Урок русского языка по теме: «Знаки препинания в сложном предложении».
Оценка 4.6

Урок русского языка по теме: «Знаки препинания в сложном предложении».

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
русский язык
7 кл
07.10.2022
Урок русского языка по теме: «Знаки препинания в сложном предложении».
Урок русского языка в ? классе
Леньшина О._конспект урока.doc

 

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учитель: Леньшина О.А.

Тема: «Знаки препинания в сложном предложении».

Цель: повторение и систематизация знаний о постановке запятой в сложных предложениях, о структурном различии простого и сложного предложения.

Задачи:

Образовательная: учить видеть структуру сложного предложения; умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.

Развивающая: развивать навыки анализа-синтеза; творческие способности, мышление, связную речь;

Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к родному языку, к изучаемому предмету; повышать планку успешности, уметь работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: об употреблении запятой межу предложениями в союзном сложном предложении;

уметь: находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных; определять грамматические основы сложных предложений;

составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.

Метапредметные:

уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей , потребностей; планирование и регуляция свей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:

уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: толковые словари; планшеты; записи на доске; распечатанные тексты; презентация, испеченные жаворонки, рецепты.

Тип урока: комбинированный

                                                                        

 

                                                                                       

                                                                                                    Ход урока:

I.       Организационный момент.

Март.  Этот месяц у   древних римлян  был  посвящён    богу  войны  Марсу  и  назывался мартиус.  А у нас март  -  прекрасный  месяц,  первый  весенний.  И именно в такое красивое время года мы проводим открытый урок. Я хочу поприветствовать наших гостей и пожелать всем нам плодотворной работы. Ребята, проверьте, у вас на столах должно лежать все необходимое для работы.

  К нам на занятие пришли мои помощники, будущие коллеги, ученики из педагогического класса нашей школы. Они сразу же возьмут все в свои руки.

II.    Актуализация знаний.

Весной, в конце марта в нашей стране принято отмечать день птиц. Сегодня и  у нас в школе проходит этот праздник. Традиция отмечать День птиц имеет очень давние корни, с народного праздника «Гуканье весны».
– Кто знает, когда проходил этот праздник и в чем он заключался? (Гуканье весны на Руси отмечали в день весеннего равноденствия 22 марта. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из теста фигурки птиц. Называли их «жаворонки». Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, что есть силы, пели песни, зазывая в гости птиц и весну.) 

– Как назывались такие песни? (Веснянки)
– Давайте вспомним эти песенки, их можно прочитать на экране и на листочках (слайд 1):

-Вспомнили?

 -А кто помнит веснянки, которые мы изучали их на уроках родной литературы в 5 классе? (Выразительное чтение наизусть)

– Послушайте историю, в которой говорится о том, как появились на Земле жаворонки (слайд 2).

Вопросы к тексту:

– Как появился жаворонок? (Его превратил из камня волшебник.)
– Для чего? (Чтобы порадовать пахаря.)
– За что? (За тяжелый труд, щедрость и доброту.)
– Как можно озаглавить текст? (Легенда о жаворонке.) 

1.Создание проблемной ситуации.

2. Целеполагание.

ЗАДАНИЕ 1

Работа с текстом

- Ребята, я предлагаю выполнить задание, которое поможет вам сформулировать тему, а также цель и задачи на этот урок. Еще раз прочитайте текст и подумайте, какие ошибки в нем допущены.( Не расставлены знаки препинания в предложениях.)

ВОПРОСЫ:

- Какой раздел лингвистики изучает правила постановки знаков препинания? ( Пунктуация.)

- С каким разделом науки о языке неразрывно связана Пунктуация? ( С синтаксисом.)

- В чём заключается эта связь? В каких предложениях мы ставим знаки препинания? (Знаки препинания ставятся в осложненных предложениях, в сложных предложениях).

-- Что для этого нужно знать? (Пунктуационные правила) А на какие пунктуационные правила в тексте допущены ошибки?

ЗАДАНИЕ 2

Синтаксическая пятиминутка (на доске).

1.- Чтобы наглядно увидеть связь между синтаксисом и пунктуацией, давайте поиграем в игру «Третий лишний». Но сначала нужно устранить несоответствие в тексте.

2. Мобилизующий этап

На доске запись: (слайд №3)

Учитель. Прочитайте данную запись. Скажите, какое в ней имеется несоответствие, и устраните его.

(Между данными предложениями нарушена логическая последовательность. Правильный вариант: (слайд№4)

3. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Выберите из записанных предложений одно лишнее. Объясните, пожалуйста, свой выбор. 

(Можно объединить первое и последнее предложения. Это сложные предложения. Состоят из двух простых).

Учитель. С помощью чего соединяются простые предложения в составе сложного?

(Простые предложения в составе сложного соединяются с помощью союзов).

Учащиеся во всех предложениях выделяют союзы.

Учитель. Скажите, какой знак препинания вы бы поставили перед союзами в сложном предложении, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Перед союзами в сложных предложениях надо поставить

запятую. Значит, тема сегодняшнего урока: Запятая перед союзами в сложном предложении). (Слайд№4) Запишите в тетрадях.

Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что в той или иной степени этот материал вам уже знаком, сформулируйте цель урока.

Цель урока: уточнение, расширение и систематизация знаний о постановке запятой перед союзами в сложном предложении.

А какие задачи вы бы поставили перед собой?

А теперь я вам предлагаю следующее: обсудите в группах в течение одной минуты, что вы знаете о союзах, о сложном предложении и представьте эту информацию, не повторяя ранее сказанного одноклассниками.

«Корзина идей»

_ А что вам известно по этому поводу?

-Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает (1 минута)

-Обмен информацией в группах или парах (2 минуты)

-Каждая группа называет какое-то одно сведение, не повторяя ранее сказанного, без комментариев, даже если они ошибочны.

-Сбрасывание идей.

-Обсуждение по ходу урока.(Спасибо нашим учителям-ученикам педкласса за интересное и позитивное начало урока и попрощаемся с ними до следующей встречи)

4. Освоение теоретического материала

Учитель. Приступим к реализации поставленной цели.

Работа с учебником

Откройте параграф 61, стр. 151  , посмотрите, верно ли мы с вами сделали вывод и как звучит правило.

 

.III. Изучение нового материала.

1. Составление «Алгоритма постановки запятой в союзном сложном предложении»

- Скажите, пожалуйста, как вы определяли, где нужно поставить запятую в сложн. предложении? (1. Находили в предложении грамматическую основу и определяли их количество).

- Затем что делали? (2. Находили союз, связывающий простые предложения в составе сложного; запятую ставили перед ! союзом, а если союз составной, то запятую ставим перед ПЕРВЫМ словом в союзе!).

- Верно. Я предлагаю вместе составить алгоритм, который поможет вам правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

 Словарная работа.

-А кто помнит, что такое алгоритм? (Если затрудняются). Возьмите толковый словарь и найдите определение слова алгоритм (находят и зачитывают).

Подберите к нему синонимы (порядок действий- последовательность действий— расчет — инструкция).

- Итак, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении нужно:

1. Найти и подчеркнуть грамматические основы предложения.

2. Определить количество частей в сложном предложении.

3. Найти союз, который связывает части сложного предложения.

4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставить запятую.

- Не забудьте внести эти данные в нашу тетрадь для схем!!!

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.

Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится ЗАПЯТАЯ.

- !! Ребята, в сложных предложениях ставятся и другие знаки, и даже бывают такие случаи, когда знаки препинания в сложном предложении не ставятся, но об этом мы поговорим в 9 классе. Всё нужно изучать постепенно, и тогда в дальнейшем вы правильно поймёте и остальные правила.

VI. Закрепление изученного материала

6. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. А теперь познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно. Это слово начинается со слога, который является приставкой в слове наугад и частью корня в слове народ. К нему надо добавить корень слова блюдца. К тому, что получилось, надо присоединить последовательно все суффиксы слова изобретательность. Какое это слово?

Это слово наблюдательность.

Учитель. Какое лексическое значение слова наблюдательность?

Наблюдательность — это умение видеть, обнаруживать что-либо, отмечать какие-либо тонкости.

Учитель.  Произведите морфемный разбор этого слова. Образуйте от слова наблюдательность однокоренные слова.

Наблюдение, наблюдательный, наблюдать, наблюдайте и т. д.

А теперь проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны.

5. Выполнение упражнения 366.

1 группа – ссп (за доску)

2 группа – спп (за доску)

3 группа- орфограммы

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Попрошу провести помощников, проведем ее под мелодию П.И.Чайковского «Времена года. Март. Песнь жаворонка»)

Работа с учебником.

Упр.367 135 – ссп, 246 – спп ( составьте предложения к схемам) – устно.

Проверка дом задания

1)Дома вы должны были выполнить задание по выбору: написать рецепт или подготовить презентацию приготовления жаворонков из теста, конечно же, применяя нашу тему «Союз». Пожалуйста, кто хочет представить свою работу?

·                                 2) А теперь, помня о том, как важно в нашей жизни здоровое питание, предлагаю вам посчитать калорийность полученного продукта.

 У вас на столах лежит рецепт с указанием использованных продуктов и их калорийность из расчета на 100 граммов. Нужно посчитать калораж полученного продукта – жаворонка, при условии, что из указанного количества продуктов получилось 10 жаворонков.

(Этим у нас занимается группы №  , а группы № работают с текстом, объясняют постановку знаков препинания, выделяют союзы и определяют их разряд, а группа работает с толковым словарем. Находит значение слов:

Калория — это единица измерения энергетической ценности еды, а калорийность продукта — количество энергии, которую тело получит в процессе пищеварения и усвоения нутриентов, калораж - это энергетическая ценность пищи ( употребляется в профессиональной и разговорной речи).

2. Творческое задание. Работа в группах.

Составить синквейн на тему «Союз», «Весна»

                Союз.                                                                                                            Весна.

 Подчинительный. Сочинительный.                                                              Теплая, долгожданная.

Соединяет. Объединяет, помогает.                                                                 Приходит, оживляет, воодущевляет.

Синтаксис и пунктуация.                                                                                 Чудесная пора любви.

Без союза никак!                                                                                               Солнце.

                                                                     

VI. Подведение итогов урока.

1.- Давайте подведём итог урока. КОРЗИНА ИДЕЙ

- Что нужно сделать, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении?  АЛГОРИТМ!

VII.         Домашнее задание (записано на доске).

Всем:

1) записать Алгоритм постановки запятой в СП в тетрадь для схем и выучить его

2) - по выбору:

1) упр. 367  (всё по заданию);

2) выписать из текстов художественной литературы по три предложения о весне – ССП и СПП;

3) написать небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Запятая в союзном сложном предложении»;

 ВЫБОР ОБЯЗАТЕЛЬНО АРГУМЕНТИРУЙТЕ!!!

Отметки.

VIII.  Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

2022 год объявлен годом народного искусства и культурного наследия. Культурное наследие – часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и переданная потомкам.Это обряды и традиции, унт, к страницам которого мы сегодня прикоснулись на уроке. А сейчас я попрошу вас поблагодарить наши гостей, спеть веснянку и, по старой русской традиции, вручить подарки – наш продукт – жаворонков с рецептом изготовления и с пожеланиями счастья, здоровья и весны в душе и мире!

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Класс: 7 Предмет: русский язык

Класс: 7 Предмет: русский язык

Ход урока: I.

Ход урока: I.

Не расставлены знаки препинания в предложениях

Не расставлены знаки препинания в предложениях

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает (1 минута) -Обмен информацией в группах или парах (2 минуты) -Каждая группа называет какое-то одно сведение,…

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает (1 минута) -Обмен информацией в группах или парах (2 минуты) -Каждая группа называет какое-то одно сведение,…

Всё нужно изучать постепенно, и тогда в дальнейшем вы правильно поймёте и остальные правила

Всё нужно изучать постепенно, и тогда в дальнейшем вы правильно поймёте и остальные правила

Калория — это единица измерения энергетической ценности еды, а калорийность продукта — количество энергии, которую тело получит в процессе пищеварения и усвоения нутриентов, калораж -…

Калория — это единица измерения энергетической ценности еды, а калорийность продукта — количество энергии, которую тело получит в процессе пищеварения и усвоения нутриентов, калораж -…

Класс: 7 Предмет: русский язык

Класс: 7 Предмет: русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2022