Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"
Оценка 4.7

Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"

Оценка 4.7
docx
03.12.2019
Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"
ССП с разд союз.docx

Тема « Сложносочинённые предложения   разделительными   союзами»

Цели урока:

научить определять ССП с соединительными и разделительными   союзами, находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, составлять схемы сложносочинённых предложений; воспитывать бережное отношение в языку; воспитывать мотивацию к учению.

I.Оргмомент

II.  Проверка домашнего задания.

-На дом  было задание: написать рассуждение на тему «Почему здоровье нужно беречь смолоду»

Зачитать несколько работ.

III. Повторение материала (по группам)

1.     Рассказать о сложном предложении по схеме.

 

2.     Рассказать о ССП по схеме

 

3.     Рассказать о группах сочинительных союзов по таблице

Группы сочинительных союзов

(смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения)

Соединительные

(одновременность  или последовательность действий; причинно-следственные отношения)

Разделительные

(чередования, взаимоисключения)

Противительные

(одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему)

и, да (=и),

ни... ни,

тоже,

также

то... то,

или (иль),

либо... либо,

не то... не то,

то ли... то ли

а, но, да (=но),

зато, однако,

не только... но и

 

IV. Сообщение темы и цели урока

-Со   ССП с соединительными союзами мы познакомились несколько ранее. Сегодня на уроке мы повторим их и поработаем над   ССП с  разделительными союзами.

Запись темы урока

-Будем определять ССП с соединительными и разделительными   союзами, находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, составлять схемы сложносочинённых предложений.

 

Словарная работа: олимпиада (спортивные состязания, предметная олимпиада), спартакиада (массовые спортивные соревнования), универсиада (международные и национальные спортивные соревнования между студентами)

 

V. Закрепление  материала 

1)  Задание: Вставить подходящий сочинительный союз, составить схемы предложений

 

I вариант (вставить соединительные союзы)

1) Всё было прекрасно, и мы смеялись.

2) Ни холодный ветер не стал преградой, ни мокрый снег не остановил путника.

3) Юля собирала грибы, да Инга помогала ей.

4) Ласточка суетилась над гнездом,   суслик тоже  постоянно проводил время у своей норки. 

5) Вихрь пронесся над деревней, дождь также стал набирать силу.

 

II вариант (вставить разделительные союзы)

1) То дождь стучал по окну, то ветка сирени била по нему в холодный дождливый день.

2) Или почитай в библиотеке произведение «Мертвые души»,  или я куплю тебе эту книгу в магазине.

3) Либо я отведу тебя на уроки, либо иди на олимпиаду.

4) То ли кто-то пел, то ли ветер завывал.

5) Не то кровь алела на асфальте, не то художник разбрызгал краску.

 

Проверка с доски. 2 человека записывают схемы на доске

 

ФИЗМИНУТКА

 

2) Самостоятельная работа с учебником

Стр. 41. Упр. 65 (1-6) см. по времени

Взаимопроверка

3) Задание на выбор

 

1.     Закончите ССП предложения. Подчеркните грамматические основы.

1) По розовым кистям цветов деловито ползают пчелы, а … (а бабочки летают вокруг)

2) На стол поставили букет цветов, и …(настроение у всех сразу поднялось)

2. Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания.

1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.  (Пушкин).
2) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин).
3) Слезы высохли у меня на глазах, сестри­ца тоже перестала плакать. (Аксаков)

3. Запишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.  Составьте схемы предложений. 

1) Приближался конец сентября, и листва деревьев запестрела разными красками.

2) Или мы сбились с пути,  или проводник  не знал дорогу в лагерь.

 

VI. Домашнее задание § 13, 14, упр 65 (6-9)

VII.  Итог

VIII. Выставление оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"

Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"

Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"

Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"

Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"

Урок русского языка "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2019