Тема урока: Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь
Цель: научить правильно употреблять в речи личные формы глаголов с суффиксом -чь.
Планируемые результаты:
· Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
· Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.
· Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
· Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2 по УМК «Перспективная начальная школа», карточки, листы с блицопросом.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать Вас на уроке русского языка. Желаю всем отличной работы на уроке. Садитесь.
- Сейчас открыли все тетради и записали дату сегодняшнего урока
- С какой частью речи мы работаем сейчас на уроках?
- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. У глаголов есть тайны, которые мы открываем на каждом уроке. И сегодняшний урок не исключение. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.
- Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы по теме «Глагол». Каждое высказывание по этой теме вы будете оценивать (- я знаю, - не уверен, сомневаюсь, - не знаю). Заполните I столбик «Знаю» (подумайте и поставьте в этой графе + или -)
- Итак, что вы знаете о глаголе. Продолжите предложения.
1. Глагол – это….
2. Глаголы изменяются по…
3. Спряжение – это…
4. Спрягаются только глаголы…
5. На какую форму глагола указывает суффикс -л- ?
6. Глаголы прошедшего времени изменяются по…, а в единственном числе по…
7. Не с глаголами пишется…
8. В предложении глаголы являются…
9. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
10. Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
11. Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?
- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?
- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний).
· научиться изменять глаголы с суффиксом - чь.
Работа в тетрадях.
Чистописание (метод.пособие, стр.125)
На доске записаны слова: засв…стит, кр…чит, пос…дит, забл…стит.
- Прочитайте слова. Найдите в них общее (Это глаголы в ед.числе. Во всех словах пропущена орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением).
- Какое слово лишнее? Почему?
- Сегодня мы составим цепочку из букв, которые являются окончаниями глаголов и безударных гласных в приставках. Какие буквы войдут в цепочку?
ИТОА
- Откройте учебник на странице 115. упр. 88 (значок Обратного словаря).
- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.
- Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.
Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.
- Сейчас вы будете работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись.
Он старался ___ разжечь _______ костер.
Она решила ___ сжечь _______старые письма.
Главное - не _ обжечь _________ руку!
Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.
Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.
- Какие приставки изменяли значение слова жечь?
- Познакомились с глаголом на чь, учились правильно записывать родственные глаголы
- Напомните, какая цель нашего урока?
- Научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.
- Продолжаем наблюдать за глаголами.
- Вернемся в учебник на с. 116. Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь и зажечь.
жечь, зажечь
- Прочитайте глаголы 1 лица ед и мн.ч, 2 лица, 3 лица
Ед. ч. |
Мн. ч. |
1 л. я жгу, зажгу |
мы жжём зажжём |
2 л. Ты жжёшь, зажжёшь |
вы жжёте, зажжёте |
3 л. Он жжёт, зажжёт |
они жгут, зажгут |
- Что интересного вы заметили?
- В каких формах есть звук [г] ? Это формы, какого лица и числа? (в форме 1л, ед.ч. и 3 л. мн.ч.)
- В каких формах на месте звука [г] появляется шипящий звук [ж]? (во всех остальных)
По заданию упражнения (проспрягай еще 2 глагола, родственных глаголу жечь)
я обожгу, подожгу мы обожжем, подожжем
ты обожжешь, подожжешь вы обожжете, подожжете
он обожжет, подожжет они обожгут, подожгут
- Найдите в словаре глагол печь. Прочитайте родственные ему глаголы.
- Найдите в словаре глагол беречь. Прочитайте родственные ему глаголы.
Проспрягайте глагол печь и беречь в тетради
Печь, запечь
ед. ч. |
мн. ч. |
1 л. я пеку, берегу |
мы печём, бережем |
2 л. ты печёшь, бережёшь |
вы печёте, бережёте |
3 л. она печёт, бережёт |
они пекут, берегут |
- Итак, в каких формах есть звук [к] [г]? Это формы, какого лица и числа?
- В каких формах на месте звука [к] [г] появляется шипящие звуки [ч] [ж]?
- Что же необычного происходит с глаголами, оканчивающимися на -чь? (происходит чередование звуков)
- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?
- Можем ли сейчас дать ответ? Попробуйте сформулировать правило.
(Дети на листочках вставляют пропущенные слова)
Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж, ч.
Возьмите в руки правило. Заполним его. Правило внести в словарик и выучить к следующему уроку.
- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?
Учитель называет глаголы. Если глагол имеет на конце ть- топает, если ти- садится за парту, если чь - хлопаете.
Дружить, беречь, полоть, нести, стеречь, собирать, красить, жечь, запрячь, везти.
- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.
- Чтение диалога на стр. 117.
- Что интересного Вам удалось обнаружить ?
-Дополните то, что хотела сказать Маша. В каких личных формах глаголов на – чь есть звуки [г] и [к], А в каких формах эти звуки заменяются на шипящие?
Устно проспрягайте глагол состричь.
- Еще раз сделаем научный вывод.
- Теперь возьмите оценочные листы (Приложение 4) и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его? Поставьте значок.
- Вернёмся к теме урока. Какие цели были поставлены?
- Смогли вы их сегодня добиться?
- Где мы можем использовать полученные знания?
- Какое домашнее задание можно выполнить по новой теме?
- Дома потренируйтесь в употреблении в речи глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь, выполните упр.91
Д/з. Упражнение 91 стр. 118, правило учить.
Подведение итогов.
- На этом наш урок закончен. Вы молодцы. Всем спасибо.
- Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.