Урок русского языка в 1 классе
«Буквы, обозначающие гласные звуки»
Цели: закрепить основные понятия о гласных буквах и звуках; уметь определять гласные звуки в словах.
Тип урока: комбинированный.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Минутка чистописания
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «в».(Согласный, парный, звонкий.)
- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц? (Апрель)
- С каким звуком начинается это слово? ([а]). Он какой? (Гласный)
- А какие ещё бывают звуки? (Согласные)
- Во что звук превращается на письме? (В букву)
- А чем отличается буква от звука? (Буквы мы видим, пишем и называем, а звуки мы слышим и произносим.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
- А у каких букв нет звуков? (ъ и ь)
- А с какого гласного звука никогда не начинаются слова? (Со звука [ы])
- Какая буква начинает алфавит? (Буква а)
- А какую букву нужно дописать к букве «а», чтобы получилось слово-призыв о помощи в лесу? (Букву у)
- Что получится? (Ау)
- Итак, отрабатываем написание букв «а» и «у». Откройте тетради и пропишите слово «Ау» до конца строки.
- Какие секреты письма надо помнить, чтобы красиво писать? (Класть тетрадь под наклоном, правильно держать ручку, сидеть ровно, стараться)
- Пишем красиво и аккуратно.
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, для вас на доске записаны слова, прочитайте их, пожалуйста.
Т. рт, кр. м, д. м, р. к, д. б.
- Ой…А что это с ними случилось? Куда пропали буквы?
- Кажется, я догадываюсь. Это всё проделки гнома-Буквоеда! Это он проказничает! (На доске рисунок гнома.)
- Как вы думаете, почему его так зовут? (Потому, что съедает буквы)
- Я знаю секрет гнома-Буквоеда: он очень боится красного цвета. Давайте вставим пропущенные буквы, записывая их красным цветом. (Дети по очереди у доски записывают.)
Торт, крем, дом, рак, дуб.
- Что вы заметили общего у букв, которые съел гном? (Все они обозначают гласный звук)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О гласных звуках)
- Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Буквы, обозначающие гласные звуки».
- С новой строки запишите слова, которые мы спасли от гнома-Буквоеда и подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Цель нашего урока: уметь определять гласные звуки и буквы, закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
- Ребята, а почему гласные звуки так называются? (От слова «глас» – голос, в образовании гласного звука участвует только голос)
- Произнесите любой гласный звук.
- Мешало ли что-нибудь вам произносить звук или воздух проходил через рот свободно? (Ничего не мешало, воздух проходил свободно)
- А какую роль играет в словах гласный звук? Чего без него не бывает? (Гласный звук образует слог)
- Назовите, пожалуйста, все гласные звуки. (А, о, у, и, ы, э. Запись в тетрадь.)
- Откройте учебники на с. 58 и прочитайте памятку «Как определить гласные звуки».
- Как определить количество слогов? Сколько в слове может быть слогов? От чего это зависит? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
- Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6 звуков)
- А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв)
- Почему так? (Потому, что 4 буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают те же звуки, что и буквы «э», «о», «у», «а» - повторяют их)
4. Фронтальная работа
- Прочитайте слова на доске:
Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.
– Что вы можете сказать об этой группе слов?
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что)
– Что это за слова? (Словарные.)
– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.
– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)
– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный,непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)
– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.
– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6 зв.
- В слове ягода букве «я» доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли? (Когда стоит в начале слова, после гласной, после ъ и ь)
– А у этой буквы есть ещё «подруги»? (Да, буквы е, ё, ю)
- А в чём секрет этих букв? (Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласного звука, после ь и ъ)
Физкультминутка
5. Работа над определением гласного звука
- Найдите упражнение 5 на с. 59
- Прочитайте самостоятельно, что вам нужно сделать в этом упражнении.
- Прочитайте вслух ещё раз. Объясните, что нужно сделать. (Один ученик читает)
(Прочитать слова, найти пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук, назвать его, списать и подчеркнуть эти гласные звуки)
- Запишите «Упражнение 5»
- Найдите слова, в которых повторяется гласный звук. Начнём с первого слова.
(Дети по одному выполняют задание у доски – 3 чел.)
(Пенал – экран, звук – ключ, кино – стол)
6. Работа в парах
- Сейчас вам нужно будет поработать в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Вам нужно будет выполнить его вместе. На карточках даны слова.
1 уровень
Ваше задание вставить пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова. Например, липа –лупа, веник – венок. (Образец на доске)
Булка – б…лка река – р…ка кит – к…т
стол – ст. л палка – п…лка точка – т…чка
кисти – к…сти лук – л…к мошка –м…шка
2 уровень
Ваше задание найти и подчеркнуть гласные буквы.
Кошка, сыр, пенал, улитка, экран, флаг, лиса, урок.
- Что у вас получилось?
7. Рефлексия
На доске записаны слова.
Аист, ель, зебра, облако, ложка, удочка, юла, кактус, апельсин.
Назовите слова, которые начинаются с гласного звука.
Игра «Да – нет»
(«Светофор»)
- А сейчас знакомая вам игра «Да – нет». Я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: зеленый – вы со мной согласны, красный цвет – нет.
– Приготовились? Начнем!
– Звук – это то, что мы видим. (Нет)
– Буква — это то, что мы пишем. (Да)
– Звуки бывают только гласными. (Нет)
– Звуки бывают гласными и согласными. (Да)
– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (Нет)
– Гласные звуки нельзя пропеть. (Нет)
Итог урока
- Какой была тема нашего урока? (Буквы, обозначающие гласные звуки»)
- Какие звуки называют гласными? (Звуки, которые поются)
- Сколько гласных звуков в русском языке? Произнесите их. (6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э)
- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, сколько их(10 букв: а, о, у, ы, и, э, я, ё, ю, е)
- Как вы думаете, наша цель достигнута?
- Оцените свою работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.