Урок русского языка в 3 «В» классе (УМК «Школа России»)
|
|
Тема |
Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. |
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова; формировать умения находить в слове суффиксы, образовывать слова с помощью суффиксов. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) |
Принимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. |
Личностные результаты |
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения; Познавательные: умение определять ударение в словах, наблюдать за ролью словесного ударения, различать ударные и безударные слоги. Коммуникативные: умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах. |
Основные понятия и термины |
Слово, суффикс, значение суффикса, орфограмма, морфема. |
Методы, формы работы |
Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс, 1 часть, страницы 91-92, ММП. |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели. |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
Приветствие
|
- Здравствуйте, ребята! |
Приветствует учащихся.
|
Приветствуют учителя, друг друга. |
|||||
Эмоциональный настрой
|
Чтоб сегодня наш урок Всем пошел ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Слушать, думать и вникать! |
Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.
|
Эмоционально настраиваются на урок
|
||||||
Проверка готовности к уроку. |
- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники русского языка, тетрадь, письменные принадлежности, карточки с заданиями. - |
Организовывает проверку рабочего места,
|
Проверяют готовность к уроку.
|
||||||
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений
|
Пальчиковая гимнастика
|
- Сейчас нам необходимо размять пальчики перед письмом. Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.) Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.) Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.) Воробью, (Разогнуть указательный палец.) Синичке, (Разогнуть средний палец.) Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.) Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.) Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.) |
Осуществляет подготовку руки к работе.
|
Повторяют движения за учителем.
|
|||||
Оформление рабочей страницы в тетради |
- Отлично! Пальчики мы размяли, а теперь приступим к письму. Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две строки, запишите число и классная работа. Сегодня одиннадцатое ноября. Обратите внимание, что Классная работа пишется с удвоенной «сс». Одиннадцатое ноября. Классная работа. |
Контролирует оформление рабочей стр. тетради |
Оформляют тетрадь |
||||||
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами |
-Ребята, сейчас мы с вами будем вырабатывать правильное и красивое написание заглавной буквы в соединении со строчной буквы. -Посмотрите на первую рабочую строку, что вы видите? (заглавная буква В, в соединении со строчной в) Вв -Какие ошибки могут встретиться при написании заглавной и строчной буквы Вв? (в заглавной букве В верхний полуовал должен быть меньше нижнего, в строчной букве в нужно правильно писать верхнюю петлю до середины -Напишите заглавную букву В в соединении со строчной в до конца рабочей строки, обращая внимание на наклон. -Что написано на следующей рабочей строке? (Слоги и буквосочетания) -Назовите их. (ве, Ви, ва) - Определите вид соединения между буквами? (В первом слоге среднее соединение, во втором – нижнее, а в третьем - нижнее) -Напишите данные слоги в тетради на следующей рабочей строке, соблюдая расстояние и наклон. |
Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. |
Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. |
||||||
Словарная работа (закрепление ранее изученных словарных слов.) |
- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. -На следующей строке запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие. -Как мы будем писать слова после двоеточия? (С маленькой буквы) -Сейчас я проведу словарный диктант, на доске одна за другой будут появляться картинки. Ваша задача - назвать, что изображено на картинке, слово, которое вы отгадаете и есть словарное, его нужно объяснить, самостоятельно записать в тетрадь, выделить орфограммы, поставить ударение. - Обратите внимание на доску, сейчас мы проведем словарную работу. Эти слова мы читаем по цепочке и записываем с комментированием. (Ужин, обед, столица, компьютер, огурец, помидор, огород, петрушка, овощ, горох) (В слове ужин ударение падает на первый слог, на гласную буку у, во втором слоге запомнить безударную и. непроверяемую ударением. В слове обед ударение падает на второй слог, на гласную букву е, в первом слоге запомнить безударную о, не проверяемую ударением. В слове столица ударение падает на второй слог, на гласную букву и, в первом слоге запомнить букву о, не проверяемую ударением. В слове компьютер ударение падает на второй слог, на гласную букву ю, в первом слоге запомнить безударную о, непроверяемую ударением. В слове огурец ударение падает на третий слог, на гласную букву е, в первом слоге запомнить безударную о, непроверяемую ударением. В слове помидор ударение падает на третий слог, гласную букву о, в первом слоге запомнить безударную о, непроверяемую ударением. В слове огород ударение падает на третий слог, на гласную букву о, в первом слоге запомнит безударную о. непроверяемую ударением. В слове петрушка ударение падает на второй слог, на гласную букву у, в первом слоге надо запомнить безударную о, непроверяемая ударением. В слове овощ ударение падает на первый слог, на гласную о, во втором слоге надо запомнить безударную о, непроверяемую ударением. В слове горох ударение падает на второй слог, на гласную о, в первом слоге надо запомнить безударную о, непроверяемая ударением.) |
Определяет целевую установку, проводит орфографическую работу. |
Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.
|
||||||
Работа с предложением (синтаксический разбор) |
-Посмотрите на доску, прочитайте предложение. Дети носили ф…милию …тца. -На следующей строке спишите предложение с доски с комментированием, выделяя орфограммы. -Найдите грамматическую основу предложения. -Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и сказуемое.) -Найдите подлежащее в предложении. -О ком говорится в предложении? (В предложении говорится о детях. Кто дети- это подлежащее, подчеркнем одной чертой выражено существительным.) -Что говорится о детях? ( дети что делали? –носили это сказуемое, подчеркнем двумя чертами, выражено глаголом.) -Грамматическая основа предложения – дети носили. -Остальные слова- это второстепенные члены предложения. - Можем ли мы задать вопрос от подлежащего к второстепенным членам предложения? (нет) - К какому слову можно задать вопрос от сказуемого? (к слову фамилия.) -Носили (что?) фамилию (это дополнение, подчеркнем пунктирной линией, выражено именем существительным) - Задайте вопрос от второстепенных членов предложения к второстепенным. ( фамилия (чья?)отца. Это дополнение подчеркнём пунктирной линией, выражено именем существительным) -Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное) -Какое предложение по интонации? (Невосклицательное) -Какое оно по наличию второстепенных членов предложения? (Распространенное) - Дети носили фамилию отца. (Повест., невосклиц.,простое, распрост.). |
Определяет учебную задачу и контролирует ее и выполнение всеми учениками |
Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. |
||||||
Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. |
-Ребята, какие значимые части слова вам известны? (корень. суффикс, окончание) - Сейчас я предлагаю послушать небольшую сказку, которая поможет вам узнать тему нашего урока. Слушайте внимательно. Суффиксы –ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы. –ик- был очень ласковый. –ишк- обо всех говорил с насмешкой. –ищ- был очень маленький, и ему все казалось большим. Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: «Маленький дом». «Домик» , - писал –ик-. «Большой дом». «Домище», - писал –ищ-. «Старый, дряхлый дом». «Домишко», - писал –ишк-. Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем. В это время суффикс –щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. –ИК- догадался позвать на помощ суффикс –щик-, и тот написал слово каменщик, крупно выделив свое имя. Суффиксы были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой. Дома их всех ждал вкусный торт. -Тортик! – закричал –ик-. -Тортишко, - усмехнулся –ишк-. -Тортище, - сказал –ищ-. -Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
|
Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию |
Отвечают на вопросы учителя. |
||||||
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
Определение темы и задач урока |
-Сформулируйте тему урока. (Сегодня мы поговорим о значениях суффиксов в слове и об образовании слов с помощью суффиксов) -Какие задачи поставим на урок? -Что такое суффикс? -Для чего он служит? -Как найти суффикс?
|
Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи |
Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
|||||
|
|||||||||
IV. Изучение нового материала (10-15) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
|
Беседа по теме урока |
-Прочитайте
слова на доске: Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов: девчурка, старичок, старушка, в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Вывод: Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
|
Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает. |
Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
|||||
Работа по учебнику с. 91, упр. 168
|
- Откройте учебники на 91-ой странице. Выполним упражнение 168 - Что необходимо сделать в задании? (Образовать от данных слов однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов) - Образуйте от данных слов другие однокоренные при помощи суффиксов. Вывод: Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. |
Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу. |
Учащиеся читают упражнение, выполняют задание. |
||||||
Работа по учебнику стр.91, упр. 169 |
- Обратите внимание на 169-ое упражнение. - Прочитайте суффиксы
в рамочке. - Найдите данные суффиксы в словах. - Баянист,шахтер,охотник,летчик,каменщик, лифтер,ракетчик,библиотекарь,школьник,тракторист,боксер,журналист,банкир. - Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.) - Какого суффикса нет словах? (-тель-.) - Назовите слова с таким суффиксом. - От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите. Учить, читать, строить, водить, воспитывать. - Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.) - Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.) Вывод: Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. |
Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет работу с упражнением, подводит детей к выводу. |
Учащиеся читают упражнение, отвечают на вопросы учителя. |
||||||
ФИЗМИНУТКА
|
-А теперь встаньте, выйдете из-за парт и повторяйте за мной: Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот готов поклониться. А имя дала мне родная землица. Собираются в лукошки Толстощекие матрешки, В зеленых платочках, Сарафаны в точках, А матрешки все красны, Очень сладки и вкусны. Под листочек загляни – ка- Там краснеет – (земляника) |
Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке. |
Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. |
||||||
Работа по учебнику стр. 92, упр. 170
|
-Найдите упр.170. - Прочитайте слова. Найдите однокоренные слова. - Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы. -Сейчас я вас разделю на шесть вариантов и у каждого варианта будет задание - Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей. -Запишите однокоренные слова, выделите в них суффиксы - 1 группа записывают слова с суффиксом –онок- - 2 группа записывают слова с суффиксом –ёнок- - 3 группа записывают слова с суффиксом –ат- - 4 группа записывают слова с суффиксом –ят- - 5 группа записывают слова с суффиксои –иц- - 6 группа записывают слова с суффиксом –их-
Вывод: Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
|
Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу |
Учащиеся читают упражнение, выполняют задание. |
||||||
Обобщающая беседа
|
-Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.) - Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.) - Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.) - Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры. -Ребята, как вы оцениваете сегодняшний урок. -Что вы запомнили? -Что нового узнали? -Для чего служат суффикс? -Дайте определение суффиксу. |
Задает вопросы, подводит итог урока.
|
Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. Выполняют работу по карточкам. |
||||||
VI.Итог урока Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
|
Рефлексия выставление оценок |
- Урок подходит к концу. Пришло время выставить оценки. Вам нужно продолжить фразу. Сегодня на уроке я узнал(а)__________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась)____________________________ Сегодня на уроке я познакомился(лась)________________________ Сегодня на уроке я повторил(а)_______________________________ Сегодня на уроке я закрепил(а)_______________________________ |
Проводит рефлексию деятельности. |
Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. |
|
||||
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.