Технологическая карта по русскому языку на тему:
«Что такое текст?»
2 «Б» класс
Структура технологической карты урока по всем предметам начальной школы
Тема урока |
Изучение нового раздела. Тема: «Что такое текст?» |
УМК |
«Школа России» (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий). |
Цели деятельности педагога |
Повторить понятие текста и его признаков; развить умение отличать текст от предложений.
|
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемый результат |
Предметные:
Повторение понятия текста и его признаков; Формирование умения отличать текст от предложений.
Метапредметные: Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; Развитие умения оценивать свою деятельность, осознавая, что усвоено, а что - нет; Развитие умения контролировать свой результат, корректировать результаты своей деятельности в случае расхождения с эталоном.
Коммуникативные: Развитие
умения аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, точку зрения. Формирование умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: Формирование навыка владения операциями анализа, синтеза, обобщения; Развивать умение делать выводы на основании сравнения и классификации.
Личностные: Формирование положительного отношения к изучаемому предмету; Развитие адекватного понимания причин своих успехов или неудач; Развитие позитивного отношения к окружающему миру, природе. |
Методы и формы работы |
Формы:
фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия и термины |
Текст
- Тема текста - |
Оборудование |
АРМ педагога, учебник по русскому языку 2 класс 1 часть (Школа России - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий), мультимедийный экран, проектор, раздаточный материал. |
Организационная структура урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
УУД |
Контроль |
1. Оргмомент |
- Здравствуйте, дети! Меня зовут …. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Быть должны всегда в порядке:
- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На краю стола у вас должны быть: пенал со канцелярскими принадлежностями (ручки, карандаши, линейка, ластик), учебники, рабочие тетради, и раздаточный материал. |
- Приветствуют учителя, встав возле парт.
- Проверяют свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
Личностные УУД: - Соблюдение правил поведения на уроке.
Коммуникативные УУД: - Готовность слушать учителя.
Регулятивные УУД: - Формирование умения организовывать свое рабочее место. |
Зрительный контакт (Текущее наблюдение) |
2. Минутка чистописания |
- Перед тем как мы начнём урок, давайте проведём минутку чистописания, чтобы на протяжении всего урока писать правильно и красиво. - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число: 22 сентября. Классная работа.
Предупреждение ошибок: Обратите свое внимание на орфографию: в слове «классная» пишется удвоенная «сс», слово «работа» пишется через гласную «а», в слове «сентябрь» пишется гласная ударная буква «я» в середине слова (после буквы «т»).
Правила посадки: - Напоминаю, что сидим мы прямо, ноги под партой стоят ровно, колени вместе, расстояние между вашим телом и партой должно равняться «кулачку», тетрадь лежит под наклоном. - Ручки держим правильно: обхватываем тремя пальцами (средним, указательным и накрываем сверху большим пальцем).
Работа с буквосочетаниями:
Показ учителем на доске. - Посмотрите внимательно на доску. - Я показываю – вы смотрите, никто ничего вместе со мной не пишет! - Я пишу строчную букву «с», затем пишу элемент, затем снова строчную букву «с».
Акцент на сложное написание соединения: - Обратите внимание на безотрывность письма слияния буквы с элементом.
Письмо
буквосочетания детьми в тетрадях. - Пропишите данную букву с элементом в следующей строчке. - Напоминаю, что пишем безотрывно. - Пропишите до конца строки.
Рефлексия: - Посмотрите, как красиво получилось у (Имя учащегося). Остальным нужно еще немного постараться, и тогда у вас все получится!
Работа со словами: Следующее
задание – пропишем слово. «Здравствуйте».
- Кто знает лексическое значение слова?
- Прочитайте слово жужжащим чтением. - Прочитайте слово вслух.
- Выделите орфограмму.
- Буква «А не проверяется». - Каким проверочным словом мы можем проверить непроизносимую согласную букву «В» в корне слова? - Каким проверочным словом мы можем проверить букву «З» в начале слова? - Поставьте ударение. Какой слог ударный? - Назовите безударные гласные.
- Запишите слово к себе в тетради. - Напоминаю, что пишем безотрывно. (Учитель осуществляет педагогический контроль, следит за дисциплиной и за выполнением детьми задания). - Обозначьте орфограммы (карандашом) – поставьте ударение, подчеркните ту часть слова, которую нужно запомнить.
- Подберите 2-3 однокоренных слова. Пример слов: 1. Здравие 2. Здороваться 3. Здоровье 4. Здравый
- Определите количество слогов в слове. Сколько слогов в слове здравствуйте? - Докажите. - Проверить мы можем 3 способами: 1.Хлопками на каждый слог.
- Разделите слово для переноса. - Запишите в тетрадь все случаи.
- Придумайте предложение с этим словом!
Я составила такое предложение, давайте его запишем. «Здравствуйте, дети!»
- Как мы будем записывать предложение? - Записываем. Начинаем предложение. Первое слово с заглавной буквы.
- Обратите внимание, что в конце стоит восклицательный знак. Почему? - В русском языке после слова «здравствуйте» в основном принято писать восклицательный знак, который означает знак пожелания и соблюдение правил поведения (этика). Также, обратите внимание на запятую, после слово здравствуйте. Этот знак препинания мы ставим, потому что идет обращение к детям. написание.
- Итак, запишите предложение к себе в тетради, соблюдая все знаки препинания и орфограммы. (Учитель осуществляет педагогический контроль, следит за дисциплиной и за выполнением детьми задания).
Рефлексия: - У многих очень хорошо получается, мне понравились работы (имена учеников), вы большие умницы! Мне понравились работы (имена учащихся). - Остальным ученикам необходимо еще немного потренироваться/постараться, и позже у вас обязательно все получится!
Вывод: - Итак, мы с вами размяли наши руки, потренировались писать буквослияния, вспомнили как пишется слово «здравствуйте» и потренировались писать предложение каллиграфическим безотрывным почерком. |
Оформляют тетрадь. Прописывают число арабскими цифрами, название месяца прописью, и записывают «Классную работу».
Слушают учителя, смотрят на слова, где учитель указал орфограммы и записывают в тетради, слова, учитывая все предупреждения.
Садятся ровно, соблюдая правила «Королевской осанки», дабы предотвратить искривление.
Слушают учителя, смотрят за тем, как учитель пишет на доске слияние строчной буквы «с» с элементом. Слушают учителя – письмо должно быть безотрывным.
После рекомендаций учителя, начинают писать буквослияния, стараясь выполнить задание каллиграфическим почерком и безотрывно.
Смотрят на аккуратно выполненную работу одноклассника.
Слушают учителя, смотрят за тем, как учитель пишет на доске слово «Здравствуйте». Слушают учителя – письмо должно быть безотрывным.
- Это уважительное приветствие при встрече.
Читают слово.
1.Гласная буква «а» в корне слова. 2. непроизносимая согласная буква «в» в корне. 3. Первая буква согласная звонкая «з» - Слово «Здравие».
- Слово «Здоровье». - «Здра». - «у», «е».
Записываю словарное слово к себе в тетради.
Выделяют орфограммы в слове, выполняя задание письменно.
Подбирают однокоренные слова к слову «здравствуйте» и записывают их в тетрадь.
- Три.
Дети выбирают один из способов и доказывают названное количество слогов в слове.
здрав-ствуйте здравст-вуйте здравствуй-те
Предлагают различные предложения с словарным словом.
- С красной строки. Первое слово с заглавной буквы – потому что начало предложения. В конце предложения ставим точку.
- Показывает интонацию. Слушают внимательно учителя и смотрят на доску, смотрят, где они могут допустить ошибки в словах.
Записывают предложения в тетради. |
Фронтальная |
Личностные УУД: - умение слушать учителя.
Регулятивные УУД: - осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров деятельности.
- умение соблюдать дисциплину на уроке |
Зрительный
контакт |
3. СТИЦ |
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется “Какая это речь”. Правила: Я буду зачитывать вам предложения, в которых используется тот или другой вид речи. Вы должны поднимать зеленые сигнальные карточки, когда услышите об устной речи, а когда услышите о письменной – поднимаете красные карточки.
1)
два товарища беседуют;
-Мы с вами проверили, как вы умеете различать устную и письменную речь, прослушав ситуации общения людей. -Молодцы! Вы отлично справились с заданием. - Давайте с вами вспомним, что такое речь?
- Для чего же нужна нам речь?
- Совершенно верно. Речь помогает нам согласовывать свои действия, передавать словами то, что другие не знаю.
- Давайте вспомним, на какие два вида делится речь. Какой она может быть? - А в чем же различия, между устной и письменной речи?
- Из чего же состоит наша с вами речь?
- Что называется предложением? - Это группа слов, которые связанных между собой по смыслу.
Посмотрите внимательно на доску. Что написано на доске? яркое, облаков, солнце, Из-за, выглянуло.
- Вслух прочитает нам (Имя учащегося.). - Можно ли это назвать предложением? - Почему?
- Попробуйте составить предложение из данных слов.
- Сегодня мы с вами узнаем, что же образуют несколько предложений.
- Но перед эти, нам нужно выполнить еще одно задание. Прочитайте предложения жужжащим чтением на карточках, которые у вас лежат на столах:
Наступила осень. Дует холодный ветер. Солнышко светит, но не греет. Стало холодно. Птицы улетели на юг. Только ёлки стоят зеленые. Чудная пора!
- Каким словом можно заменить слово «рассказ», вы узнаете, если из цепочки, представленной на экране, уберете все буквы, обозначающие звонки согласные буквы. ЗВТРЕЛКМСЖТЗ
- Какое слово у вас получилось?
- Итак,
тема нашего урока «Текст».
|
Слушаю правила, играют вместе с учителем, выполняя требования игры.
- Это все то, что мы говорим, пишем, читаем. - Речь помогает передавать знания, узнавать новое, общаться; делиться мыслями и чувствами; договариваться о чём-нибудь.
- Устная и письменная. - Устная – слова и предложения, которые мы произносим с помощью звуков. Письменная – мы пишем звуки при помощи букв (знаков).
- Наша речь состоит из слов. А несколько слов составляют предложения. - Это законченная мысль.
- Слова.
Читают слова на доске жуж. чтением. - Нет. - Потому что пр-е должно выражать законченную мысль.
- Из-за облаков выглянуло яркое солнце.
Читают
предложения жужжащим чтением.
Читают
предложения чтением вслух по одному пр-ю.
- Получилось
слово текст.
- Научиться находить текст и его отличительные признаки.
|
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: - умение слушать друг друга.
- определять самоцель на уроке.
|
Зрительный контакт |
4.Объяснение нового материала |
- Сейчас, дети, переверните страницу учебника на стр. 16 и прочитайте жужжащим чтением вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ.
- На какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке, (Имя учащегося)?
- Найдите на стр.16, упражнение под номером № 12. Прочитайте с 1 по 3 пункты упражнения.
-
Первый пункт нам прочитает (Имя учащегося). -
Спасибо, ребята.
- Верно. Под каким пунктом написаны просто слова? - Почему вы так решили?
- Под вторым пунктом что написано? -Как вы узнали, что это именно предложения?
- Скажите, пожалуйста, о чем говорится в первом предложении из второго пункта?
- О чем говорится во втором предложении этого пункта?
- Между собой эти предложения связаны по смыслу? Почему?
- Что же написано в третьем пункте? -В третьем пункте написан текст. Почему? Как вы поняли, что это текст, а не простой набор предложений?
Совершенно верно. Какой из этого следует вывод? Текст – это предложения, которые выстроены по порядку и связаны между собой по смыслу.
Найдите на стр.17 определение, что такое текст, в желтой «рамочке». Прочитайте жужжащим чтением.
Вслух прочитает нам (Имя учащегося). - Попробуем своими словами, текст это – (Как вы поняли, что такое текст?)
- Прочитав правило, что еще вы узнали о тексте? Какая особенность текста?
- Совершенно верно.
Вернемся к заданию учебника № 12, к пункту № 3. - Мы с вами поняли, что данный текст и все его предложения имеют один смысл. Какой?
- Еще раз прочитайте текст жужжащим чтением и подумайте в паре, какая общая тема у текста. На выполнение даю вам 1 мин.
- Раз есть общий смысл в тексте, значит, его можно озаглавить. Я даю вам 30 секунд на то, что бы вы в парах подумали, как можно назвать текст! Какие названия для текста вы составили? Варианты: 1).
Свиристели
-
Отличный выбор. Мне кажется, что у нас получилось с вами весьма удачно
озаглавить текст! Исходя из знаний о тексте, которые мы с вами повторили и узнали можно выделить 4 отличительных признака текста. Как вы думаете какие? Отличительные признаки текста: 1). предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью. 2). завершенность и смысловая законченность. 3). последовательность изложения. 4). наличие заголовка, в котором выражается основная мысль.
- Можем ли мы назвать текстом рассказ о свиристелях? Почему?
-
Идем дальше. Прочитайте, пожалуйста, первое предложение текста жужжащим
чтением! Правила посадки: - Напоминаю, что сидим мы прямо, ноги под партой стоят ровно, колени вместе, расстояние между вашим телом и партой должно равняться «кулачку», тетрадь лежит под наклоном. - Ручки держим правильно: обхватываем тремя пальцами (средним, указательным и накрываем сверху большим пальцем). - Вслух диктовать нам будет (Имя учащегося).
(Учитель осуществляет пед. контроль за деятельностью детей, указывает ошибки, помогает). - Итак, кто готов, выполнил задание – сядьте прямо, отложите посторонние предметы в сторону, что бы я видела вашу готовность! - Закончили! |
Слушают внимательно учителя. Читают жуж. чтением вопрос.
- «Что такое текст?»
Читают жужжащим чтением.
Читаю вслух ученики, которых назвал учитель.
Отличия в том, что где-то написаны слова, где-то предложения, а где-то рассказ. - В первом. - Потому что здесь написаны отдельные слова, они разделены запятыми и никак не связаны между собой по смыслу. - Предложения. - Потому что здесь в первом и втором приложении слова связаны между собой по смыслу. Так же можно сказать, о ком или о чем говорится.
- В первом предложении из 2 пункта говорится о свиристелях.
- Во втором предложении из 2 пункта говорится о том, в какой период лучше всего ловить рыбу (когда она клюет).
- Нет. Смысл в каждом предложении разный.
- Рассказ.
- Предложения, которые записаны в тексте, связаны между собой по смыслу и они идут по порядку, а не вразброс. - Текст – это предложения, которые выстроены по порядку и связаны между собой по смыслу.
Читают жуж. чтением правило из учебника на стр.17.
- Текст – это несколько предложений, которые объединены общим смыслом и одной темой.
- Все предложения объединены общей темой. Текст можно озаглавить.
- В тексте говорится о том, что прилетели свиристели. Так же там говорилось о том, как эти птицы выглядят.
- Как выглядят свиристели.
Дети называют варианты оглавления текста.
Дети предполагают, какие у текста могут быть отличительные признаки, рассуждают вместе с учителем.
- Да, потому что соблюдены все признаки текста.
Читают жуж. чтением первое пр-е текста.
Садятся
ровно, соблюдая все правила при посадке в о время письма. |
Фронтальная |
К:взаимоотношение с учителем; - умение соблюдать дисциплину на уроке. - умение четко формулировать свои мысли и высказывания |
Зрительный
контакт |
5.Физминутка |
- Думаю нам пора отдохнуть. -Правила такие же, как и в пальчиковой гимнастике. 1) я показываю упражнения - вы смотрите на меня и слушаете; 2) повторяете за мной упражнения, 3) повторяете вместе со мной, и упражнения, и текст.
Ну-ка, птички, полетели, Полетели и присели, Поклевали зернышки, Поиграли в полюшке, Водички попили, В стороны посмотрели, Прочь улетели.
-Итак, мы с вами немного отдохнули и приступаем к дальнейшей работе. |
- Повторяют упражнения физминутки за учителем. |
Фронтальная |
К: слушать и понимать речь учителя.
Регулятивные УУД: |
Зрительный
контакт |
6. Работа над пройденным материалом |
- Сегодня в одной из школ с одним из учеников случилась неприятная история. Но вот какая напасть –пока он торопился в школу, мальчик споткнулся. И теперь в его голове случился бардак – все предложения в рассказе перепутаны. И чтобы помочь ему разобраться в случившемся.
- Пододвиньте к себе карточки с текстом.
Я забежал в кабинет, все уже сидели на местах. Я вскочил с кровати и понял, что проспал. Мои одноклассники уже ломали голову над задачками. Услышав надоедливый звонок, я решил посмотреть на часы. Всю дорогу я бежал и думал о том, что сегодня самая важная контрольная по алгебре. Надев на себя разные носки, я еще долго искал по всей комнате свитер.
- Скажите, пожалуйста, перепутано в его речи? - Почему вы так считаете?
- Сейчас вы будите работать в парах. Вам нужно будет обсудить и расставить все предложения по порядку, сверху над каждым переложением поставить арабские цифры. - Время на выполнение задания вам дается ровно 3 мин.
(Учитель осуществляет пед. контроль за деятельностью детей, указывает ошибки, помогает).
- Итак, кто готов, выполнил задание – сядьте прямо, отложите посторонние предметы в сторону, что бы я видела вашу готовность!
Как же на самом деле должен был выглядеть рассказ: Услышав надоедливый звонок, я решил посмотреть на часы. Я вскочил с кровати и понял, что проспал. Надев на себя разные носки, я еще долго искал по всей комнате свитер. Всю дорогу я бежал и думал о том, что сегодня самая важная контрольная по алгебре. Я забежал в кабинет, все уже сидели на местах. Мои одноклассники уже ломали голову над задачками.
- Какой смысл в рассказе мальчика вы смогли понять?
Можем ли мы назвать данный рассказ текстом? Почему?
- А как мы можем с вами озаглавить текст? Запасные варианты: 1. «Соня»; 2. «Необычный случай!» К данной ситуации про мальчика, опоздавшего на урок, подходит пословица: «Кто рано встает, к тому счастье придет»? Как вы понимаете значение пословицы?
- Верно, дети. Чем раньше вы встанете, тем больше вы успеете сделать дел за день. - А что означает, «счастье придет»? Как вы думаете?
Смысл пословицы «Кто рано встает, к тому счастье придет» заключается не в том, что бы просто встать рано и ждать, когда «счастье» придет. Нужно этого счастья добиваться: стараться сделать все дела, которые у вас запланированы на день, и помимо этого вы можете еще помочь кому-то. И важно не тянуть время, а не замедлительно приступать к делам: закончили одно – приступайте к следующему. |
Слушают внимательно уличителя.
Читают
жуж. чтениме текст.
- Последовательность. - Потому что не совсем понятен текст, нет логической цепочки.
Слушают задание. Работают в парах, обсуждение выполнения задания в паре.
Мальчик проспал контрольную по алгебре.
- Нет. Потому что нет 4 признака – нет заголовка у текста. Дети предлагаю варианты названия текста.
Предположения детей.
Слушают учителя.
Примерный вариант: - Когда рано встаешь, то много дел можно успеть сделать, а потом отдыхать. - Чем раньше встанешь, тем быстрее все сделаешь, и придет счастье.
Дети предлагают свои варианты ответа.
Слушают учителя. |
Фронтальная |
К:взаимоотношение с учителем; - умение соблюдать дисциплину на уроке. - умение четко формулировать свои мысли и высказывания |
Зрительный контакт |
7. Итог. Рефлексия
|
- Наш урок подходит к концу. И я предлагаю вам поиграть немного с волшебным кубиком, на каждой стороне которого написаны вопросы для повторения пройденного материала этого урока.
- Что такое текст? - Чем отличается группа предложений от текста?
Рефлексия.
На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание и за работу на уроке! Все хорошего дня! |
Дети
подводят итоги совместно с учителем. |
Фронтальная |
Личностные УУД: - умение слушать учителя.
Регулятивные УУД: - умение выполнять требуемых учителем действий. - формирование умения делать выводы по своей работе.
Коммуник-ые УУД: - взаимодействие с учителем; |
Устный опрос. Зрительный контакт.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.