Урок русского языка по теме "Значение суффикса в слове"

  • docx
  • 05.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 11.11.20.docx

 Урок русского языка в 3 «В» классе (УМК «Школа России»)

 

Тема

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова; формировать умения находить в слове суффиксы, образовывать слова с помощью суффиксов.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Принимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте.

Личностные результаты

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных  ситуаций

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные: умение определять ударение в словах, наблюдать за ролью словесного ударения, различать ударные и безударные слоги.

Коммуникативные: умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Основные понятия и термины

Слово, суффикс, значение суффикса, орфограмма, морфема.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык»  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс, 1 часть, страницы 91-92, ММП.

                                             

 

   

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

 

 

- Здравствуйте, ребята!

Приветствует учащихся.

 

Приветствуют учителя, друг друга.

Эмоциональный настрой

 

 

 

Чтоб сегодня наш урок

Всем пошел ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Слушать, думать и вникать!

Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

 

Эмоционально настраиваются на урок

 

 

Проверка готовности к уроку.

- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники русского языка, тетрадь, письменные принадлежности, карточки с заданиями. -

Организовывает проверку рабочего места,

 

Проверяют готовность к уроку.

 

II. Минутка чистописания (5-7)

Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас нам необходимо размять пальчики перед письмом.

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.) Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

Осуществляет подготовку руки к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют движения за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление рабочей страницы в тетради

- Отлично! Пальчики мы размяли, а теперь приступим к письму.

Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две строки, запишите число и классная работа. Сегодня одиннадцатое ноября. Обратите внимание, что Классная работа пишется с удвоенной «сс».

Одиннадцатое ноября.

Классная работа.

Контролирует оформление рабочей стр. тетради

Оформляют тетрадь

Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами

-Ребята, сейчас мы с вами будем вырабатывать правильное и красивое написание заглавной буквы в соединении со строчной буквы.

-Посмотрите на первую рабочую строку, что вы видите? (заглавная буква В, в соединении со строчной в)

Вв

-Какие ошибки могут встретиться при написании заглавной и строчной буквы Вв? (в заглавной букве В верхний полуовал должен быть меньше нижнего, в строчной букве в нужно правильно писать верхнюю петлю до середины

-Напишите заглавную букву В в соединении со строчной в до конца рабочей строки, обращая внимание на наклон.

-Что написано на следующей рабочей строке? (Слоги и буквосочетания)

-Назовите их. (ве, Ви, ва)

- Определите вид соединения между буквами? (В первом слоге среднее соединение, во втором – нижнее, а в третьем - нижнее)

-Напишите данные слоги в тетради на следующей рабочей строке, соблюдая расстояние и наклон.

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(закрепление ранее изученных словарных слов.)

- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.

-На следующей строке запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие.

-Как мы будем писать слова после двоеточия? (С маленькой буквы)

-Сейчас я проведу словарный диктант, на доске одна за другой будут появляться картинки. Ваша задача - назвать, что изображено на картинке, слово, которое вы отгадаете и есть словарное, его нужно объяснить, самостоятельно записать в тетрадь, выделить орфограммы, поставить ударение.

- Обратите внимание на доску, сейчас мы проведем словарную работу. Эти слова мы читаем по цепочке и записываем с комментированием. (Ужин, обед, столица, компьютер, огурец, помидор, огород, петрушка, овощ, горох)

(В слове ужин ударение падает на первый слог, на гласную буку у, во втором слоге запомнить безударную и. непроверяемую ударением. В слове обед ударение падает на второй слог, на гласную букву е, в первом слоге запомнить безударную о, не проверяемую ударением. В слове столица ударение падает на второй слог, на гласную букву и, в первом слоге запомнить букву о, не проверяемую ударением. В слове компьютер ударение падает на второй слог, на гласную букву ю, в первом слоге запомнить безударную о, непроверяемую ударением. В слове огурец ударение падает на третий слог, на гласную букву е, в первом слоге запомнить безударную о, непроверяемую ударением. В слове помидор ударение падает на третий слог, гласную букву о, в первом слоге запомнить безударную о, непроверяемую ударением. В слове огород ударение падает на третий слог, на гласную букву о, в первом слоге запомнит безударную о. непроверяемую ударением. В слове петрушка ударение падает на второй слог, на гласную букву у, в первом слоге надо запомнить безударную о, непроверяемая ударением. В слове овощ ударение падает на первый слог, на гласную о, во втором слоге надо запомнить безударную о, непроверяемую ударением. В слове горох ударение падает на второй слог, на гласную о, в первом слоге надо запомнить безударную о, непроверяемая ударением.)

Определяет целевую установку, проводит орфографическую работу.

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.

 

Работа с предложением

(синтаксический  разбор)

-Посмотрите на доску, прочитайте предложение.

Дети носили ф…милию …тца.

-На следующей строке спишите предложение с доски с комментированием, выделяя орфограммы.

-Найдите грамматическую основу предложения.

-Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

-Найдите подлежащее в предложении.

-О ком говорится в предложении? (В предложении говорится о детях. Кто дети-  это подлежащее, подчеркнем одной чертой выражено существительным.)

-Что говорится о детях? ( дети что делали? –носили это сказуемое, подчеркнем двумя чертами, выражено глаголом.)

-Грамматическая основа предложения – дети носили.

-Остальные слова- это второстепенные члены предложения.

- Можем ли мы задать вопрос от подлежащего к второстепенным членам предложения? (нет)

- К какому слову можно задать вопрос от сказуемого? (к слову фамилия.)

 -Носили (что?) фамилию (это дополнение, подчеркнем пунктирной линией, выражено именем существительным)

- Задайте вопрос от второстепенных членов предложения к второстепенным. ( фамилия (чья?)отца. Это дополнение подчеркнём пунктирной линией, выражено именем существительным)

 -Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное)

 -Какое предложение по интонации? (Невосклицательное)

 -Какое оно по наличию второстепенных членов предложения? (Распространенное)

- Дети носили фамилию отца. (Повест., невосклиц.,простое, распрост.).

Определяет учебную задачу и контролирует ее и выполнение всеми учениками

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

-Ребята, какие значимые части слова вам известны? (корень. суффикс, окончание)

- Сейчас я предлагаю послушать небольшую сказку, которая поможет вам узнать тему нашего урока. Слушайте внимательно.

  Суффиксы –ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы. –ик- был очень ласковый. –ишк- обо всех говорил с насмешкой. –ищ- был очень маленький, и ему все казалось большим.

  Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

  В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик» , - писал –ик-.

«Большой дом».

«Домище», - писал –ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», - писал –ишк-.

  Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

  В это время суффикс –щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. –ИК- догадался позвать на помощ суффикс –щик-, и тот написал слово каменщик, крупно выделив свое имя. Суффиксы были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

  Дома их всех ждал вкусный торт.

-Тортик! – закричал –ик-.

-Тортишко, - усмехнулся –ишк-.

-Тортище, - сказал –ищ-.

-Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

 

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Отвечают на вопросы учителя.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

 

Определение темы и задач урока

-Сформулируйте тему урока.

(Сегодня мы поговорим о значениях суффиксов в слове и об образовании слов с помощью суффиксов)

-Какие задачи поставим на урок?

-Что такое суффикс?

-Для чего он служит?

-Как найти суффикс?

 

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

 

IV. Изучение нового материала (10-15)

Цель:  обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по теме урока

-Прочитайте слова на доске:
Лиса, лисичка, лисонька, лисица
-Что общего у этих слов?(корень )
-Чем они отличаются? (суффиксами)
-Что еще служит для образования новых слов? (Суффикс)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами:

 дом - домик - домишко - домина;

брат - браток - братец - братишка.

 Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов: девчурка, старичок, старушка,

 в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

 

Вывод: Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

 

 

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Работа по учебнику с. 91, упр. 168

 

- Откройте учебники на 91-ой странице. Выполним упражнение 168

 - Что необходимо сделать в задании? (Образовать от данных слов однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов)

- Образуйте от данных слов другие однокоренные при помощи суффиксов.

Вывод: Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Учащиеся читают упражнение, выполняют задание.

Работа по учебнику стр.91, упр. 169

- Обратите внимание на 169-ое упражнение.

- Прочитайте суффиксы в рамочке.
- Спишите слова, выделяя в них суффиксы

- Найдите данные суффиксы в словах. - Баянист,шахтер,охотник,летчик,каменщик, лифтер,ракетчик,библиотекарь,школьник,тракторист,боксер,журналист,банкир.

 - Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

- Назовите слова с таким суффиксом.

- От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

 - Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)

Вывод: Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет работу с упражнением, подводит детей к выводу.

Учащиеся читают упражнение, отвечают на вопросы учителя.

 

ФИЗМИНУТКА

 

-А теперь встаньте, выйдете из-за парт и повторяйте за мной:

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот готов поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Собираются в лукошки

Толстощекие матрешки,

В зеленых платочках,

Сарафаны в точках,

А матрешки все красны,

Очень сладки и вкусны.

Под листочек загляни – ка-

Там краснеет – (земляника)

Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

Работа по учебнику стр. 92, упр. 170

 

 

-Найдите упр.170.

- Прочитайте слова. Найдите однокоренные слова.

- Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

-Сейчас я вас разделю на шесть вариантов и у каждого варианта будет задание

    - Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

-Запишите однокоренные слова, выделите в них суффиксы

- 1 группа записывают слова с суффиксом –онок-

- 2 группа записывают слова с суффиксом –ёнок-

- 3 группа записывают слова с суффиксом –ат-

- 4 группа записывают слова с суффиксом –ят-

- 5 группа записывают слова с суффиксои –иц-

- 6 группа записывают слова с суффиксом –их-

 

Вывод: Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

 

 

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Учащиеся читают упражнение, выполняют задание.

Обобщающая беседа

 

 

 

 

 

-Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

- Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

-Ребята, как вы оцениваете сегодняшний урок.

-Что вы запомнили?

-Что нового узнали?

-Для чего служат суффикс?

-Дайте определение суффиксу.

Задает вопросы, подводит итог урока.

 

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. Выполняют работу по карточкам.

VI.Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

 

 

Рефлексия

выставление оценок

- Урок подходит к концу. Пришло время выставить оценки.

Вам нужно продолжить фразу.

Сегодня на уроке я узнал(а)__________________________________

Сегодня на уроке я научился(лась)____________________________

Сегодня на уроке я познакомился(лась)________________________

Сегодня на уроке я повторил(а)_______________________________

Сегодня на уроке я закрепил(а)_______________________________

Проводит рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи.