Урок русского языка "Глаголы - исключения"
Оценка 5

Урок русского языка "Глаголы - исключения"

Оценка 5
docx
18.04.2023
Урок  русского  языка "Глаголы - исключения"
Глаголы - исключения.docx

                                               Черная Г. В.(учитель начальных  классов).

Тема урока: Глаголы – исключения

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить с глаголами-исключениями и с особенностями их спряжения.

Задачи:

·        познакомить с глаголами-исключениями на основе сравнения личных окончаний глаголов и их неопределенной формы;

·        формировать навык распознавания глаголов-исключений, умение писать безударные личные окончания глаголов;

·        развивать умение действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы.

 

 

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 

− Сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:

 «Помогаешь другим –  учишься сам».

− Как вы понимаете эти слова?

− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!

Какую тему изучаем?

− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы?

− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)

 

II. Актуализация знаний.

1. Проведём устный блиц-опрос.

·        Что такое глагол?

·        Как изменяется глагол?(по числам; по временам; по родам в прош. вр.)

·        Что называется спряжением глагола?

·        Как определить спряжение глагола? 

1)по ударному окончанию, 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа.Окончания -ут- ют- первое спряжение, а  -ат-ят- второе спряжение.

·        От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола?(Зависит от спряжения).

 

2.   Работа в парах. (Слова на доске.)

Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь,жале…шь, бре…шь, стел…шь.

- Что объединяет эти слова? (глаголы 2 лица ед. числа)

- На какие группы можно распределить глаголы? (по спряжениям: 1 и 2 спр.)

- Спишите, распределив глаголы в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы, выделив окончания глаголов.

(Одна пара работает у доски)

П р о в е р к а.

I спр.

 II спр.

помогаешь

 ловишь

роешь

 возишь

жалеешь

 красишь

стелешь

 стелишь

бреешь

 бреишь


- Задание одно, а вариантов ответов 2.

- Как вы определяли спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)

- Образуйте глаголы неопределенной формы и докажите правильность написания безударного окончания.

П р о в е р к а.

I спр.

 II спр.

помогать

 ловить

рыть

 возить

жалеть

 красить

 брить

 стелить


(брить, стелить  оканчиваются на -ить,  глаголы  2 спр., значит пишу окончание ишь)

 

Глаголы брить, стелить спрягаются так ( на экране)

1 л. ед.ч.  брею, стелю

2 л. ед.ч.  бреешь, стелешь

3л. ед.ч.   бреет, стелет

- Кто сможет продолжить спрягать эти глаголы? (один ученик у доски)

1 л. мн.ч.  бреем, стелем

2 л. мн.ч.  бреете, стелете

3 л. мн.ч.  бреют, стелют

- Какого спряжения глаголы имеют окончания ешь, ет, ем, ете, ют? (1 спр.)

(Во втором столбике (1 таблицы) глаголы бреишь, стелишьубираю.)

- Что вы заметили? (Глаголы бреешь, стелешь  1 спр.,а глаголы брить, стелить оканчиваются на –ить, записаны во вторую группу)

- Что надо сделать с глаголами брить, стелить? (Переместить в первый столбик)

-Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения).

-Почему сначала мы глаголы брить, стелить отнесли ко 2 спряжению? (не хватало знаний)

-Попадают ли эти глаголы в правило определения спряжения? (Нет)

-Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)

 

III. Постановка учебной задачи.

Сформулируйте тему урока. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ

- Какие учебные задачи перед собой поставите?

  1) познакомиться  с глаголами-исключениями.

 2) учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений

 

IV.Открытие нового знания.

Я расскажу сказку  про страну  Глаголов.

     Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

      Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

      Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

    Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

      Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол , повелеваю:

жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

Так и появились глаголы – исключения.

 

1. – С какими глаголами –исключениями вы познакомились?

-Прочитаем правило из  учебника на стр. 86.

Ответы на вопросы

-Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями?(Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному суффиксу перед -ть)

2. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, выучи -стихотворение. Обязательно его вклейте  в свой словарик-справочник.

 

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая брить, стелить.

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на -е- спрягать нельзя!

 

3. -Давайте ещё раз вспомним  алгоритм написания безударного окончания глагола.

Нужно ли его дополнить?

 

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1  Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.

1 ряд                                2 ряд                       3 ряд

Смотреть                    слышать                  стелить

(Проверка на доске)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

 

2.Работа в группах на карточках - Опознайте глаголы исключения, определите спряжения глаголов, на основании этого выберите окончание.

Спр.

2 л., ед.ч.(ты)

Спр.

3 л.,ед.ч.(он)

Слышать

Зеленеть

Писать

Видеть

Держать

Смотреть

 

 

 

 

 

 

 

2  Задание.

 

-Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте, сверка с эталоном на экране)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.

 

Домашнее задание:

1.  Выучить глаголы – исключения.

2.  Упр. № 4 с.108

3.  Вопросы для любознательных:

     Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, гореть и некоторые другие не являются исключениями, хотя тоже являются глаголами IIспряжения?

 

 

 


 

Черная Г. В.(учитель начальных классов)

Черная Г. В.(учитель начальных классов)

Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас

Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас

Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения)

Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения)

Так и появились глаголы – исключения

Так и появились глаголы – исключения

Спр. 2 л., ед.ч.(ты)

Спр. 2 л., ед.ч.(ты)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023