разработка урока.doc

Тема урока: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс  - чь

Цель: научить правильно употреблять в речи личные формы глаголов с суффиксом -чь.

Планируемые результаты:

·                     Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

·                     Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.

·                     Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

·                     Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2 по УМК «Перспективная начальная школа», карточки, листы с блицопросом.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать Вас на уроке русского языка. Желаю всем отличной работы на уроке. Садитесь.

 

- Сейчас открыли все тетради и записали дату сегодняшнего урока

- С какой  частью  речи  мы  работаем  сейчас на  уроках?

 

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем   на  каждом  уроке.  И  сегодняшний  урок  не  исключение. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

1. Активное целеполагание

- Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы по теме «Глагол». Каждое высказывание по этой теме вы будете оценивать (- я знаю, - не уверен, сомневаюсь, - не знаю). Заполните  I  столбик «Знаю» (подумайте и поставьте в этой графе + или -)

 

- Итак, что вы знаете о глаголе. Продолжите предложения.

1.                 Глагол – это….

2.                 Глаголы изменяются по…

3.                 Спряжение – это…

4.                 Спрягаются только глаголы…

5.                 На какую форму глагола указывает суффикс -л- ?

6.                 Глаголы прошедшего времени изменяются по…, а в единственном числе по…

7.                 Не с глаголами пишется…

8.                 В предложении глаголы являются…

9.                 На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

10.             Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.

11.             Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?

- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?

- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).

СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА 

Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом - чь?

 

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

·                     научиться изменять глаголы с суффиксом - чь.

Работа в тетрадях.

Чистописание  (метод.пособие, стр.125)

На доске записаны слова: засв…стит, кр…чит, пос…дит, забл…стит.

- Прочитайте слова. Найдите в них общее (Это глаголы в ед.числе. Во всех словах пропущена орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением).

- Какое слово лишнее? Почему?

- Сегодня мы составим цепочку из букв, которые являются окончаниями глаголов и безударных гласных в приставках. Какие буквы войдут в цепочку?

ИТОА

2. Целенаправленная деятельность

- Откройте учебник на странице 115. упр. 88 (значок Обратного словаря).

- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.

- Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.

Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.

- В какой форме стояли данные глаголы?

 

- Сейчас вы будете работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись.

Он старался  ___ разжечь _______ костер.

Она решила  ___ сжечь _______старые письма.

Главное - не  _ обжечь _________ руку!

Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.

Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.

 

- Какие приставки изменяли значение слова жечь?

- Для чего мы выполняли это задание?

- Познакомились с глаголом на чь, учились правильно записывать родственные глаголы

Вывод: Итак, мы с вами поняли, что в разных по значению предложениях необходимы разные глаголы. 

 

- Напомните, какая цель нашего урока?

 - Научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.

- Продолжаем наблюдать за глаголами.

 

- Вернемся в учебник на с. 116. Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь и зажечь.

жечь, зажечь

- Прочитайте глаголы 1 лица ед и мн.ч, 2 лица, 3 лица

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л.  я жгу, зажгу

мы жжём зажжём

2 л. Ты жжёшь, зажжёшь

вы жжёте, зажжёте

3 л. Он жжёт, зажжёт

они жгут, зажгут

- Что интересного вы заметили?

 

- В каких формах есть звук [г] ? Это формы, какого лица и числа? (в форме 1л, ед.ч. и 3 л. мн.ч.)

- В каких формах на месте звука [г] появляется шипящий звук [ж]? (во всех остальных)

По заданию упражнения (проспрягай еще 2 глагола, родственных глаголу жечь)

я обожгу, подожгу                        мы обожжем, подожжем

ты обожжешь, подожжешь      вы обожжете, подожжете

он обожжет, подожжет            они обожгут,  подожгут

 

- Найдите в словаре глагол печь. Прочитайте родственные ему глаголы.

- Найдите в словаре глагол беречь. Прочитайте родственные ему глаголы.

Проспрягайте глагол печь и беречь в тетради

Печь, запечь

ед. ч.

мн. ч.

1 л. я пеку, берегу

мы печём, бережем

2 л. ты печёшь, бережёшь

вы печёте, бережёте

3 л. она печёт, бережёт

 они пекут, берегут

 

- Итак, в каких формах есть звук [к] [г]? Это формы, какого лица и числа?

- В каких формах на месте звука [к] [г] появляется шипящие звуки [ч] [ж]?

- Что же необычного происходит с глаголами, оканчивающимися на  -чь?  (происходит чередование звуков)

- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?

- Можем ли сейчас дать ответ? Попробуйте сформулировать правило.

(Дети на листочках вставляют пропущенные слова)

Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж, ч.

Возьмите в руки правило. Заполним его. Правило внести в словарик и выучить к следующему уроку.

- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?

Физкультминутка

Учитель называет глаголы. Если глагол имеет на конце ть- топает, если ти- садится за парту, если чь - хлопаете.

Дружить, беречь, полоть, нести, стеречь, собирать, красить, жечь, запрячь, везти.

3. Этап оценивания

- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.

-  Чтение диалога на стр. 117.

- Что интересного Вам  удалось  обнаружить ?

-Дополните  то,  что  хотела  сказать  Маша.  В  каких  личных  формах  глаголов  на – чь  есть  звуки [г]  и [к],  А  в  каких  формах  эти  звуки  заменяются  на шипящие? 

 

Устно  проспрягайте  глагол   состричь.

 

- Еще раз сделаем научный вывод.

4. Этап оценивания

- Теперь возьмите оценочные листы (Приложение 4) и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его? Поставьте значок.

- Вернёмся к теме урока. Какие цели были поставлены?

- Смогли вы их сегодня добиться?

- Где мы можем использовать полученные знания?

- Какое домашнее задание можно выполнить по новой теме?

- Дома потренируйтесь в употреблении в речи  глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь, выполните упр.91

 

Д/з. Упражнение 91 стр. 118, правило учить.

Подведение итогов.

- На этом наш урок закончен. Вы молодцы. Всем  спасибо.

- Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо.

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь

Тема урока: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь

Глагол – это…. 2.

Глагол – это…. 2.

Сейчас вы будете работать в группе

Сейчас вы будете работать в группе

По заданию упражнения (проспрягай еще 2 глагола, родственных глаголу жечь) я обожгу, подожгу мы обожжем, подожжем ты обожжешь, подожжешь вы обожжете, подожжете он обожжет, подожжет…

По заданию упражнения (проспрягай еще 2 глагола, родственных глаголу жечь) я обожгу, подожгу мы обожжем, подожжем ты обожжешь, подожжешь вы обожжете, подожжете он обожжет, подожжет…

Этап оценивания - Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь

Этап оценивания - Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022