Составила: Красавина Ирина Алексеевна
(учитель начальных классов, г. Нижний Тагил)
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока и номер урока в разделе: Три склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имен существительных (урок №1)
Цель: Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные УУД: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя)
Предметные: ознакомиться с тремя типами склонения имен существительных; научиться определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного
Материально-техническое обеспечение: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: Просвещение, 2014., УМК «Школа России», компьютер, экран, презентация, наглядность для доски, «Маршрутные листы» для каждого ученика.
ХОД УРОКА
Этап. Задачи этапа. |
Деятельность учителя |
1.Организационный этап.
Психологическая подготовка к общению. |
-Доброе утро! Вот звонок нам дал сигнал: Сядьте прямо, не зеваем, Будем знания добывать И с успехом применять.
- Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.
|
2.Актуализация опорных знаний. Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков. |
Откройте тетрадь и запишите: Дату Классная работа. Минутка чистописания. се да бе Что написано на доске? Что можете о них сказать? Пропишите эти слоги. Учитель следит за посадкой учащихся, за положением тетради, за правильностью выполнения работы. Словарная работа -Какое слово можно из них составить? Подберите проверочное слово. Какой вывод вы сделали? Запишите его, поставьте ударение, отметьте непроверяемую орфограмму Объясните, пожалуйста, лексическое значение этого слова. Работа с толковым словарем в паре. На слайде записаны пословицы: (Слайд 4) Беседа – дорогу коротает, а песня – работу. Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать. В умной беседе быть – ума прикупить. Объясните, как вы понимаете их? Найдите однокоренные слова в предложениях. Докажите. Запишите однокоренное слово к слову «беседа» Поставьте ударение и подчеркните орфограммы. Назовите их.
Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны русского языка. А наша беседа добавит каждому новые знания. Скажите, пожалуйста, какие правила беседы вы будете соблюдать? К какой части речи относится слово «беседа»? Верно, имён существительных в русском языке так много – просто «океан». И мы сегодня отправимся в путешествие по «Океану имён существительных». И поможет нам в пути «Маршрутный лист». Путешественники берут с собой в путь багаж. Давайте и мы соберем свой багаж - багаж знаний об имени существительном. Молодцы! Наш багаж знаний полон. Но у имён существительных есть ещё тайны. Одну из них мы и должны сегодня узнать. Отправляемся в путь!
|
3. Постановка проблемы. Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока. |
Мы прибыли в «Океан имён существительных». Нас встречает рыба-ёж. Вы можете узнать о ней у своих одноклассников На доске и в «Маршрутном листе» предложение: Из б…седы мы узнали о ж…зни рыбы - ..жа. Спишите предложение, объясните орфограммы. Какие признаки вы можете определить у имен существительных? Укажите окончания, род, число, падеж. им. сущ. Докажите свое мнение. Ребята, что вы заметили? Какой возникает вопрос? Да, сегодня мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного, от которого зависят падежные окончания.
|
4. Определение темы урока и совместной цели деятельности. Обеспечить деятельность по определению темы и целей урока. |
Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте тему урока.
Что такое склонение?
Почему три склонения?
У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы её раскроем. - Значит, какая цель нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? |
5. Гимнастика для глаз. Снятие зрительного напряжения. |
Учитель демонстрирует презентацию «Гимнастика для глаз» |
6. Изучение нового материала. Познакомить с делением существительных на три группы. |
Работа над новым материалом. Упражнение 153 стр. 89 -Сейчас мы с вами будем исследователями. -А кто такие исследователи? -Мы будем исследовать имя существительное. Просклоняйте письменно группы слов: первая группа – 1 ряд, вторая группа – 2ряд, третья группа – 3 ряд. Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?
Проверьте свои предположения. Прочитайте рубрику «Обратите внимание»
Сколько групп склонений в русском языке? Что для них характерно?
- Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос. Почему у существительных разные окончания? Теперь можете объяснить почему? - Так от чего ещё зависят окончания имен существительных? - Для чего уметь определять склонение?
|
7.Физминутка. Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы |
Организует физминутку, показывая движения детям. Рыбки плавали,
ныряли |
8. Первичное применение знаний. Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного |
Работа в «Маршрутном листе» и на доске. Определите признаки трёх склонений (островов) Какие морские обитатели у каких островов живут?
Работа по учебнику. Упр. 154 с. 89. Какие слова вы записали, какого они рода, в каком числе употреблены?
Обратите внимание, что окончание –а- пишется в словах после твердых согласных, окончание –я- - после мягких согласных.
Закрепите свои знания, прочитав рубрику «Обратите внимание». Какие имена существительные вы записали?
Значит, какие имена существительные относятся к 1-ому склонению.
Проверьте свои предположения, прочитав правило на стр. 90 |
Гимнастика для глаз Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу. |
|
Комментированное письмо. (слайд 19) Организует работу с комментированным письмом. Упражнение 156 стр. 90.
|
|
9.Контроль и самопроверка знаний.
Выявить качество усвоения материала |
Организует работу в электронном приложении на ноутбуках для учащихся. Предлагает выполнить упражнения на определение имен существительных 1-ого склонения. (Слайд 20) Проверка. |
10.Подведение итогов. Рефлексия.
Дать оценку работы класса |
- Итак, о какой новой тайне имени существительного вы узнали? Что такое склонение? О каких группах склонений имен существительных вы узнали? Как определить склонение имен существительных? (Слайд 21) Работа на листах самооценки. Оцените свою работу на уроке, закончив предложения: У меня получилось… Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю…
На листе самооценки – облачка. Синим – ещё нужно работать, много допускаю ошибок.
|
11.Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание содержания домашнего задания |
Поясняет домашнее задание. (Слайд 22) Учебник стр. 90 выучить правило, словарные слова; рабочая тетрадь стр. 55, упр. 126, 127.
Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания. (Слайд 23) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.