Класс: 7 Предмет: русский язык Учитель: Леньшина О.А. Тема: «Знаки препинания в сложном предложении». Цель: повторение и систематизация знаний о постановке запятой в сложных предложениях, о структурном различии простого и сложного предложения. Задачи: Образовательная: учить видеть структуру сложного предложения; умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений. Развивающая: развивать навыки анализа-синтеза; творческие способности, мышление, связную речь; Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к родному языку, к изучаемому предмету; повышать планку успешности, уметь работать в группе. Планируемые результаты: Предметные: знать: об употреблении запятой межу предложениями в союзном сложном предложении; уметь: находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных; определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам. Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей , потребностей; планирование и регуляция свей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные: уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Оборудование: толковые словари; планшеты; записи на доске; распечатанные тексты; презентация, испеченные жаворонки, рецепты. Тип урока: комбинированный
Ход урока: I. Организационный момент. Март. Этот месяц у древних римлян был посвящён богу войны Марсу и назывался мартиус. А у нас март - прекрасный месяц, первый весенний. И именно в такое красивое время года мы проводим открытый урок. Я хочу поприветствовать наших гостей и пожелать всем нам плодотворной работы. Ребята, проверьте, у вас на столах должно лежать все необходимое для работы. К нам на занятие пришли мои помощники, будущие коллеги, ученики из педагогического класса нашей школы. Они сразу же возьмут все в свои руки. II. Актуализация знаний. Весной, в конце марта в
нашей стране принято отмечать день птиц. Сегодня и у нас в школе проходит
этот праздник. Традиция отмечать День птиц имеет очень давние корни, с
народного праздника «Гуканье весны». – Как назывались такие песни? (Веснянки) -Вспомнили? -А кто помнит веснянки, которые мы изучали их на уроках родной литературы в 5 классе? (Выразительное чтение наизусть) – Послушайте историю, в которой говорится о том, как появились на Земле жаворонки (слайд 2). Вопросы к тексту: – Как появился
жаворонок? (Его превратил из камня волшебник.) 1.Создание проблемной ситуации. 2. Целеполагание. ЗАДАНИЕ 1 Работа с текстом - Ребята, я предлагаю выполнить задание, которое поможет вам сформулировать тему, а также цель и задачи на этот урок. Еще раз прочитайте текст и подумайте, какие ошибки в нем допущены.( Не расставлены знаки препинания в предложениях.) ВОПРОСЫ: - Какой раздел лингвистики изучает правила постановки знаков препинания? ( Пунктуация.) - С каким разделом науки о языке неразрывно связана Пунктуация? ( С синтаксисом.) - В чём заключается эта связь? В каких предложениях мы ставим знаки препинания? (Знаки препинания ставятся в осложненных предложениях, в сложных предложениях). -- Что для этого нужно знать? (Пунктуационные правила) А на какие пунктуационные правила в тексте допущены ошибки? ЗАДАНИЕ 2 Синтаксическая пятиминутка (на доске). 1.- Чтобы наглядно увидеть связь между синтаксисом и пунктуацией, давайте поиграем в игру «Третий лишний». Но сначала нужно устранить несоответствие в тексте. 2. Мобилизующий этап На доске запись: (слайд №3) Учитель. Прочитайте данную запись. Скажите, какое в ней имеется несоответствие, и устраните его. (Между данными предложениями нарушена логическая последовательность. Правильный вариант: (слайд№4) 3. Формулирование учащимися темы и цели урока Учитель. Выберите из записанных предложений одно лишнее. Объясните, пожалуйста, свой выбор. (Можно объединить первое и последнее предложения. Это сложные предложения. Состоят из двух простых). Учитель. С помощью чего соединяются простые предложения в составе сложного? (Простые предложения в составе сложного соединяются с помощью союзов). Учащиеся во всех предложениях выделяют союзы. Учитель. Скажите, какой знак препинания вы бы поставили перед союзами в сложном предложении, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Перед союзами в сложных предложениях надо поставить запятую. Значит, тема сегодняшнего урока: Запятая перед союзами в сложном предложении). (Слайд№4) Запишите в тетрадях. Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что в той или иной степени этот материал вам уже знаком, сформулируйте цель урока. Цель урока: уточнение, расширение и систематизация знаний о постановке запятой перед союзами в сложном предложении. А какие задачи вы бы поставили перед собой? А теперь я вам предлагаю следующее: обсудите в группах в течение одной минуты, что вы знаете о союзах, о сложном предложении и представьте эту информацию, не повторяя ранее сказанного одноклассниками. «Корзина идей» _ А что вам известно по этому поводу? -Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает (1 минута) -Обмен информацией в группах или парах (2 минуты) -Каждая группа называет какое-то одно сведение, не повторяя ранее сказанного, без комментариев, даже если они ошибочны. -Сбрасывание идей. -Обсуждение по ходу урока.(Спасибо нашим учителям-ученикам педкласса за интересное и позитивное начало урока и попрощаемся с ними до следующей встречи) 4. Освоение теоретического материала Учитель. Приступим к реализации поставленной цели. Работа с учебником Откройте параграф 61, стр. 151 , посмотрите, верно ли мы с вами сделали вывод и как звучит правило.
.III. Изучение нового материала. 1. Составление «Алгоритма постановки запятой в союзном сложном предложении» - Скажите, пожалуйста, как вы определяли, где нужно поставить запятую в сложн. предложении? (1. Находили в предложении грамматическую основу и определяли их количество). - Затем что делали? (2. Находили союз, связывающий простые предложения в составе сложного; запятую ставили перед ! союзом, а если союз составной, то запятую ставим перед ПЕРВЫМ словом в союзе!). - Верно. Я предлагаю вместе составить алгоритм, который поможет вам правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Словарная работа. -А кто помнит, что такое алгоритм? (Если затрудняются). Возьмите толковый словарь и найдите определение слова алгоритм (находят и зачитывают). Подберите к нему синонимы (порядок действий- последовательность действий— расчет — инструкция). - Итак, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении нужно: 1. Найти и подчеркнуть грамматические основы предложения. 2. Определить количество частей в сложном предложении. 3. Найти союз, который связывает части сложного предложения. 4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставить запятую. - Не забудьте внести эти данные в нашу тетрадь для схем!!! - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении. Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится ЗАПЯТАЯ. - !! Ребята, в сложных предложениях ставятся и другие знаки, и даже бывают такие случаи, когда знаки препинания в сложном предложении не ставятся, но об этом мы поговорим в 9 классе. Всё нужно изучать постепенно, и тогда в дальнейшем вы правильно поймёте и остальные правила. VI. Закрепление изученного материала 6. Словарно-орфографическая работа. Учитель. А теперь познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно. Это слово начинается со слога, который является приставкой в слове наугад и частью корня в слове народ. К нему надо добавить корень слова блюдца. К тому, что получилось, надо присоединить последовательно все суффиксы слова изобретательность. Какое это слово? Это слово наблюдательность. Учитель. Какое лексическое значение слова наблюдательность? Наблюдательность — это умение видеть, обнаруживать что-либо, отмечать какие-либо тонкости. Учитель. Произведите морфемный разбор этого слова. Образуйте от слова наблюдательность однокоренные слова. Наблюдение, наблюдательный, наблюдать, наблюдайте и т. д. А теперь проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. 5. Выполнение упражнения 366. 1 группа – ссп (за доску) 2 группа – спп (за доску) 3 группа- орфограммы V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Попрошу провести помощников, проведем ее под мелодию П.И.Чайковского «Времена года. Март. Песнь жаворонка») Работа с учебником. Упр.367 135 – ссп, 246 – спп ( составьте предложения к схемам) – устно. Проверка дом задания 1)Дома вы должны были выполнить задание по выбору: написать рецепт или подготовить презентацию приготовления жаворонков из теста, конечно же, применяя нашу тему «Союз». Пожалуйста, кто хочет представить свою работу? · 2) А теперь, помня о том, как важно в нашей жизни здоровое питание, предлагаю вам посчитать калорийность полученного продукта. У вас на столах лежит рецепт с указанием использованных продуктов и их калорийность из расчета на 100 граммов. Нужно посчитать калораж полученного продукта – жаворонка, при условии, что из указанного количества продуктов получилось 10 жаворонков. (Этим у нас занимается группы № , а группы № работают с текстом, объясняют постановку знаков препинания, выделяют союзы и определяют их разряд, а группа работает с толковым словарем. Находит значение слов: Калория — это единица измерения энергетической ценности еды, а калорийность продукта — количество энергии, которую тело получит в процессе пищеварения и усвоения нутриентов, калораж - это энергетическая ценность пищи ( употребляется в профессиональной и разговорной речи). 2. Творческое задание. Работа в группах. Составить синквейн на тему «Союз», «Весна» Союз. Весна. Подчинительный. Сочинительный. Теплая, долгожданная. Соединяет. Объединяет, помогает. Приходит, оживляет, воодущевляет. Синтаксис и пунктуация. Чудесная пора любви. Без союза никак! Солнце.
VI. Подведение итогов урока. 1.- Давайте подведём итог урока. КОРЗИНА ИДЕЙ - Что нужно сделать, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении? АЛГОРИТМ! VII. Домашнее задание (записано на доске). Всем: 1) записать Алгоритм постановки запятой в СП в тетрадь для схем и выучить его 2) - по выбору: 1) упр. 367 (всё по заданию); 2) выписать из текстов художественной литературы по три предложения о весне – ССП и СПП; 3) написать небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Запятая в союзном сложном предложении»; ВЫБОР ОБЯЗАТЕЛЬНО АРГУМЕНТИРУЙТЕ!!! Отметки. VIII. Рефлексия настроения и эмоционального состояния: 2022 год объявлен годом народного искусства и культурного наследия. Культурное наследие – часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и переданная потомкам.Это обряды и традиции, унт, к страницам которого мы сегодня прикоснулись на уроке. А сейчас я попрошу вас поблагодарить наши гостей, спеть веснянку и, по старой русской традиции, вручить подарки – наш продукт – жаворонков с рецептом изготовления и с пожеланиями счастья, здоровья и весны в душе и мире!
.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.