Урок русского языка № 62 Класс 9 Дата
Тема. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»
Цель урока: создать условия для формирования навыков безошибочно находить
обстоятельственные придаточные причины и следствия в предложении,
определять виды других придаточных.
Задачи урока:
а) обучающие:
- повторение сведений о СПП;
- повторение сведений об обстоятельственных, их видах;
- изучение строения СПП с придаточными обстоятельственными причины,
следствия, условия;
б) развивающие:
- формирование умения видеть СПП;
- формирование умения определять место придаточного предложения по отношению к главному;
- формирование умения расставлять правильно знаки препинания в СПП, развитие языкового чутья (развития орфографической и пунктуационной зоркости);
- развитие навыков анализа и синтеза, критического мышления.
в) воспитывающие:
- формирование бережного отношения к слову, интереса к изучению русского языка (формирование речевой компетентности);
- воспитание эстетического вкуса, доброго отношения к человеку, природе (через примеры предложений, текстов).
Ход урока
1.Организационный момент.
Слово учителя.
Разминка.
Цифровой диктант.
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными ошибочными. Если вы согласны – ставьте 1, если нет – 0.
Верно ли утверждение, что:
· Союзы что, как, ежели, потому что, будто – подчинительные? 1
· Определительные придаточные не отвечают на вопрос чей. 0
· Предложение – это синтаксическая единица. 1
· Союз однако – подчинительный. 0
· Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей 1
· Придаточные определительные относятся к существительному 1
2.Введение в тему урока.
«Мозговой штурм» (актуализация знаний).
Подготовка к ЕГЭ (работа на перспективу).
Раздаточный материал
- Даны предложения, они «перепутаны».
Ваша задача – собрать текст и выбрать верный вариант ответа.
А) Третьяков был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.
Б) Художественная галерея носит имя П.М. Третьякова (27 декабря 1832 г. – 16 декабря 1898 г), мецената, российского предпринимателя, собирателя произведений отечественного изобразительного искусства, так как он был основателем этой галереи.
В) Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М. Третьякова.
Г) Третьяков свято верил, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях».
Д) Он был человеком деловым, и дело его процветало.
1. А, Б, В, Г, Д.
2. В, Б, А, Д, Г.
3. В, А, Г, Д, Б.
4. В, Б, Г, А, Д.
Вопрос классу:
- А знаете ли вы значение слова «меценат»?
Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.
Скончался 4 (16) декабря 1898. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».
Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем.
В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище[4].
- А сейчас вернёмся к предложениям, из которых мы создали текст, и найдем среди них сложноподчинённые предложения. Сколько их, назовите.
(их 3: Б, В, Г).
- Составьте схемы этих предложений, определите вид придаточных.
- Какое из этих 3 предложений вызвало у вас трудности в определении вида придаточных? О каком придаточном (судя по вопросам) мы ещё не говорили на уроках, не знакомились подробно с ним?
(предложение Б)
- Используя таблицу в учебнике, найдите вид придаточного.
(придаточное обстоятельственное причины).
- Значит, с каким видом придаточных предложений мы будем с вами сегодня знакомиться?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся:
(СПП с придаточными обстоятельственными причины).
Целеполагание.
- А какие цели мы поставили перед собой?
- А для чего мы ставим такие цели?
Ответы учащихся:
(Мы учимся анализировать, синтезировать, учимся правильно, грамотно строить свою речь, используя сложноподчиненные предложения.)
Так как придаточные причины тесно связаны с придаточными следствия, то мы их изучаем вместе.
- А теперь посмотрите в таблицу в учебнике и попробуйте рассказать об этом виде придаточных.
(СПП с придаточными следствия, условия)
3 Работа с учебником (разбираем примеры предложений).
- Остановим свое внимание на связи придаточных причины и следствия.
V. Закрепление.
Работа в группах.
- А теперь, ребята, обратимся к тестам и работать будем в группах.
( На партах задания, отпечатанные из ГИА.)
- Определите вид придаточных, предварительно начертив схему.
1.Если не знаешь, не говори.
2.Ветераны вспоминали, сколько пришлось пережить.
3.Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец
4.После метелей и холодов вдруг потеплело, так что сейчас, в январе, на карнизах домов повисли сосульки.
5.Я хорошо помню год, когда пошел в первый класс.
6.Куда ни посмотришь, всюду огни.
7.Так как он долго не возвращался, я начал беспокоиться
Подготовка к ГИА. Раздаточный материал Самостоятельная работа
-Даны 3 предложения. В каждом из них определите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью.
Он несся сломя голову так,1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,2 не думая ни о чём,3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет,1 к его отцу приехал приятель,2 генерал Ганнибал,3 которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына,4 и,5 заинтересовавшись,6 гость прошёл к мальчику.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,1 что ему,1конечно же,3 нечего бояться. Мальчик,4 у которого такая сильная воля такое крепкое слово,5 не испугается темноты,6 не испугается хулиганов,7 не испугается и более страшных вещей.
Мересьев сделал несколько осторожных шагов,1 и дались они ему,2 эти первые шаги,3 с таким трудом,4 что,5 дойдя до двери и обратно,6 он почувствовал,7 будто бы куль муки втащил на пятый этаж.
1 – 1,4
2 – 1, 3
3 – 1,4,5
4 – 4,7
- Скажите, а что помогает нам правильно ставить знаки препинания?
(Помогает знание строения предложений и умение строить схемы СПП).
Схематический диктант (3 предложения).
Учитель диктует предложения, учащиеся чертят схемы в тетради, на доске.
· Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л.Н. Толстой).
Сразу же за рекой… поднимались скалистые горы, так что взгляд не мог брать и вдаль, и вширь. (В. Солоухин).
Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л.Н. Толстой).
4. Итоги урока. Рефлексия.
Оцени свою работу на уроке:
1. Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой?
2. Вы считаете, что научились определять придаточные причины и следствия?
3. Вы считаете, что этот урок помог вам в развитии вашего словарного запаса и формировании речевых навыков?
5. Домашнее задание.
На оценку «5» - мини-сочинение «Как вы понимаете слова Третьякова, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях»?
На оценку «4» - придумать 5 предложений со значением придаточных причины, следствия, условия
На оценку «3» - упр. №
Всем учить теорию
Раздаточный материал
- Даны предложения, они «перепутаны».
Ваша задача – собрать текст и выбрать верный вариант ответа.
А) Третьяков был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.
Б) Художественная галерея носит имя П.М. Третьякова (27 декабря 1832 г. – 16 декабря 1898 г), мецената, российского предпринимателя, собирателя произведений отечественного изобразительного искусства, так как он был основателем этой галереи.
В) Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М. Третьякова.
Г) Третьяков свято верил, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях».
Д) Он был человеком деловым, и дело его процветало.
5. А, Б, В, Г, Д.
6. В, Б, А, Д, Г.
7. В, А, Г, Д, Б.
8. В, Б, Г, А, Д.
- Определите вид придаточных, предварительно начертив схему.
1.Если не знаешь, не говори.
2.Ветераны вспоминали, сколько пришлось пережить.
3.Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец
4.После метелей и холодов вдруг потеплело, так что сейчас, в январе, на карнизах домов повисли сосульки.
5.Я хорошо помню год, когда пошел в первый класс.
6.Куда ни посмотришь, всюду огни.
7.Так как он долго не возвращался, я начал беспокоиться
-Даны 3 предложения. В каждом из них определите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью.
Он несся сломя голову так,1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,2 не думая ни о чём,3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет,1 к его отцу приехал приятель,2 генерал Ганнибал,3 которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына,4 и,5 заинтересовавшись,6 гость прошёл к мальчику.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,1 что ему,1конечно же,3 нечего бояться. Мальчик,4 у которого такая сильная воля такое крепкое слово,5 не испугается темноты,6 не испугается хулиганов,7 не испугается и более страшных вещей.
Мересьев сделал несколько осторожных шагов,1 и дались они ему,2 эти первые шаги,3 с таким трудом,4 что,5 дойдя до двери и обратно,6 он почувствовал,7 будто бы куль муки втащил на пятый этаж.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.