МБОУ «Екатеринославская СОШ»
Тюльганского района Оренбургской области
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей
Выполнила:
Червонова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
1 категория
2020 год
Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.
Задачи:
1.формирование умения различать устную и письменную формы речи; средства устной
и письменной речи;
2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора,
словарного запаса.
3. Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия; воспитывать умение работать
в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в
действиях на уроке.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и
нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике,
находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают
существование различных точек зрения;
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей,
вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с
учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный;
индивидуальная, фронтальная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная;
здоровьесберегающая.
Планируемые результаты
предметные:
- уметь строить
высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
- личностные:
- проявлять интерес к родному языку;
- выполнять правила поведения ученика на уроке;
- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
|
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный
|
|||
Слайд №2 |
С
добрым утром. Начат день, -Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
|
Эмоционально настраиваться на работу.
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
Актуализация знаний |
|||
Слайд №3, 4
Слайд №5
Слайд № 6,7 |
Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение) - Читаю обращения авторов к первоклассникам (с. 3) - Как называется новый учебник? (Русский язык.) - С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.) - Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.) Условные обозначения
Кроссворд Посмотрите внимательно на экран, вы видите кроссворд. Чтобы его разгадать нам надо найти ответы на загадки. 1. В белом поле по дороге Мчится конь мой одноногий. И на много-много лет Оставляет он свой след. (Ручка.) 2. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел.) 3. Новый дом несу в руке, Дверцы дома — на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Учебники.) 4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)
Ключевое слово: речь - Прочитайте ключевое слово. (Речь.) А теперь подумаем, что же такое речь? Для чего она нужна? (Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь), чтение и письмо). - Давайте сделаем вывод, о чем же мы сегодня будем говорить? – На уроках русского языка все записи мы будем выполнять в тетрадях. Надо постараться, чтобы они были грамотными, аккуратными, легко читаемыми. Ведь тетрадь – это лицо ученика. Давайте подготовим наши пальчики к письму и выполним пальчиковую гимнастику. Физкультминутка Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папа, Этот пальчик мама, Этот пальчик я Вот и вся моя семья! - Теперь мы вспомним правила, посадки во время письма. – На верхней строчке запишем число, а на второй - записывается, где выполняется работа. |
Знакомиться с учебником
Отвечать на вопросы
Отгадывать загадки
Заполнять кроссворд
Объяснять, для чего нужна речь |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П: строить речевые высказывания в устной форме
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции |
Постановка учебной задачи и ее решение
|
|||
Слайд №8 |
- Предположите, чему будет посвящен первый раздел. - Прочитайте название раздела. (Наша речь.) - Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.) - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.) |
Работать по учебнику Участвовать в учебном диалоге Слушать речь учителя Определять тему и цель урока |
Р: принимать и сохранять учебную задачу. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
|
Мы поставили пластинку И выходим на разминку, Начинаем бег на месте, Финиш – метров через 200! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. |
Выполнять движения |
Л: установка на ЗОЖ |
Решение частных задач Совместное открытие знаний |
|||
Слайд№9
Слайд №10
Слайд№11 |
- Прочитайте название темы «Язык и речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?» - Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.) - Из чего состоит наша речь? (Из слов.) - Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.) -Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? - Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.) - Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)
Работа с учебником (с. 6, упр. 1) - Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)
Работа с учебником (с. 6, упр. 2) с опорой на схему и рисунки (с. 5 ) - Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок? - Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? - В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?
На доске рисунки:
1. Девочка поёт в микрофон.
2. Зрители в зрительном зале. 3. Дедушка читает газету.
4. Учительница пишет на доске. На доске таблички:
- Соотнесите виды речи, записанные на карточках с рисунками. - Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?
- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь) - Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом |
Отвечать на вопросы учителя Работать по иллюстрации Читать высказывания Л.Успенского
Высказывать свое мнение
Работать с рисунками и с карточками
Участвовать в учебном диалоге
Читать сведения Делать правильные выводы |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений;
П: строить речевые высказывания в устной форме.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений;
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить речевые высказывания в устной форме.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений |
Закрепление изученного |
|||
|
- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1. - Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки? – Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи? |
Самостоятельно выполнять задания Участвовать в проверке задания |
Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
Итог урока |
|||
|
- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом.) - Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) - Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.) - Что можно отнести к говорению? - Что можно отнести к слушанию? - Что можно отнести к чтению? - Что можно отнести к письму? - Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Дополните предложения: Человек владеет …(речью). Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми). Она состоит из … (предложений).
|
Подводить итоги урока
Отвечать на вопросы по изученной теме
Высказывать свое мнение |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнени |
Рефлексия
|
|||
Слайд№12 |
Закончите предложения: Сегодня я узнал … Мне было интересно … Я выполнял задания …. |
Осуществлять рефлексию |
Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.