Урок русского языка для учащихся 6 класса с ОВЗ на тему "Окончания -А, -Я в родительном падеже
Оценка 5

Урок русского языка для учащихся 6 класса с ОВЗ на тему "Окончания -А, -Я в родительном падеже

Оценка 5
docx
03.10.2020
Урок русского языка для учащихся 6 класса с ОВЗ на тему "Окончания -А, -Я в родительном падеже
Урок русского языка для учащихся 6 класса с ОВЗ.docx

Конспект урока русского языка для учащихся с ОВЗ.

Тема:  Окончания –А, -Я в родительном падеже (с озера, с поля).

Класс:  6.

Учитель:  Самохвалова Е.В. (1 категория).

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

- Коррекционно-образовательные.  1. Познакомить с окончаниями существительных 2-го склонения в Р.п.  2. Учить ставить существительные 2-го склонения в Р.п.

- Коррекционно-развивающие.  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие посредством выполнения заданий, выведения темы урока и правила. 2. Развивать способность концентрировать внимание на текстовом материале посредством постановки учебных задач. 3. Развивать речь учащихся посредством составления рассказа. 4. Обогащать словарный запас обучающихся.

 - Коррекционно-воспитательные.  1. Повышать мотивацию к учёбе посредством самостоятельного выбора задания, наглядного оценивания своей работы на уроке (при помощи оценочных карточек). 2. Формировать умение работать самостоятельно и в парах. 3. Воспитывать чувство любви к родному городу. 4. Соблюдать охранительный режим.

Оборудование: индивидуальные оценочные таблицы, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, таблицы на доску, мяч.

ТСО:  магнитофон с записью стихотворения.

Ход урока:

Этап

Ход урока

Методические рекомендации

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       3.

 

 

 

 

 

 

 

 

         4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

            6.

 

 

 

 

      7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

8.

 

 

 

 

      

            9.

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

11.

Организационный момент.

- Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые коллеги. Ребята, как вы видите, к нам на урок сегодня пришли гости. Давайте порадуем их нашей активной работой, правильными ответами и хорошими оценками. Перед каждым из вас лежит оценочная таблица, куда вы будете проставлять баллы за каждый этап урока. В конце вы подсчитаете их и поставите себе оценку за урок. Первый этап – это проверка домашнего задания. Откройте тетради.

-  Ответьте мне на вопрос, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Да, правильно, молодцы. Мы изучали окончания существительных 2-го склонения в И.п. Я думаю, что вы без труда сможете восстановить данное правило.  А в помощь вам вот такая памятка.                                                                                         

                                                     … р.        На согл., на Ь               

Сущ. 2 скл. в И.п. (…? …?) 

                                                   … р.           –О, -Е.

 

- Приведите мне примеры таких существительных из домашнего упражнения, докажите, что это существительные 2 скл. В И.п. (назовите их род и, если есть, окончание).

Подведение итогов, проставление  баллов за данный этап.

- Как вы считаете, ребята, с окончаниями существительных какого склонения мы продолжим сегодня работу? (2-го скл.). Хорошо. А в каком падеже, как вы считаете? (В Р.п.).

-Правильно, молодцы. Так кто же мне озвучит тему сегодняшнего урока?

Записываем в тетради: число, классная работа, тему урока:

Окончания существительных 2 скл. В Р.п.

- Сегодня мы с вами должны узнать, какие окончания имеют существительные 2-го склонения в Р.п., ставить вопрос и определять окончания Р.п., ставить существительные в Р.п., а также попробуем составить рассказ. Поэтому соберитесь, продолжим работу.

Сарапул, Кама, город, здание. (Все остальные относятся ко 2-му склонению). Попробуем поставить их в Р.п. Вы догадались, какой теме будут посвящены наши задания сегодня?

- Какие вопросы поставим? Какие будут окончания?

Какой делаем вывод?                  

Сущ. 2 скл. в Р.п. (…? …?)  -------   -А;   -Я

 - Убедиться в том, правильно ли мы вывели правило, нам поможет учебник. Откройте его на с.189 и прочитайте правило.                                                                - Молодцы, давайте подведём итог.      

    - Для того, чтобы закрепить новые знания, поработаем в парах. Каждая пара получит отрывок стихотворения, которое сейчас прозвучит. Ваша задача поднять руку, услышав свой отрывок. Затем ищете в тексте существительные 2-го скл. В Р.п. №2 читает, ставит вопрос и определяет окончание, №1 записывает в карточке и отвечает.

- Молодцы, подведём итоги, проставим баллы.

 

 Физминутка.

- Настало время немного отдохнуть. Встаньте, ребята. Сейчас каждый из вас будет ловить мяч, услышав существительное 2-го скл. в И.п. Обратно вы бросаете мяч и ставите сущ. В Р.п.

Горожанин, земляк, дом, село, голубь, солнце, теплоход, житель.

-Молодцы, двигаемся дальше. Следующий этап – индивидуальная работа. В этом нам помогут отрывки из книги, которую вы все знаете, держали в руках – «Повесть о рыжей девочке», вашей ровеснице, которая жила в нашем городе, ходила по его улицам 100 лет назад.

Задания следующего характера:

1 группа, 2 балла. Поставить существительные в Р.п. указать вопрос и подставить окончание.

1 группа, 1 балл. Указать вопрос, вставить окончание.

2 группа, 2 балла. Указать вопрос, вставить окончание (текст, меньший по объёму).

2 группа, 1 балл.  Вопрос указан, вставить окончание (текст, меньший по объёму).

-Как считает каждый из вас, сколько баллов заработал за этот этап.

- Молодцы, вы все сегодня очень хорошо работаете. Настало время для составления рассказа.

Мы – жители  (?)Сарапула. Наш город расположен вдоль правого (?) берега Камы. В Каме можно выловить (?) окуня. В центре (?) города много старинных зданий. Наша школа – пример такого (?) здания. Любимое место (?) отдыха горожан -  Пушкинский сад. Так он называется в честь (?) поэта. Мы любим наш город и желаем ему (?) процветания.

Подведение итогов этапа, проставление баллов.

- Молодцы, вы хорошо работали сегодня на уроке. Прежде, чем подвести итоги, давайте узнаем домашнее задание.

Откройте в ваших учебниках с. 191, найдите № 301.

(Учебник «Русский язык». 5 класс. Галунчикова Н.Г., 2008 г.).

 

 

 

- Выполнили ли мы поставленную на урок задачу? Какую работу выполняли на уроке? Давайте повторим, какое правило мы сегодня узнали.

- Подсчитаем баллы. Ниже указано, какую оценку  за какое количество баллов вы заработали сегодня на уроке.

Спасибо, ребята, вы хорошо работали сегодня. Урок окончен, до свидания.

Мотивация учащихся на урок.

На протяжении урока учитель следит за посадкой детей.

За каждый этап можно получить  2 б., 1 б., -.

Ответы учащихся.

 

На доске памятка:

М.р. (он, мой)

Ср.р. (оно, моё)

Ж.р. (она, моя)

Краткая запись-таблица. По ней опрашиваются несколько учеников. Учитель дополняет схему после ответов учащихся. Ответы детей.

 

Учащиеся сдают тетради, получают проверенные.

 

 

Ответы детей.

                                       

Записывают в тетрадь.

Между заданиями отступают строчку.

 

 

 

                                                    На доске слова, определить лишнее и сказать, почему.

Работа у доски (запись существительных в тетрадь на доске). Таблица - краткая запись на доске. По ответам детей учитель восстанавливает схему. Несколько учащихся повторяют правило по краткой записи. Выставляют баллы за этап «Новая тема».

Учащиеся делятся на пары по принципу «сильный – слабый». № 1 в группе 1-й вариант («слабые»), № 2 – 2-й вариант («сильные»).

 Звучит стихотворение Г.Андрияшкиной-Вишневской «Песня о Сарапуле» (в записи).                                            

 

 

 

 

Проставляются баллы за физминутку.

 

 

Учащиеся получают 2 варианта заданий (для «сильных» и «слабых»), в каждом из которых можно выбрать задание на 2 б. или 1 б. Задания приведены в приложении.

 

 

Учащиеся озвучивают свои задания, проверяют.

Баллы проставляются в оценочных таблицах.

Каждый из учащихся получает карточку с предложением. Предложение нужно восстановить, поставить вопрос, определить окончание в Р.п., затем озвучить. В итоге должен получиться связный рассказ о Сарапуле. Предложения различны по объёму и раздаются учащимся с опорой на их возможности.

Задание дозированное. «Сильным» учащимся выполнить упражнение, «слабым» - карточки в помощь, где из упражнения выписаны словосочетания с вопросами и без них, вписать недостающие вопросы, проставить окончания (см.приложение).

Ответы детей с опорой на краткую запись.

                                        Учащиеся подсчитывают баллы. Оценочная таблица приведена в приложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

      

1.     Оценочная таблица.

 

Домашнее

задание

Новая тема

Работа

в парах

Физминутка

Самостоятель-ная работа

Составление

рассказа

Итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 – 12 баллов –«5»

6 – 9 баллов – «4»

3 – 5 баллов – «3»

 

2.     Стихотворение Г. Андрияшкиной-Вишневской «Песня о Сарапуле» (для работы в парах).

 В уральском солнечном крае,

 

 Где Кама играет волной,

 

      Стоит на высоком утесе

 

Сарапул – наш город родной.

 

 

Цветет наш Сарапул садами,

 

Глаза его (….?) неба синей.

 

И Кама становится наша

 

Наряднее, шире, сильней.

 

 

Здесь трель соловьиная льется,

 

И голос (…?) буксира вдали,

 

И песни во ржи (…?) жаворонка,

 

И чайки кричат на мели.

 

 

Нас знойное солнце ласкает,

 

Березонька соком поит,

 

И Родины голос заветный

 

В Сарапул влечет и манит.

 

3.     Задание  для индивидуальной работы (отрывки из книги Л. Будогоской «Повесть о рыжей девочке»).

 

1 группа, 2 балла.

Списать. Раскрыть скобки, поставить существительные при помощи вопроса в Р.п. Выделить окончания.

Весна. Леса вокруг (город) зазеленели. Кама разлилась…..Хороший денёк выпал для Евы. Из гимназии распустили в двенадцать, когда солнце на самой середине (небо).

            1 группа, 1 балл.

         Списать. Поставить вопрос к существительным в Р.п., выделить окончания.

После уроков Ева побежала в нижний коридор заглянуть, нет ли (…?) ответ..  от мамы. … Много конвертов под стеклом, а для Евы (…?) конверт..   нет.

            2 группа, 2 балла.

         Списать. Поставить вопрос к существительному в Р.п., выделить окончание.

    Ева остановилась и заглянула сквозь железные прутья. Вокруг (…?) дом..  ельник, солнце играет по цветным стёклам…

            2 группа, 1 балл.

  Списать. Выделить окончание существительного в Р.п.

…На эстраде грянул оркестр. Марш, с грохотом (чего?) барабан… .

 

 

4.     Составление рассказа.

 

Сарапула, жители, мы.                 (Саша).

Город, наш, расположен, правого, вдоль, берега, Камы.             (Наташа).

В, города, центре, зданий, старинных, много.             (Ксюша).

Наша, пример, такого, здания, школа.      (Алина).

В, можно, окуня, Каме, выловить.                (Влад).

Место, любимое, отдыха, горожан, сад, Пушкинский.     (Люда).

Так, в честь, поэта, называется, он.          (Рома).

Мы, город, наш, любим, и желаем, процветания, ему.    (Серёжа).

5.     Домашнее задание (карточки в помощь «слабым» учащимся).

 

Вешали (у чего?) у окн.. . Семечки (чего?) подсолнух.. . Кусочки (чего?)

сал.. . Крошки (…?) хлеб... . (С чего?) С утр.. (до ….?) до вечер.. . Порхали (у ….?) у окн.. . Прилетали (из чего? Откуда?) из лес.. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Оценочная таблица.

 

Домашнее

задание

Новая тема

Работа

в парах

Физминутка

Самостоятель-ная работа

Составление

рассказа

Итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 – 12 баллов –«5»

6 – 9 баллов – «4»

3 – 5 баллов – «3»

1.      

2.     Оценочная таблица.

 

Домашнее

задание

Новая тема

Работа

в парах

Физминутка

Самостоятель-ная работа

Составление

рассказа

Итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 – 12 баллов –«5»

6 – 9 баллов – «4»

3 – 5 баллов – «3»

 

 

Цветет наш Сарапул садами,

 

Глаза его (….?) неб.. синей.

 

И Кама становится наша

 

Наряднее, шире, сильней.

 

 

Здесь трель соловьиная льется,

 

И голос (…?) буксир.. вдали,

 

И песни во ржи (…?) жаворонк..,

 

И чайки кричат на мели.

 

 

Цветет наш Сарапул садами,

 

Глаза его (….?) неб.. синей.

 

И Кама становится наша

 

Наряднее, шире, сильней.

 

 

Здесь трель соловьиная льется,

 

И голос (…?) буксир.. вдали,

 

И песни во ржи (…?) жаворонк..,

 

И чайки кричат на мели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа, 2 балла.

Списать. Раскрыть скобки, поставить существительные при помощи вопроса в Р.п. Выделить окончания.

Весна. Леса вокруг (город) зазеленели. Кама разлилась…..Хороший денёк выпал для Евы. Из гимназии распустили в двенадцать, когда солнце на самой середине (небо).

            1 группа, 1 балл.

         Списать. Поставить вопрос к существительным в Р.п., выделить окончания.

После уроков Ева побежала в нижний коридор заглянуть, нет ли (…?) ответ..  от мамы. … Много конвертов под стеклом, а для Евы (…?) конверт..   нет.

            2 группа, 2 балла.

         Списать. Поставить вопрос к существительному в Р.п., выделить окончание.

    Ева остановилась и заглянула сквозь железные прутья. Вокруг (…?) дом..  ельник, солнце играет по цветным стёклам…

            2 группа, 1 балл.

  Списать. Выделить окончание существительного в Р.п.

…На эстраде грянул оркестр. Марш, с грохотом (чего?) барабан… .

 

 

 

1 группа, 2 балла.

Списать. Раскрыть скобки, поставить существительные при помощи вопроса в Р.п. Выделить окончания.

Весна. Леса вокруг (город) зазеленели. Кама разлилась…..Хороший денёк выпал для Евы. Из гимназии распустили в двенадцать, когда солнце на самой середине (небо).

            1 группа, 1 балл.

         Списать. Поставить вопрос к существительным в Р.п., выделить окончания.

После уроков Ева побежала в нижний коридор заглянуть, нет ли (…?) ответ..  от мамы. … Много конвертов под стеклом, а для Евы (…?) конверт..   нет.

            2 группа, 2 балла.

         Списать. Поставить вопрос к существительному в Р.п., выделить окончание.

    Ева остановилась и заглянула сквозь железные прутья. Вокруг (…?) дом..  ельник, солнце играет по цветным стёклам…

            2 группа, 1 балл.

  Списать. Выделить окончание существительного в Р.п.

…На эстраде грянул оркестр. Марш, с грохотом (чего?) барабан… .

 

 

 

1 группа, 2 балла.

Списать. Раскрыть скобки, поставить существительные при помощи вопроса в Р.п. Выделить окончания.

Весна. Леса вокруг (город) зазеленели. Кама разлилась…..Хороший денёк выпал для Евы. Из гимназии распустили в двенадцать, когда солнце на самой середине (небо).

            1 группа, 1 балл.

         Списать. Поставить вопрос к существительным в Р.п., выделить окончания.

После уроков Ева побежала в нижний коридор заглянуть, нет ли (…?) ответ..  от мамы. … Много конвертов под стеклом, а для Евы (…?) конверт..   нет.

            2 группа, 2 балла.

         Списать. Поставить вопрос к существительному в Р.п., выделить окончание.

    Ева остановилась и заглянула сквозь железные прутья. Вокруг (…?) дом..  ельник, солнце играет по цветным стёклам…

            2 группа, 1 балл.

  Списать. Выделить окончание существительного в Р.п.

…На эстраде грянул оркестр. Марш, с грохотом (чего?) барабан… .

 

 

1 группа, 2 балла.

Списать. Раскрыть скобки, поставить существительные при помощи вопроса в Р.п. Выделить окончания.

Весна. Леса вокруг (город) зазеленели. Кама разлилась…..Хороший денёк выпал для Евы. Из гимназии распустили в двенадцать, когда солнце на самой середине (небо).

            1 группа, 1 балл.

         Списать. Поставить вопрос к существительным в Р.п., выделить окончания.

После уроков Ева побежала в нижний коридор заглянуть, нет ли (…?) ответ..  от мамы. … Много конвертов под стеклом, а для Евы (…?) конверт..   нет.

            2 группа, 2 балла.

         Списать. Поставить вопрос к существительному в Р.п., выделить окончание.

    Ева остановилась и заглянула сквозь железные прутья. Вокруг (…?) дом..  ельник, солнце играет по цветным стёклам…

            2 группа, 1 балл.

  Списать. Выделить окончание существительного в Р.п.

…На эстраде грянул оркестр. Марш, с грохотом (чего?) барабан… .

 

 

 

Сарапула, жители, мы.      (Саша).

Город, наш, расположен, правого, вдоль, берега, Камы.             (Наташа).

В, города, центре, зданий, старинных, много.             (Ксюша).

Наша, пример, такого, здания, школа.     (Алина).

В, можно, окуня, Каме, выловить.                (Влад).

Место, любимое, отдыха, горожан, сад, Пушкинский.     (Люда).

Так, в честь, поэта, называется, он.          (Рома).

Мы, город, наш, любим, и желаем, процветания, ему.    (Серёжа).

 

 

6.      Домашнее задание. Поставить, где надо, вопрос. Определить окончание в Р.п.

 

Вешали (у чего?) у окн.. . Семечки (чего?) подсолнух.. . Кусочки (чего?)

сал.. . Крошки (…?) хлеб... . (С чего?) С утр.. (до ….?) до вечер.. . Порхали (у ….?) у окн.. . Прилетали (из чего? Откуда?) из лес.. .

1.      Домашнее задание. Поставить, где надо, вопрос. Определить окончание в Р.п.

 

Вешали (у чего?) у окн.. . Семечки (чего?) подсолнух.. . Кусочки (чего?)

сал.. . Крошки (…?) хлеб... . (С чего?) С утр.. (до ….?) до вечер.. . Порхали (у ….?) у окн.. . Прилетали (из чего? Откуда?) из лес.. .

 

 

1.      Домашнее задание. Поставить, где надо, вопрос. Определить окончание в Р.п.

 

Вешали (у чего?) у окн.. . Семечки (чего?) подсолнух.. . Кусочки (чего?)

сал.. . Крошки (…?) хлеб... . (С чего?) С утр.. (до ….?) до вечер.. . Порхали (у ….?) у окн.. . Прилетали (из чего? Откуда?) из лес.. .

 

 

1.      Домашнее задание. Поставить, где надо, вопрос. Определить окончание в Р.п.

 

Вешали (у чего?) у окн.. . Семечки (чего?) подсолнух.. . Кусочки (чего?)

сал.. . Крошки (…?) хлеб... . (С чего?) С утр.. (до ….?) до вечер.. . Порхали (у ….?) у окн.. . Прилетали (из чего? Откуда?) из лес.. .

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

                                                                                           

  Сущ. 2 скл. в Р.п.(…………...?  ....................?)                                                                                                                                                                    

/  \

 

 

                         -  …….;        - ……. 

 

  Сущ. 2 скл. в И.п.(…………...?  ...................?)                                                                                                                                                                    

/  \

                           ..… р.     ….. р.      

                                  /            \

                    на согл.        – О; -Е.       

               на Ь

М.р. (он, мой)

Ср.р. (оно, моё)

Ж.р. (она, моя)

 

Сущ. 1 скл.

                              /                         \

    М.р.            Ср.р. 

            (-А; -Я)

Сущ. 2 скл.

                              /                         \

    М.р.            Ср.р.

  (На согласный, (-О; -Е)

  на Ь)

Сущ. 3 скл.

                            

Ж.р.

(на Ь)


 

Конспект урока русского языка для учащихся с

Конспект урока русского языка для учащихся с

Организационный момент. - Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые коллеги

Организационный момент. - Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые коллеги

Организационный момент. - Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые коллеги

Организационный момент. - Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые коллеги

Организационный момент. - Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые коллеги

Организационный момент. - Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые коллеги

Оценочная таблица. Домашнее задание

Оценочная таблица. Домашнее задание

Списать. Раскрыть скобки, поставить существительные при помощи вопроса в

Списать. Раскрыть скобки, поставить существительные при помощи вопроса в

Вешали (у чего?) у окн.. . Семечки (чего?) подсолнух

Вешали (у чего?) у окн.. . Семечки (чего?) подсолнух

Оценочная таблица. Домашнее задание

Оценочная таблица. Домашнее задание

Здесь трель соловьиная льется,

Здесь трель соловьиная льется,

Весна. Леса вокруг (город) зазеленели

Весна. Леса вокруг (город) зазеленели

На эстраде грянул оркестр. Марш, с грохотом (чего?) барабан…

На эстраде грянул оркестр. Марш, с грохотом (чего?) барабан…

Так, в честь , поэта , называется, он

Так, в честь , поэта , называется, он

Урок русского языка для учащихся 6 класса с ОВЗ на тему "Окончания -А, -Я в родительном падеже

Урок русского языка для учащихся 6 класса с ОВЗ на тему "Окончания -А, -Я в родительном падеже

Сущ. 2 скл. в Р.п . (…………..

Сущ. 2 скл. в Р.п . (…………..

Сущ. 2 скл. в И.п . (…………..

Сущ. 2 скл. в И.п . (…………..

М.р. (он, мой) Ср.р. (оно, моё)

М.р. (он, мой) Ср.р. (оно, моё)

Сущ. 1 скл. / \

Сущ. 1 скл. / \

Сущ. 2 скл. / \

Сущ. 2 скл. / \

Сущ. 3 скл.

Сущ. 3 скл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2020