Урок «Роль местоимений в речи»
Русский язык
4 класс.
Разработка урока
Тема урока: Роль местоимений в речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• распознавать местоимения среди других частей речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
• учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
• уметь
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные
признаки местоимения
Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Виды контроля на уроке:
- ученик- ученик (при работе в парах)
- самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)
Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).
Ход урока:
УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид работы |
||||||||||||
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин) Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю психологическую готовность у учащихся. |
|||||||||||||||
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
|
- Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи! Каждой минутой трудясь дорожи! - Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно? - Давайте настроимся на активную работу. (Слайд 1) |
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки
Учащиеся высказывают свои предположения |
Фронтальная работа
|
||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (1 мин) Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации. |
|||||||||||||||
Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД
|
- Время нам нельзя терять, - Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными, писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. |
Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
|
Фронтальная работа
|
||||||||||||
3. Актуализация опорных знаний. (14 мин) Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. а) Определение темы и задачи урока (3 мин) |
|||||||||||||||
Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
А сейчас внимание, Необычное задание. Какая тема урока у нас? Разберемся мы сейчас. (Слайд 2) - У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ. - О чём этот рассказ? (О мальчике) - Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один) - Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я») -Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово? (место имени существительного) (Слайд 3) - К какой части речи относится это слово? (Местоимение) На центральную доску прикрепляются карточки:
- О происхождении этого слова расскажет Магомед Тагиров. - Слово "местоимение"
заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу
греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти"
(вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово
"местоимение" образовано из слияния сочетаний слов
"вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В
результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в
слове "местоимение" выделяется основа и окончание. Оно о себе такого мнения: - Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется? - Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться. - Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). (Слайд 4) - Сформулируем задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. - Молодцы! |
Учащиеся читают рассказ. Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
Учащиеся читают слово из выделенных букв. Ученик рассказывает о происхождении слова.
Учащаяся отвечает на вопрос и читает стихотворение.
Ученица читает стихотворение.
Учащиеся читают задачи на с. 51 учебника.
Учащиеся открывают учебник на с.52.
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Фронтальная работа |
||||||||||||
б) посадка учащихся (1 мин) |
|||||||||||||||
Регулятивные УУД (контроль) Коммуникативные УУД
|
-С темой разобрались, За работу все взялись! - Напомнить вам, следим за своей посадкой. (Слайд 5)
- Скажите, как мы пишем в тетрадях? - Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. |
Учащиеся садятся правильно при письме.
|
Фронтальная работа
Индивидуальная работа |
||||||||||||
в) Минутка чистописания. (3 мин) г) Словарная работа (7 мин) |
|||||||||||||||
Личностные УУД Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция) Коммуникативные УУД Познавательные УУД
|
Чтоб проверить у всех старание, У нас минутка чистописания. - Мы будем сегодня прописывать букву «пэ» (Слайд 6) - Дайте характеристику звуку. (Звук «п». Буква «пэ». Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким) (Слайд 7) Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать. (Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.) -
Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в
алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах. -
Обратите внимание на соединение букв, нижнее, верхнее, верхнее, верхнее,
верхнее. верхнее, нижнее, верхнее. – Кто догадался, что нас ожидает? – Словарные слова. -Записываем слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. (Слайды от 9 до 13) (Слайд 14) – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу. Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит. - Почему эти слова называются словарные. (В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить) Потрудился славно класс. А сейчас гимнастика для глаз. (Слайд 15) - Молодцы! |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают буквы.
Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику.
Учащиеся прописывают буквы.
Учащиеся проверяют правильность написания пропущенных букв в словарных словах. Взаимопроверка, оценивание работы. |
Фронтальная работа и Индивидуальная работа |
||||||||||||
4. Первичное усвоение нового материала.(5 мин) Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
|||||||||||||||
Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивный УУД (коррекция, самооценка) Коммуникативные УУД
|
- Давайте вспомним задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. (Слайд 16) - Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике) - Прочитайте правило. Назовите личные местоимения? (Слайд 17) - У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? - Если говорят о человеке,
который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Все названные местоимения
называются личными. Как вы думаете, почему? Я и Мы, Ты и Вы, - Спасибо. - Работа в парах. У вас на столе карточки. (Слайд18)
Задание: 1) Задание к данному тексту. Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения. (Слайд19) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Проверка. - Кто прочитает получившейся текст. (Слайд 20) Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное) - Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) (Слайд 20) -Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Слайд 21)
|
Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52. Учащиеся показывают карточки с местоимениями.
Учащийся читает стихотворение.
Работа в парах. Записывают получившиеся предложения в тетрадь.
Учащиеся записывают текст в тетради.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся выполняют физминутку.
|
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
|
||||||||||||
5. Первичная проверка понимания нового материала. (6 мин) Цель: уметь решать учебно-познавательные задачи с помощью выбора способа и средств их реализации. |
|||||||||||||||
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (контроль, саморегуляция)
|
Давайте убедимся все друзья, Что без местоимений нам нельзя! - Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи. Работа в группах. (Слайд 22) Задание: 1)Прочитайте текст. 2)Подумайте какие местоимения надо употребить? 3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения. «Интересная загадка! Какие местоимения употребить» Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету. « Проверка» (Слайд 23) Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету. -Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения. Вывод: Местоимение-это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них. |
Работа в группах (учащиеся сидят уже в группах).
Учащиеся читают получившийся текст.
Учащиеся подводят итог. |
Фронтальная работа
|
||||||||||||
6. Первичное закрепление.(5 мин) Цель: Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
|||||||||||||||
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (планирование, саморегуляция)
|
- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте
проявить смекалку. Задание: Перед
вами слова, запишите их в тетрадь. - Проверка. (Слайд 25) Проведение тестирования. (Слайд 26) 1.
Местоимение: б) часть речи в) член предложения. 2.
Местоимение: б) глаголов в)
нельзя задать вопрос б) признак предмета в) указывает на предмет 4.
Укажите местоимение: (Слайд 27) б) ем в) ты 5.Найдите слова,
которые не являются местоимениями: б) она, он в) в, о 6.Укажите
предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. Проверка:
(Слайд 28) 2. а) 3. в) 4. в) 5. в) 6. б) |
Учащиеся пишут в тетрадях слова.
Учащиеся выполняют задания тестирования индивидуально, оценивают работу.
|
Индивидуальная работа
|
||||||||||||
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (3 мин) Цель: зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. |
|||||||||||||||
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (контроль) |
- Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110. (Слайд 29) - Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы). |
Учащиеся читают задание, определяют план выполнения упражнения. |
Фронтальная работа
|
||||||||||||
8. Рефлексия. (5 мин) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; оценить собственную деятельность на уроке; |
|||||||||||||||
Познавательные УУД Коммуникативные УУД
|
Вот и кончился урок, Подвести пора итог. (Слайд 30) - Как называется часть речи. с которой мы познакомились? - Почему так называется эта часть речи? - Как отличить местоимение от других частей речи? - Какова роль местоимения в нашей речи? Заполняют таблицу:
Самоанализ работы (достижения за урок) (Слайд 31)
- Урок окончен. (Слайд 32)
|
Учащиеся участвуют в беседе.
Учащиеся выполняют самоанализ своей работы, определяют достижения за урок.
|
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.