Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"

  • doc
  • 11.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном».doc

 

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК «Перспектива»

по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»

 

 

Тип: урок систематизации и обобщения знаний.  

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи: Повторить изученное об имени прилагательном путём наблюдения, сравнения, обобщения. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

 

Ход урока

 

I. Организационный этап.

1. Мозговой штурм.

2. Словарная работа

АОВЛВОЩЗВПАПРЫОПРЩШЫОПОЫВТЧРЗЛПАДВЖОХЗАХ

 -Найдите слова в строчке.

- Выпишите  их.

БЕСЕДА, КРОВАТЬ, ЖЁЛТЕНЬКИЙ, БЕРЕГ.

- Поставьте ударение и обозначьте  орфограммы.

Допишите ещё слова ( карточки) БАНТЫ, ШАРФЫ, ДОГОВОР, ЩАВЕЛЬ, ТВОРОГ.

- Выберите слово, которое подходит в схеме.

-Выпишите его и выполните разбор по составу. ( ВПР)

 

II. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.     Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации).

- Что общего у этих слов?

- Назовите лишнее слово

 

2. Целеполагание (т.е формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

 

- Итак, чему будет посвящена тема нашего урока? (Имени прилагательному).

- Какую цель мы с вами поставим? (Повторить  изученное об имени прилагательном.)

- Ребята,  сегодня нам предстоит вспомнить полученные знания об имени прилагательном.

- Какие задачи поставим?

(Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. )

 

III. Организация познавательной деятельности.

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Ребята, давайте составим план нашего занятия.

1) Повторим  изученное об имени прилагательном.

2) Выполним упражнения для закрепления знаний.

2. Описание погоды.

- Игра «Салат»

 

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных.

(Ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, тоскливый, печальный, негожий, светлый, солнечный, прекрасный …)

- Почему  эту часть речи называют так ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

- К чему оно прилагается?

- В словосочетаниях сущ.+ прил.  Главное слово будет какая часть речи?

 

4. Работа в тетрадях.

 

Упр. 84 с. 52.

- Прочитайте стихотворение Ивана Никитина

- Запишите  в столбик имена прилагательные вместе с именами существительными от которых они зависят.

- Определите род, число,  падеж  каждого имени прилагательного.

- Как вы будете это делать? (по существительному согласованному с прилагательным).

- Выписывать в той  же форме как в тексте.

 

Ученик у доски

(Прохладой ) ночною (ж.р., ед.ч., Т.п.)

Узкой ( межою)  ( ж, р., ед.ч., Т.п.)

Огненным  ( шаром)  ( м.р., ед.ч., Т.п.)

Красным  ( заревом)  ( с.р., ед.ч., Т.п.)

 

 

Слайд 1. Самопроверка по образцу.

- Теперь обменяемся тетрадями с соседом по парте, и проверяем работу друг другу по слайду.

- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка? (Нежный – имя прилагательное.)

 

5. Физкультминутка.

Игра  да-нет

 

Упр. 85 с. 52.

- Прочитайте имена прилагательные. Можно ли определить род имени прилагательного?

- Что нам в этом поможет? ( окончания)

- Подберите к данным прилагательным имена существительные.

Запишите словосочетания и укажите  род, число, падеж имен прилагательных.

 

( Индивидуальные карточки для ОВЗ)

 

 

6. Упражнения на закрепление.

 

- На доске слова составьте 2 предложения.

 

 Ветер разогнал тучи.

Лучи солнца освещали поляну.

 

- Чего не хватает в этом тексте?  (Имён прилагательных.)

- Вставьте в текст подходящие имена прилагательные.

-Какую роль выполняют прилагательные в русском языке?  Для чего они нужны?  (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее).

- Запишите получившиеся предложения.

- Какое задание связанное с ВПР мы сможем выполнить с данными предложениям?

 

 

7.  Подведение итогов.

1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

 

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы.

- О какой части речи мы с вами говорили на уроке?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- С какой частью речи связано?

- Как определить род и число имён прилагательных?

- Как изменяется имя прилагательное?

- Для чего нам нужны имена прилагательные?

 

- Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?

 

2.     Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 Тест по вариантам с взаимопроверкой по ключам. ( слайд)

 

2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т п.)

- Ребята, у вас на столах лежат сердечки.. Оцените свою сегодняшнюю деятельность на уроке и поставьте себе отметку.

 Спасибо, молодцы!

 

3. Выставление отметок.

- Сегодня у нас на уроке хорошо, активно поработали … . Им за урок «5».

 

8. Домашнее задание.

 Уровню сложности

А) С. 53, № 86

Б) Написать небольшой рассказ о красоте зимнего леса.

 

 

 

В заключении игра «Верно ли…»

1. Верно ли, что имя прилагательное обозначает предмет?    +

 

2. Верно ли, что прилагательное женского рода имеет окончания –ая, -яя?

 

3. Верно ли, что чтобы определить падеж прилагательного нужно определить падеж у существительного, с которым связано это прилагательное?

 

4. Верно ли, что у прилагательного во множественном числе всегда можно определить род?

 

 

5. Верно ли, что среди слов белила, беленький, белить

нет имени прилагательного?

 

7. Верно ли, что прилагательное в предложении является второстепенным членом – определением?