Кропмаер С.А.,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ №6 г.Новотроицка»
Урок русского языка в 11 классе
Тема: « Публицистический стиль речи, его признаки и особенности»
Цель: обобщить ранее полученные учащимися знания о публицистическом стиле речи;
познакомить учащихся с лексическими, синтаксическими особенностями
публицистического стиля; закрепить навыки правописания;
содействовать развитию коммуникативных навыков;
способствовать воспитанию гражданских чувств.
Оборудование: раздаточный материал, портрет Д.С. Лихачёва
алгоритм «Стили речи»
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Вступи тельное слово учителя:
Успех- это не цель,
А следствие кропотливой работы.
- Обсуждение данного выражения.
3. Повторение. Синтаксический анализ предложения :
Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, если не объединяет желание сделать жизнь на этой земле лучше.
2) Привязанность к земле³
3) Подберите синонимы к слову земля ( родина, Россия, Отечество)
- Ребята, как вы считаете: земля- слово однозначное или многозначное?
4) Россия ¹
5) Орфоэпическая разминка.
Красивее, звонит, водопровод, досуг, копировать, афера, ходатайствовать, знамение, черпать, средства.
6 ) Работа в парах ( сверка с ключом)
Спишите слова , вставив пропущенные буквы.
Активизировать, благодарить, вдохновлять, колледж, целеустремлённый,
коммюнике, цивилизация, расследование, консенсус, публицистика.
- К какой части речи относятся записанные слова:
- Какие из них вам не знакомы?
- Как вы думаете, в тексте какого стиля могли бы встретиться эти слова?
Работа со словарём:
Коммюнике – официальное сообщение, преимущественно по вопросам международного значения.
Консенсус- принятие решений или договоров на международных конференциях на основе общего согласия участников без проведения голосования.
- Подберите однокоренные слова к слову ПУБЛИЦИСТИКА ( публицист, публицистический)
- Каким способом образованы эти слова ? ( суф)
4. Тема урока.
- Вспомните, какие стили речи вы знаете? ( алгоритм)
-Каковы признаки, особенности публицистического стиля речи ?
Работа по алгоритму
5. Работа в парах.
Определите стилевую принадлежность текста. Докажите свою точку зрения.
Учащимся раздаются распечатанные тексты , принадлежащие к различным стилям речи: №1- художественный стиль
№2- публицистический стиль
№3- научный стиль
№4 – официально- деловой стиль
6. Работа с текстом публицистического стиля.
1) выразительное чтение текста
- Кто является автором текста? Что вам о нём известно?
Сообщение учащегося.
2) определите тему текста
3) определите стиль и тип речи
4) выполните задания к тексту ( №1-3; №2- 1; №3-2.)
7. Работа в группах
1 гр. Написать вступление
2 гр. Написать заключение
3 гр. Высказать своё мнение по поводу затронутой проблемы. Обосновать
его.
4 гр. Назвать средства художественной выразительности, объяснить их
роль в тексте.
Итоги урока.
Рефлексия.
Дом. задание : стр. учебника
Написать рассуждение по тексту
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.