Открытый урок в 7 классе
Тема: «Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
Цель урока:
1.Предметные
1. Ознакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
2. Научить находить орфограмму «Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий».
3. Повторить орфограмму «О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи».
3. На основе анализа делать выводы.
2. Метапредметные
Познавательные УУД:
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1Формировать умение работать в паре.
2.Учить представлять результат своей работы;
3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
3. Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тема коммуникативная – развитие внимания, развитие формулировать и доказывать свою точку зрения, формирование логических умений, развитие умения групповой и парной работы.
Планируемые результаты: умение определять способ словообразования, соблюдение норм лексической сочетаемости слов, умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при письме.
Методы: – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно – продуктивный.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация, объявление темы, постановка цели урока. Какие орфограммы можно выделить у причастий? Что мы уже изучили? Что осталось непонятным? Определите тему урока. Цели?
Слово учителя:
Мы продолжаем изучать правописание причастий. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с условиями выбора букв Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий, но сначала давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущую тему.
Какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях). С этой орфограммой связаны следующие задания.
3. Актуализация знаний (2 человека работают у доски, 4-5 человек на своих местах выполняют задание, остальные работают устно).
1. Работа у доски по карточкам
№ 1
Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:
Позолоч_нный рожок
Тема изуч_на
Возлож_нные к памятнику
Обстрел_нный окоп
№ 2
Перестрой словосочетания, образовав от глаголов страдательные причастия, объясни их правописание:
Замешать в историю
Заметить ошибки
Окончить войну
Увидеть во сне
2. Выполнение индивидуального задания на местах, 4-5 чел. (Приложение 2).
№ 3. Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:
Глагол
Полное причастие
Краткое причастие
Нахмурить
Обтесать
Сморщить
Потерять
4. Опрос:
Какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях).
- Сформулируйте правило: когда перед Н в причастиях пишем А, Я? Когда пишем Е?
(Если причастие образовано от глагола на -ать, -ять, пишем Е, если от глагола на -ить, -еть – в причастии пишем Е).
3. Проверка выполненных на доске заданий.
4. - Орфографическая задача -Н- или –НН-?
Кожа…ый мяч, прочита…ая книга, исследова…ая местность, засея…ое поле, полотня…ая рубаха, восторже…ое отношение, настороже…ый взгляд, огне…ые языка пламени, песча…ый карьер, стекля…ая посуда, присыпа…ый снегом, неизведа…ый край, тума…ое утро.
5. Изучение новой темы.
1) Запись в тетради даты, работы, темы.
Знакомство с новой темой
Записать предложение. Обозначить суффикс, стоящий после шипящей корня.
Третья часть вооруженных запорожцев потонула, остальные прибыли к устью Днепра с двенадцатью бочонками.
Можем ли мы объяснить правописание этих суффиксов?
Выделите суффиксы в словах. Поставьте ударение. Образуйте краткие формы.
Вооруженный, проглоченный
Завершенный, раскрашенный
Увлеченный, встревоженный
3) Беседа - Посмотрите на доску, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова:
Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.
Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.
- Поставьте ударение и верно произнесите выделенные жирным шрифтом слова. Запишите их.
- Попробуйте сформулировать правило написания букв Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Е, без ударения – Ё).
- Проверим, правильный ли вывод вы сделали.
4) Работа с учебником (Чтение правила из § ).
Вспомните, когда после шипящих пишется Е-Ё, а когда О?
Прочитайте правило в учебнике.
Какая гласная пишется после шипящих в причастии?
Как обозначается орфограмма?
5. Закрепление материала.
1) Выборочный диктант (работа «по цепочке», на доске и в тетрадях): из предложений выписать причастия с изучаемой орфограммой, графически ее обозначить
Ты печальной вошла, озабоченной. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный
рожок. Он не представлял себе мысли вне фронта и сейчас ехал в Крым, где
разгорались ожесточённые бои. За нами тащилась запряжённая пушка с
зажжённым фитилём. В парке дружно зазеленели клёны, посаженные в День
Победы ветеранами. Погожими утренними зорями окопы и воронки,
опушённые по краям лохматым бурьяном, как сеткой, затянуты паутиной.
2) Выполнение упр.143 по цепочке (на доске и в тетрадях).
3) Какую орфограмму вам напоминает сегодняшняя тема? (Буквы О-Ё-Е после шипящих и Ц в разных морфемах слов разных частей речи).
4) Составим алгоритм, который поможет вам без ошибок писать слова с данной орфограммой (учитель ставит перед обучающимися вопросы, ответив на которые, можно сформулировать пункты алгоритма; поэтому целесообразно настроить презентацию так, чтобы пункты алгоритма появлялись поочередно, после обсуждения, а не весь алгоритм сразу).
Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих
1. Определить часть речи.
2. Поставить в слове ударение.
3. Выделить морфему с орфограммой.
4. 4. Примени правило.
В корне: В суффиксе: В окончании:
6.Собери слова по орфограммам работа в группах
Шов, шёл, крыжовник, капюшон, обжора, шёпот, шёлк, ежовый, врачом, печёт, ожёг руку, ожог руки, алычовый, присыпанный, позолоченный, изучена, возложенные, обстрелянный
замеш …нный, иссечённые, замеченные, оконченная, увиденный, позолоченный, ожесточённые, запряжённая, зажжённый, посаженный, опушённый, кожаный, прочитанная, исследованная, засеянное, огненные, полотняная, песчаный, восторженное, настороженный, стеклянная, туманное.
Итоги урока. Рефлексия.
– Итак, с какой орфограммой вы познакомились сегодня?
Домашнее задание 1.Повторить теорию параграфа, выполнить упражнение 145;
2. Выучить словарные слова (повторить орфограммы)
3. Упражнение 146 (творческое задание)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.