Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

Урок русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

doc
12.03.2020
Урок разработан по программе УМК "Школа России". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок.doc

МБОУ «Екатеринославская СОШ»

Тюльганского  района   Оренбургской области

 

Конспект урока  по русскому языку

 в 1 классе

  УМК  «Школа России»

 

 

Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей

 

 

Выполнила:

Червонова Татьяна Михайловна,

учитель  начальных  классов

1 категория

 

 

 

2020 год

 

 

 

 

 

Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.

Задачи:
1.формирование умения различать устную и письменную формы речи; средства устной и письменной речи;
2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса.
3. Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия; воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действиях на уроке.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения;
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.

Планируемые результаты

предметные:

- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

- личностные:

- проявлять интерес к родному языку;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

 

 

 

 

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный

 

Слайд №2

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

 

Эмоционально настраиваться на работу.

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Актуализация знаний

 

Слайд №3, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6,7

Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)

- Читаю обращения авторов к первоклассникам (с. 3)

- Как называется новый учебник? (Русский язык.)

- С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)

- Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)

Условные обозначения

 

 

Кроссворд

Посмотрите внимательно на экран, вы видите кроссворд.

Чтобы его разгадать нам надо найти ответы на загадки.

1. В белом поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет он свой след.

(Ручка.)

2. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел.)

3. Новый дом несу в руке,

Дверцы дома — на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Учебники.)

4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)

 

Ключевое слово: речь

- Прочитайте ключевое слово. (Речь.)

А теперь подумаем, что же такое речь? Для чего она нужна? (Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь), чтение и письмо).

- Давайте сделаем вывод, о чем же мы сегодня будем говорить?

– На уроках русского языка все записи мы будем выполнять в тетрадях. Надо постараться, чтобы они были грамотными, аккуратными, легко читаемыми. Ведь тетрадь – это лицо ученика.

Давайте подготовим наши пальчики к письму и выполним пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья!

- Теперь мы вспомним правила, посадки во время письма.

– На верхней строчке запишем число, а на второй - записывается, где выполняется работа.

 

Знакомиться с учебником

 

 

Отвечать на вопросы

 

 

 

 

Отгадывать загадки

 

 

 

 

 

 

Заполнять кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять, для чего нужна речь

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

П: строить речевые высказывания в устной форме

 

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции

Постановка учебной задачи и ее решение

 

Слайд №8

- Предположите, чему будет посвящен первый раздел.

- Прочитайте название раздела. (Наша речь.)

- Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и

устную речь.)

Работать по учебнику

Участвовать в учебном диалоге

Слушать речь учителя

Определять тему и цель урока

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

 

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку,

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через 200!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

Решение частных задач

Совместное открытие знаний

 

 

 

 

 

 

Слайд№9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№11

- Прочитайте название темы «Язык и речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?»

- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)

-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?

- Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)

- Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)

 

Работа с учебником (с. 6, упр. 1)

- Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)

 

Работа с учебником (с. 6, упр. 2)  с опорой на схему и рисунки (с. 5 )

- Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?

- Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

- В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

 

На доске рисунки:

 

1. Девочка поёт в микрофон.

 

2. Зрители в зрительном зале.

3. Дедушка читает газету.

 

4. Учительница пишет на доске.

На доске таблички:

 

 

 

- Соотнесите виды речи, записанные на карточках с рисунками.

- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь

про себя?

 

- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание,

говорение, чтение, письмо – это наша речь)

- Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом


Строить речевые высказывания

 

Отвечать на вопросы учителя

Работать по иллюстрации

Читать высказывания Л.Успенского

 

 

Высказывать свое мнение

 




 

Работать с рисунками и с карточками

 

 

 

 

Участвовать в учебном диалоге

 

Читать сведения

Делать правильные выводы

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

 

П: строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

                                

 

 

 

 

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

 

 

 

 

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 

П: строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

 

 

 

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений

Закрепление изученного

 

- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1.

- Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки?

– Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?

Самостоятельно выполнять задания

Участвовать в проверке задания

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

Итог урока

 

- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь

позволяет людям общаться друг с другом.)

- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)

- Что можно отнести к говорению?

- Что можно отнести к слушанию?

- Что можно отнести к чтению?

- Что можно отнести к письму?

- Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Дополните предложения:

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

 

Подводить итоги урока

 

 

 

 

Отвечать на вопросы по изученной теме

 

 

 

 

Высказывать свое мнение

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнени

Рефлексия

 

Слайд№12

Закончите предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно …

Я выполнял задания ….

Осуществлять рефлексию

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)