Урок русского языка на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения. (3 класс)
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения. (3 класс)

Оценка 4.7
docx
08.01.2021
Урок русского языка на тему "Понятие о местоимении. Личные местоимения. (3 класс)
Конспект урока русского языка. 3 класс. Понятие о местоимении. Личные местоимения.docx

                            Урок по

русскому языку

в 3 классе

по теме

«Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Разработчик

Учитель начальных классов

Дятлова Т.Л.

 

Г.Раменское 2019г

Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения

Цели урока:

формировать  понятие о местоимении, как части речи;

наблюдать  за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

развивать интерес к русскому языку;

воспитывать  потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой;

формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе

 

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид: урок решения познавательных задач

Метод: продуктивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подготовить обучающихся к работе на уроке;

проверить подготовленность рабочего места  обучающихся к уроку,

организовать внимание класса к работе на уроке,

включить в учебный ритм,

создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Метод: создание игрового момента

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы  обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

 

Дети:

 Прозвенел уже звонок.

 Начинается урок.

 Будем мы писать, трудиться,

 Ведь заданья нелегки.

 Нам, друзья, нельзя лениться,

 Так как мы ученики.

 

Учитель:

- А наш урок хотелось бы начать словами:

 

Всё знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего. 

 

 - Сегодня мы проведем заседание клуба «Юный исследователь». Выводы  по результатам исследований сделаем в конце урока.

- Откроем тетради, запишем:

 

Третье  февраля

Классная работа

 

Результат:  полная готовность класса и оборудования,  включение обучающихся в деловой ритм

2

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации.

Форма работы: фронтальная  

Метод:  проблемно-поисковый

 

- Природа, как модница, примеряет на себя разные одежды, и четыре основных сезона – зиму, весну, лето, осень мы послушно переодеваемся вслед за ней. Она плачет проливным дождем – и нам взгрустнется,  и хочется забиться в уголок, смотря на капли на окне. Она счастлива и заливает все вокруг ярким солнечным светом – и мы, вслед за ней, обретаем вкус к жизни и выходим на улицу, дышим полной грудью, живем полной жизнью.

 

 - Весна сильнее всех времен года волнует поэтов. Пора пробуждений и цветущих деревьев, распускающихся бутонов, пробивающейся травы, возвращающихся перелетных птиц.

 

Цветы нам дарят настроенье,

 И пробуждают вдохновенье,

 Как символ чистой красоты,

 Ведь очень трудно без мечты!

 

- Посмотрите, какая красота! (изображение тюльпанов в презентации)

 

 

- Прочитайте запись.

 

В вазе на окне стояли тюльпаны. Тюльпаны были разного цвета..

 

 - Что записано на доске? Верно, это предложения.

 - Можно ли их назвать текстом? Да, они объединены общим смыслом.

- Имеется ли  в тексте недостаток и как его исправить? (Неоправданный повтор слова тюльпан, необходимо его заменить другими словами)

 

- Давайте  отредактируем текст. Ваши предложения.

 

Нас радует своим цветением полевой тюльпан. Он стал символом города Фролово.

 

.- Место какой части речи заняло в предложении новое слово? (Место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки: МЕСТО  ИМЕНИ

 – Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (Карточки сдвигаются, открывается буква е)   

МЕСТОИМЕНИЕ

 

 Результат:  планирование  учебных действий по решению поставленной проблемы.

3

Сообщение темы и целей урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

сформулировать тему и цели    урока;

учиться сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других. 

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

создать условия для формулирования темы и целей  урока обучающимися.

Принятые  задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная

Метод: словесный (беседа)

 

1.– Итак, тема нашего урока (тему формулируют обучающиеся):

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

2. - Какие бы вы поставили перед собой задачи? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

 

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

4

Открытие нового знания

Цель которая должна быть достигнута обучающимися:

в процессе работы над текстом упражнения выяснить, что такое местоимения,

какую часть речи заменяют местоимения,

какова роль местоимений в предложении, тексте

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формирование  понятия о местоимении, как части речи

Форма работы: фронтальная  

Метод:  проблемно-поисковый

 

 - Весна помогла нам определить тему урока.

 - После весны наступает… лето. Оно  поможет нам реализовать поставленные задачи.

 

 - Летний период года обычно предстает перед нами напоенный солнцем и весельем. Веснушчатые загорелые дети водят хороводы, на море синеет волна, поля покрыты зеленью, земляника манит ароматными ягодами.

Отправимся в летний лес.

 

  - Прочитайте  предложения. Какие слова вы поставите вместо точек? Проведите исследования и выясните:

 - Вместо каких слов употребляются местоимения?

 - Зачем они употребляются?

 

1… люблю русскую берёзу.  (Я)

2. Недавно …  были в берёзовом лесу. (Мы)

3. Какой  Ваня  молодец! Столько подберёзовиков  … нашёл! (Ты)

4. А … , ребята,  сколько нашли? (Вы)

5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю. (Оно)

6. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала. (Она)

7. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки. (Он)

8. Мы любим наблюдать за птицами.  … помогают нам узнавать новое. (Они)

 

- Какое слово вы вставили в 1 предложение? (Я).

 - Слово я называет героя или только на него указывает? (Указывает) и т.д. и т.п.

 

- Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока.

 

Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. В тексте местоимения занимают место имен существительных, поэтому так и называются.

 

 - Прочитайте вывод в учебнике на стр.55.

 - Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника?

 - Это определение надо выучить к следующему уроку.

 

- Выполним с вами упр 291, стр. 56

 - Какой вывод можем сделать после выполнения данного упражнения?

 - Проверим наши предположения.

 

  - Работа с правилом стр. 56

 

- Наступает осенняя пора. Осень тоже не остается без внимания, особенно ранняя, «золотая», с шуршащими листьями и румяными осенними яблоками.

 

 - Осень поможет нам разобраться с понятием личные местоимения.

 

 - Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я 1 лица.

На сколько человек может указывать местоимение я?

Значит это местоимение единственного числа.

 

- Если я иду с Сашей, то как скажем о себе? (Мы). На сколько человек может указывать местоимение мы?

Это местоимение множественного числа.

 

 - Я беседую с Артемом. Как я к нему обращусь? (Ты). Он второй участник нашей беседы, значит, ты – местоимение 2 лица, единственного числа.

 - При беседе с Пашей и Настей я употреблю местоимение… (Вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

 

 - Какими  местоимениям можно заменить слова ручка, карандаш, яблоко? (Она, он, оно). Он, она, оно – это местоимения единственного  числа.

 - А как мы скажем про все предметы? (Они). Они – это местоимения множественного  числа.

 

- Уважаемые исследователи, что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (Они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род)

 

 - Проверим наши выводы. Прочитаем правило на стр. 57

 

 Результат: открытие нового знания

5

Первичное закрепление

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей .

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

формировать умение взаимодействовать  по ходу выполнения задания;

развивать  умение  слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой

Метод: практический, игровой

В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы обучающиеся обмениваются мнениями, учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других.

 

– Переходим к применению новых знаний на практике.

 

- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

 

 

- Выполним упр. 293, стр. 58. Упражнение будем выполнять по рядам.

1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он,

2 ряд – местоимением она,

3 ряд – местоимением оно.

 (По 1 человеку от каждого ряда работают у доски).

 

 Результат: Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

6

Самостоятельная работа

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

выполнить задание, сверить результат выполненной работы с образцом, определить уровень овладения знаниями.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить практический уровень овладения новым материалом,

работать над развитием навыка практического применения знаний.

Форма работы: самостоятельная.

 

 - Зимой, когда выпал снег, укрыты пушистыми снежными шапками ветки деревьев и кусты, просто поневоле  начинаешь восхищаться этими видами.

 

-  Продолжаем развивать навык употребления личных местоимений, совершенствуем лингвистические компетенции.

 

 - Я приготовила текст для редактирования. Запишите название этого текста в тетради «Снежинки». Прочитайте текст:

Снежинки кружатся и плавно опускаются на землю.

Снежинки падают из царств небесных и по дороге к земле танцуют каждая свой танец.

Дети трепетно ловят снежинки.

 

  - Подумайте какие предложения надо редактировать и почему.

 

Дополнительный материал: стр. 58, упр. 294

 

Результат: определить практический уровень овладения материалом.

 

7

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя.

 

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

 

Форма работы: фронтальная

 

-  В конце любого исследования необходимо сделать выводы, как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями.

 

 

- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

 - Что удалось открыть?

 - О чём хотелось бы ещё узнать?

 

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

 

Результат: осознание  обучающимися значимости учебных действий.

8

Итог урока.

 

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

получить информацию о результатах учения

 

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

 

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

 

 - Кому было легко выполнить задание?

 - Что вам помогало ?

 - У кого возникли трудности?

 - Что было непонятным?

 - Над чем еще предстоит поработать?

 

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном  на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

 

Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающимися информации о результатах учения.

9

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания;

записать домашнее задание

 

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

 

 Метод: словесный .

Форма работы: фронтальная.

 

 

 


 

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «

Тема урока: Понятие о местоимении

Тема урока: Понятие о местоимении

Этапы урока Содержание этапа 1

Этапы урока Содержание этапа 1

Учитель: - А наш урок хотелось бы начать словами:

Учитель: - А наш урок хотелось бы начать словами:

Весна сильнее всех времен года волнует поэтов

Весна сильнее всех времен года волнует поэтов

Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы

Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы

После весны наступает… лето. Оно поможет нам реализовать поставленные задачи

После весны наступает… лето. Оно поможет нам реализовать поставленные задачи

Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника? -

Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника? -

Какими местоимениям можно заменить слова ручка, карандаш, яблоко? (

Какими местоимениям можно заменить слова ручка, карандаш, яблоко? (

Переходим к применению новых знаний на практике

Переходим к применению новых знаний на практике

Продолжаем развивать навык употребления личных местоимений, совершенствуем лингвистические компетенции

Продолжаем развивать навык употребления личных местоимений, совершенствуем лингвистические компетенции

Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям? -

Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям? -

Задание на дом Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания; записать домашнее задание

Задание на дом Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания; записать домашнее задание
Скачать файл