Урок русского языка. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»
Оценка 4.6

Урок русского языка. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»

Оценка 4.6
docx
11.01.2023
Урок русского языка. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»
СПП с придаточными причины следствия условия.docx

Урок русского языка № 62          Класс 9                      Дата

Тема. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными причины , следствия, условия»

 

Цель урока: создать условия для формирования навыков безошибочно находить

обстоятельственные придаточные причины и следствия в предложении,

определять виды других придаточных.

 

Задачи урока:

а) обучающие:

- повторение сведений о СПП;

- повторение сведений об обстоятельственных, их видах;

- изучение строения СПП с придаточными обстоятельственными причины,

следствия, условия;

б) развивающие:

- формирование умения видеть СПП;

- формирование умения определять место придаточного предложения по отношению к главному;

- формирование умения расставлять правильно знаки препинания в СПП, развитие языкового чутья (развития орфографической и пунктуационной зоркости);

- развитие навыков анализа и синтеза, критического мышления.

в) воспитывающие:

- формирование бережного отношения к слову, интереса к изучению русского языка (формирование речевой компетентности);

- воспитание эстетического вкуса, доброго отношения к человеку, природе (через примеры предложений, текстов).

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

Слово учителя.

Разминка.

Цифровой диктант.

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными ошибочными. Если вы согласны – ставьте 1, если нет – 0.

Верно ли утверждение, что:

·         Союзы что, как, ежели, потому что, будто – подчинительные? 1

·         Определительные придаточные не отвечают на вопрос чей. 0

·         Предложение – это синтаксическая единица. 1

·         Союз однако – подчинительный. 0

·         Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей 1

·         Придаточные определительные относятся к существительному 1

 

2.Введение в тему урока.

 «Мозговой штурм» (актуализация знаний).

Подготовка к ЕГЭ (работа на перспективу).

Раздаточный материал

-  Даны предложения, они «перепутаны».

Ваша задача – собрать текст и выбрать верный вариант ответа.

А) Третьяков был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

Б) Художественная галерея носит имя П.М. Третьякова (27 декабря 1832 г. – 16 декабря 1898 г), мецената, российского предпринимателя, собирателя произведений отечественного изобразительного искусства, так как он был основателем этой галереи.

В) Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М. Третьякова.

Г) Третьяков свято верил, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях».

Д) Он был человеком деловым, и дело его процветало.

 

1.      А, Б, В, Г, Д.

2.      В, Б, А, Д, Г.

3.      В, А, Г, Д, Б.

4.      В, Б, Г, А, Д.

 

Вопрос классу:

- А знаете ли вы значение слова «меценат»?

Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.

Скончался 4 (16) декабря 1898. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем.

В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище[4].

 

 

- А сейчас вернёмся к предложениям, из которых мы создали текст, и найдем среди них сложноподчинённые предложения. Сколько их, назовите.

(их 3: Б, В, Г).

- Составьте схемы этих предложений, определите вид придаточных.

- Какое из этих 3 предложений вызвало у вас трудности в определении вида придаточных? О каком придаточном (судя по вопросам) мы ещё не говорили на уроках, не знакомились подробно с ним?

(предложение Б)

- Используя  таблицу в учебнике, найдите вид придаточного.

(придаточное обстоятельственное причины).

 

- Значит, с каким видом придаточных предложений мы будем с вами сегодня знакомиться?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Ответы учащихся:

(СПП с придаточными обстоятельственными причины).

 

 Целеполагание.

- А какие цели мы поставили перед собой?

- А для чего мы ставим такие цели?

Ответы учащихся:

(Мы учимся анализировать, синтезировать, учимся правильно, грамотно строить свою речь, используя сложноподчиненные предложения.)

Так как придаточные причины тесно связаны с придаточными следствия, то мы их изучаем вместе.

 

- А теперь посмотрите в  таблицу в учебнике и попробуйте рассказать об этом виде придаточных.

(СПП с придаточными следствия, условия)

 

 

Работа с учебником          (разбираем примеры предложений).

- Остановим свое внимание на связи придаточных причины и следствия.

V.            Закрепление.

 Работа в группах.

- А теперь, ребята, обратимся к тестам и работать будем в группах.

( На партах задания, отпечатанные из ГИА.)

- Определите вид придаточных, предварительно начертив схему.

1.Если не знаешь, не говори.

2.Ветераны вспоминали, сколько пришлось пережить.

3.Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец

4.После метелей и холодов вдруг потеплело, так что сейчас, в январе, на карнизах домов повисли сосульки.

5.Я хорошо помню год, когда пошел в первый класс.

6.Куда ни посмотришь, всюду огни.

7.Так как он долго не возвращался, я начал беспокоиться

 Подготовка к ГИА. Раздаточный материал Самостоятельная работа

-Даны 3 предложения. В каждом из них определите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью.

 

Он несся сломя голову так,1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,2 не думая ни о чём,3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

 

Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет,1 к его отцу приехал приятель,2 генерал Ганнибал,3 которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына,4 и,5 заинтересовавшись,6 гость прошёл к мальчику.

 

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,1 что ему,1конечно же,3 нечего бояться. Мальчик,4 у которого такая сильная воля такое крепкое слово,5 не испугается темноты,6 не испугается хулиганов,7 не испугается и более страшных вещей.

 

Мересьев сделал несколько осторожных шагов,1 и дались они ему,2 эти первые шаги,3 с таким трудом,4 что,5 дойдя до двери и обратно,6 он почувствовал,7 будто бы куль муки втащил на пятый этаж.

1 – 1,4

2 – 1, 3

3 – 1,4,5

4 – 4,7

- Скажите, а что помогает нам правильно ставить знаки препинания?

(Помогает знание строения предложений и умение строить схемы СПП).

 Схематический диктант (3 предложения).

Учитель диктует предложения, учащиеся чертят схемы в тетради, на доске.

 

·         Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л.Н. Толстой).

Сразу же за рекой… поднимались скалистые горы, так что взгляд не мог брать и вдаль, и вширь. (В. Солоухин).

 

Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л.Н. Толстой).



4. Итоги урока. Рефлексия.

 

Оцени свою работу на уроке:

1.      Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой?

2.      Вы считаете, что научились определять придаточные причины и следствия?

3.      Вы считаете, что этот урок помог вам в развитии вашего словарного запаса и формировании речевых навыков?

 

5. Домашнее задание.

 

На оценку «5» - мини-сочинение «Как вы понимаете слова Третьякова, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях»?

На оценку «4» - придумать 5 предложений со значением придаточных причины, следствия, условия

На оценку «3» - упр. №

Всем учить теорию

 

Раздаточный материал

Даны предложения, они «перепутаны».

Ваша задача – собрать текст и выбрать верный вариант ответа.

А) Третьяков был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

Б) Художественная галерея носит имя П.М. Третьякова (27 декабря 1832 г. – 16 декабря 1898 г), мецената, российского предпринимателя, собирателя произведений отечественного изобразительного искусства, так как он был основателем этой галереи.

В) Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М. Третьякова.

Г) Третьяков свято верил, что «нажитое от народа» должно обязательно вернуться «народу в каких-либо полезных учреждениях».

Д) Он был человеком деловым, и дело его процветало.

 

5.      А, Б, В, Г, Д.

6.      В, Б, А, Д, Г.

7.      В, А, Г, Д, Б.

8.      В, Б, Г, А, Д.

- Определите вид придаточных, предварительно начертив схему.

1.Если не знаешь, не говори.

2.Ветераны вспоминали, сколько пришлось пережить.

3.Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец

4.После метелей и холодов вдруг потеплело, так что сейчас, в январе, на карнизах домов повисли сосульки.

5.Я хорошо помню год, когда пошел в первый класс.

6.Куда ни посмотришь, всюду огни.

7.Так как он долго не возвращался, я начал беспокоиться

 

-Даны 3 предложения. В каждом из них определите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью.

 

Он несся сломя голову так,1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,2 не думая ни о чём,3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень,4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

 

Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет,1 к его отцу приехал приятель,2 генерал Ганнибал,3 которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына,4 и,5 заинтересовавшись,6 гость прошёл к мальчику.

 

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,1 что ему,1конечно же,3 нечего бояться. Мальчик,4 у которого такая сильная воля такое крепкое слово,5 не испугается темноты,6 не испугается хулиганов,7 не испугается и более страшных вещей.

 

Мересьев сделал несколько осторожных шагов,1 и дались они ему,2 эти первые шаги,3 с таким трудом,4 что,5 дойдя до двери и обратно,6 он почувствовал,7 будто бы куль муки втащил на пятый этаж.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка № 62

Урок русского языка № 62

Введение в тему урока. «Мозговой штурм» (актуализация знаний)

Введение в тему урока. «Мозговой штурм» (актуализация знаний)

Какое из этих 3 предложений вызвало у вас трудности в определении вида придаточных?

Какое из этих 3 предложений вызвало у вас трудности в определении вида придаточных?

Подготовка к ГИА. Раздаточный материал

Подготовка к ГИА. Раздаточный материал

Домашнее задание. На оценку «5» - мини-сочинение «Как вы понимаете слова

Домашнее задание. На оценку «5» - мини-сочинение «Как вы понимаете слова

Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет,1 к его отцу приехал приятель,2 генерал

Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет,1 к его отцу приехал приятель,2 генерал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023