Учитель: Нуруллина Гульнара Гильфановна
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Дата проведения: 06.032014 год
Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»
Цель: научить писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения
Задачи:
- Организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения;
- способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях урока;
- сформировать алгоритм деятельности при проверке безударного окончания существительного;
- развивать основные мыслительные операции: память, рефлексию, умозаключение, анализ.
Дидактическая задача урока: Формирование УУД в условиях решения практических задач
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознавать роль языка в жизни людей;
Понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
Уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью
Метапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Составлять план решения учебной проблемы;
Работать по плану
Познавательные:
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Строить рассуждения;
Устанавливать причинно-следственные связи: оформлять свои мысли в письменной речи
Коммуникативные:
Научатся быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное
Предметные:
Научатся использовать приём проверки безударных личных окончаний имён существительных 1,2-го склонения;
Получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения ошибки в окончаниях имён существительных
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными навыками
Форма проведения: Путешествие по весеннему лесу с исследованием и использованием ИКТ
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Приёмы: игровые моменты, презентация, наглядность, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка, самопроверка.
Ход урока
1. Организационный этап (мобилизующее начало).
Сегодня урок у нас необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы своим взглядом пожелайте успеха своему товарищу и мне. Слайд 1
Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Во время путешествия все учётные записи нужно фиксировать. Я предлагаю фиксировать всё в тетради.
2. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
А чтобы узнать, в какое путешествие я вас приглашаю, нужно выполнить задание и догадаться: вставьте нужное безударное окончание имён существитьельных
- По тропинк…, на дерев…, на полянк…, у берёзк…, от ёлочк…, к сосн…, на сучк… .
Проверка
- Ребята, какие трудности возникли, при выполнении задания?
- Кто же догадался, куда я вас приглашаю?
- Мы отправимся в лес сказочно красивый, весенний. Слайд 2
3. Формулирование темы обучающимися.
- Возникла проблема и её надо решить.
- Кто-то может сформулировать цель нашего урока? (Научиться писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения) Слайд 3
4. Постановка обучающимися задач урока
- Это для нас новый материал?
- При изучении его сможем опираться на какие-то ранее полученные знания?
- Какие задачи поставим перед собой на уроке?
5. Актуализация знаний (субъектного опыта учащихся).
- Как вы действовали при написании окончаний имён существительных 1-го склонения?
Имя существительное Слайд 4
↓
Начальная форма: ед. ч., И. п. Слайд 5
↓
Определяю склонение Слайд 6
↓
Определяю падеж или подставляю слова-помощники Слайд 7
- Имена существительные, которые вызвали затруднения, к какому склонению относятся?
- Что нужно вспомнить про существительные 2-го склонения? Слайд 8
- Как же спланируем свою работу?
- А теперь отгадайте загадки весны: Слайд 9
Старый снег на солнце тает Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса – Вот и к нам пришла ... (Весна).
|
В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек)
|
Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтобы пел нам пересмешник, Смастерили мы … (скворечник).
|
А на ветке чей-то дом. Ни дверей, ни окон в нем. Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут … (гнездо).
|
Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Он черной тучей был сначала,
|
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко щедрее. Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц … (март).
|
- Какое слово лишнее? Почему? (Весна – ж. р., 1-е скл.). Не относится к цели нашего урока.
- По какому признаку можно объединить все остальные слова?
(Подснежник, снег – однокоренные слова,
Март, скворечник, ручеек – сущ., ед.ч., м. р., 2-го скл.
Гнездо – сущ., ед.ч., ср. р., 2-го скл.)
- Отправляясь в лес, каких лесных жителей мы можем там встретить?
Слайд 10
- Какого склонения имена существительные кабан и волк? Докажите.
- Просклоняйте имена существительные кабан, волк по карточкам. Почему они состоят из двух частей? (Первая часть – основа слова, вторая – окончание)
- Почему вторая часть состоит из шести частей? (У существительных 6 падежей – 6 разных форм)
- А теперь вы будите исследователями. Догадались, какую часть будете исследовать? (окончание)
- Какого склонения эти имена существительные?
6. Первичное усвоение новых знаний.
- Допишите падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
кабан |
И. п. |
Р. п. |
|
Д. п. |
|
В. п. |
|
Т. п. |
|
П. п. |
|
волк |
И. п. |
Р. п. |
|
Д. п. |
|
В. п. |
|
Т. п. |
|
П. п. |
- Взаимопроверка в парах.
7. Первичная проверка понимания.
- Склонение какого из этих имён существительных вызвало у вас затруднение и почему?
- Как проверить безударное окончание имён существительных 2-го склонения? Слайд 11
- Как можно поверять безударные оукончания имён существительных 2-го склонения? (С помощью падежных окончаний имён существительных 2-го склонения, или слов помощников)
- Давайте в учебнике на с.57 узнаем слова-помощники для существительных 2-го склонения (слон, колесо).
8. Первичное закрепление.
1) - Вы любите весну? Почему? Слайд 12
- Посмотрите на рисунок и найдите 4 существительных 2-го склонения, запишите эти существительные, обсудив в группах:
1, 2 группа: в родительном падеже
3, 4 группа: в дательном падеже
5 группа: в предложном падеже
(После обсуждения записывают слова в свою тетрадь)
- На доске карточки с окончаниями, ребята от каждой группы выберите свои окончания и аргументируйте свой ответ. Проверьте окончания по учебнику с. 58.
2) – Давайте составим предложение, используя записанные вами слова и разберём его.
- Ручеёк течёт по весеннему лесу.
3) – Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение-просьбу: Слайд 13
около тополя |
о волке |
берегите |
у белки |
до рощи |
к лисе |
в дупле |
про медведя |
по дорожке |
лес |
к дереву |
о зайце |
- В первом столбике лишнее слово берегите (глагол), во втором – лес (дикие звери)
- Что получилось? (Берегите лес!)
- Кто должен беречь лес и от кого? Что вы можете сделать для спасения природы?
- Человек (новое словарное слово); просклоняйте по падежам это слово, употребив с предлогом в каждом падеже.
4) Какие слова в каждом столбике относятся к поставленной цели урока? Докажите. Какой алгоритм проверки безударного окончания имён существительных 2-го склонения вывели?
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- С.58, упр.1, объяснить выбор окончания имён существительных.
10. Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) "Расскажи по схеме":
Я знаю
Я запомнил
Я смог
2) + знаю и умею применять
! знаю, но не всегда могу применить
? не уверен в своих знаниях
- пока не знаю и не умею
3) На листе бумаги, на обведённой ладошке. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой – «Для меня это важно и интересно …»
указательный – «Я бы мог, но не спросили...»
средний – « У меня всё время вертелось в голове...»
безымянный – « Если бы я был учителем...»
мизинец – « Мне понравилось...»
кабан |
И. п. |
кабан
|
И. п. |
кабан
|
И. п. |
кабан
|
И. п. |
|
|
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
|
|||||
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
|
|||||
В. п. |
В. п. |
В. п. |
В. п. |
|
|||||
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
|
|||||
П. п. |
П. п. |
П. п. |
П. п. |
|
|||||
волк |
И. п. |
волк
|
И. п. |
волк
|
И. п. |
волк
|
И. п. |
|
|
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
|
|||||
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
|
|||||
В. п. |
В. п. |
В. п. |
В. п. |
|
|||||
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
|
|||||
П. п. |
П. п. |
П. п. |
П. п. |
|
|||||
кабан
|
И. п. |
кабан
|
И. п. |
кабан
|
И. п. |
кабан
|
И. п. |
|
|
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
|
|||||
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
|
|||||
В. п. |
В. п. |
В. п. |
В. п. |
|
|||||
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
|
|||||
П. п. |
П. п. |
П. п. |
П. п. |
|
|||||
волк
|
И. п. |
волк
|
И. п. |
волк
|
И. п. |
волк
|
И. п. |
|
|
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
|
|||||
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
|
|||||
В. п. |
В. п. |
В. п. |
В. п. |
|
|||||
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
|
|||||
П. п. |
П. п. |
П. п. |
П. п. |
|
|||||
кабан
|
И. п. |
кабан
|
И. п. |
кабан
|
И. п. |
кабан
|
И. п. |
|
|
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
|
|||||
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
|
|||||
В. п. |
В. п. |
В. п. |
В. п. |
|
|||||
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
|
|||||
П. п. |
П. п. |
П. п. |
П. п. |
|
|||||
волк
|
И. п. |
волк
|
И. п. |
волк
|
И. п. |
волк
|
И. п. |
|
|
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
Р. п. |
|
|||||
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
Д. п. |
|
|||||
В. п. |
В. п. |
В. п. |
В. п. |
|
|||||
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
Т. п. |
|
|||||
П. п. |
П. п. |
П. п. |
П. п. |
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
Расскажи по схеме: Я знаю Я могу Я смог
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
+ знаю и умею применять ! знаю, но не всегда могу прим ? не уверен в своих знаниях - пока не знаю и не умею
|
большой – «Для меня это важно и интересно» указательный – «Я бы мог, но не спросили...» средний – « У меня всё время вертелось в голове...» безымянный – « Если бы я был учителем...» мизинец – « Мне понравилось...»
|
большой – «Для меня это важно и интересно» указательный – «Я бы мог, но не спросили...» средний – « У меня всё время вертелось в голове...» безымянный – « Если бы я был учителем...» мизинец – « Мне понравилось...»
|
большой – «Для меня это важно и интересно» указательный – «Я бы мог, но не спросили...» средний – « У меня всё время вертелось в голове...» безымянный – « Если бы я был учителем...» мизинец – « Мне понравилось...»
|
большой – «Для меня это важно и интересно» указательный – «Я бы мог, но не спросили...» средний – « У меня всё время вертелось в голове...» безымянный – « Если бы я был учителем...» мизинец – « Мне понравилось...»
|
большой – «Для меня это важно и интересно» указательный – «Я бы мог, но не спросили...» средний – « У меня всё время вертелось в голове...» безымянный – « Если бы я был учителем...» мизинец – « Мне понравилось...»
|
большой – «Для меня это важно и интересно» указательный – «Я бы мог, но не спросили...» средний – « У меня всё время вертелось в голове...» безымянный – « Если бы я был учителем...» мизинец – « Мне понравилось...»
|
большой – «Для меня это важно и интересно» указательный – «Я бы мог, но не спросили...» средний – « У меня всё время вертелось в голове...» безымянный – « Если бы я был учителем...» мизинец – « Мне понравилось...»
|
большой – «Для меня это важно и интересно» указательный – «Я бы мог, но не спросили...» средний – « У меня всё время вертелось в голове...» безымянный – « Если бы я был учителем...» мизинец – « Мне понравилось...»
|
- а
|
- я
|
- а
|
- я
|
- е
|
- е
|
- у
|
- ю
|
- у
|
- ю
|
Примерная структура уроков по ФГОС |
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
§ в знакомой ситуации (типовые)
§ в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§ с целью подготовки к контрольному уроку
§ с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
(4 класс Образовательная система «Школа России»)
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
- создать условия для расширения представлений обучающихся о грамматических признаках имен существительных с целью практического умения писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Оборудование: учебник для 4 класса Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой; проектор, заготовленные карточки с заданиями; карточки с буквами и и е (для обучающихся)
Ход урока.
Организационный момент урока.
Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.
Запишите:
Число.
Классная работа.
Самоопределение к учебной деятельности.
На доске записано стихотворение Б.Заходера:
В лесочк…, над речк..й,
Построена дачка.
На дачк… живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес…м и дач…й,
Но есть огорчения
В жизн… собачьей.
Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)
- Мы учились на предыдущих уроках писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа? (да)
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)
Обучающиеся выполняют задание.
Проверка фронтальная (окончания вписать в строки стихотворения)
- Как вы действовали при написании окончания?
На доске появляется алгоритм действия: (алгоритм записан на отдельных скрепленных между собой листах, постепенно разворачиваем листы – карточки)
Имя существительное
↓
Ставлю существительное
в начальную форму: ед.ч., И.п.
↓
Определяю тип склонения
1, 2, 3 скл.
↓
Определяю падеж
- Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)
- Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
- Что еще необходимо? (знать
таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное
падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)
- Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени
существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале
успеха», которую рисуют на полях тетради)
Формулировка цели урока и постановка учебных задач
(подбираются вопросы для постановки цели урока и путей ее решения)
-. Так какова же цель нашего урока? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
- Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд 2)
Работа над решением поставленных задач
(работа по алгоритму)
1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.
- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)
На партах детей карточка со словами:
Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.
По данному заданию проводится работа в парах постоянного состава. Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети отмечают. На всю работу отводится 5 минут.
Проверка:
Дается эталон выполненного задания на слайде 3.
- Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?
- Выполни ли задание без ошибок?
- Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение)
- Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)
Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На слайде 4 появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого ученика карточку с номером выбранного задания.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются.
Физминутка
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, в туман…, у братишк..…, на барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван….
Работа с таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения» (учебник с.109)
Таблица окончаний появляется на слайде 5.
Падеж |
Тип склонения |
||
1-е склонение |
2-е склонение |
3-е склонение |
|
И.п. |
-а, -я |
-□, -о, -е, -ё |
-□ |
Р.п. |
-ы, -и |
-а, -я |
-и |
Д.п. |
-е |
-у, -ю |
-и |
В.п. |
-у, -ю |
неодушевленные, как в Р.п одушевленные как в И.п |
-□ |
Т.п. |
-ой, -ою, -ей, -ею |
-ом, -ем |
-ю |
П.п |
-е |
-е |
-и |
- Рассмотрите таблицу. Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.
- Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п, Д.п, П.п? (в 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание - -и; в П.п 1 и 2 склонения пишется окончание - -е)
- От чего зависит правописание безударного падежного окончания? (от типа склонения и падежа имени существительного)
Правило с.110 (проверка в парах)
Самостоятельная работа с проверкой по образцу
Упражнение №84
(Из группы данных имен существительных выбрать по одному существительному 1, 2, и 3 склонения и письменно просклонять их)
Самопроверка по образцу (в качестве образца как опора служит таблица окончаний на слайде; учитель оказывает индивидуальную помощь)
Слова- ключи для правописания безударных падежных окончаний имен существительных
- Слово ключ вам знакомо. А какое значение оно имеет? (ключ от двери; ключ – родник; ключ – шифр, расшифровка)
- Вручаю вам слова-ключи для каждого типа склонений (раздаются карточки со словами-ключами: земля, вода, конь, окно, печь, степь)
- Проследите за окончаниями этих слов. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными, быть словами-ключами? (ударные окончания)
- Почему ударные окончания делают эти слова волшебными? (по ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении)
- Как же пользоваться этими словами-ключами? (надо установить порядок, т.е. алгоритм пользования)
На слайде 6 появляется алгоритм пользования словом-ключом.
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.
2 шаг. Подбираю слово-ключ – земля – и ставлю его в ту же форму: с землей.
3 шаг. Если у слова-ключа окончание и значит, в данном слове будет такое же окончание.
Практическая работа по отработке действия по алгоритму
На слайде 7:
(без) насмешки (е)
1 шаг. (без) насмешки (и/ е ) (что?) насмешка
2 шаг.( 1-е скл.) насмешка → вода (земля)
3 шаг. без воды, без насмешки (ы/и), без земли
Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквами е или и:
Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(возвращаемся к поставленным в начале урока задачам)
- Со всеми поставленными задачами вы справились?
- На такой же «шкале успеха» отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
- При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (научиться безошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше запомнить окончания существительных в разных падежах 1, 2. 3 склонений)
Домашнее задание (дифференцированное)
- Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:
1) №85 (списать текст, проверяя правописание безударных падежных окончаний по таблице)
2) №88 (просклонять однокоренные имена существительные, сравнить окончания в Р.п., Д.п., П.п.)
3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.
- Спасибо за урок!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.