Урок русского языка в 3 классе
по теме «Словообразование имён прилагательных».
Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода.
Цель: формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.
Задачи урока:
1) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
2) содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть компьютер, проектор, экран.
Демонстрационный материал: презентация; эталоны; ребусы.
Раздаточный материал: рабочие листы для групповой работы, толковые словари.
УУД: Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Настрой на работу.
- Вы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните плохое настроение. Вдохните свежесть и красоту белого снега, морозного утра.
-И, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом.
-Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.Успехов вам и удач!
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-Ребята, девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова:
И вновь урок мы
начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому – активным будь.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Чистописание.
Очень важно в тетради красиво писать,
А для этого нужно, конечно же, знать:
Как правильно буквы соединять.
-А сможете ли вы, ребята по элементам узнать буквы?
СЛАЙД и я м (открыть)
- Вы правы! Вспомните, как правильно пишутся эти буквы и напишите их до половины строки. А теперь составьте из этих букв слово и запишите его.
ПРОВЕРКА : имя
- Поможем Зимушке нарисовать узоры на стёклах?
Выглядеть они будут вот так: ая, яя, ий, ый, ой, ое, ее, ые, ие
3. Постановка проблемы.
- Мы не случайно на чистописании написали слово «имя», потому что речь сегодня пойдёт о чьём-то имени.
-Вот послушайте стихотворение:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Так о каком имени идёт речь в этом стихотворении?(ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ)
- Прочитаем хором последнюю строчку чистописания. (читают хором)
Что она напоминает?(Окончания имён прилагательных)
-Простым карандашом вертикальной чертой разделите эти окончания на группы. Сколько получилось групп?(4)
Проверка. Оценка своих действий.( ! + - )
-Объясните свои действия.
Ж.р, м.р., с.р., мн.ч.
4. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-Вспомним, чему были посвящены наши последние уроки? (Мы говорили об имени прилагательном)
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и откроем ещё одно новое знание.
- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание)
- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому, терпение в работе, прислушиваться к мнению других)
- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
5. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего начнём работу на уроке? (С повторения)
Работа в парах.
-На каждой парте есть листочек с тестом. Работая сообща, выберите верное утверждение. Запишите его в тетрадях. Записи вести в столбик. Проверка. Оценка.(1 + -)
ТЕСТ.
1. Имя прилагательное.
– часть слова
– член предложения
– часть речи
2. Имена прилагательные обозначают
-действие предмета
– признак предмета
1. 3.Имена прилагательные отвечают на вопросы
– кто? что?
– какой? какая? какие? какое?
– что делать?
4. Имена прилагательные
– изменяются по родам
– не изменяются по родам
5. Имена прилагательные бывают :
– трех родов: муж., жен., ср. рода.
– только муж. и жен. рода
6. Имена прилагательные являются
– главными членами предложения
– второстепенными
7. Имена прилагательные связаны в роде и числе
– с именем существительным
– с глаголом
8. Имена прилагательные
– изменяются по числам
– не изменяются по числам
- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )
- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?(-ок,- ик,-онок,- ёнок,-ат,-ят,- их,- иц, -ушк,-ник.)
- Разберите 2 любых слова по составу: Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький
|
(Дети разбирают слова на листочках, комментируют)
6. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы не выполняли?
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.)
− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.)
7. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)
− Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных)
− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.
На доску вывешивается план:
1.Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных.
2.Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные
3.Создать эталон (правило) образования имён прилагательных.
8. Реализация построенного проекта.
−Я предлагаю вам работать в группах.
(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)
− Выполните задания в группах.
(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)
Грязь грязный
Ум ?
Лес лесистый
Гора ?
Май майский
Город ?
Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-,
-ск-, -ист-
Новый новенький
Белый ?
Серый сероватый
Седой ?
Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-,-еват-, -еньк-.
- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных)
9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Закрепить умение образовывать прилагательные нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 339
- Запишите слова вместо вопросительного знака.
- Расскажите друг другу как образовались эти слова
(затем несколько учеников проговаривают вслух).
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Картон (картонный)
Синий (синеватый)
Молоко (молочный)
Грусть (грустный)
Луч (лучистый)
11. Включение в систему знаний и повторение.
− Ребята, где мы будем применять новые знания?
- Разгадайте ребусы:
- Составьте и запишите словосочетания, укажите род.
- Запишите новое словарное слово- коричневый.
-Вы знаете ,почему этот цвет так называется?
- А где можно узнать?
- Найдите в толковом словаре объяснение этого слова.
(Объясняют, после объяснения рассказывают по схеме)
12. Рефлексия .
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока? (Узнать, с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)
− Вы достигли поставленной цели?
Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
- Если вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому, возьмите зелёный квадратик.
- Если вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться, возьмите жёлтый квадратик.
- Если вы не сделали никакого открытия для себя - возьмите красный квадратик.
- Прикрепите квадратики на лесенке успеха
Д/з : Подготовиться к проверочной работе.
Рабочий лист для групповой работы
Грязь грязный
Ум ?
Лес лесистый
Гора ?
Май майский
Город ?
Прилагательные образуются от основ _______________________
с помощью суффиксов ____________________________________
Новый новенький
Белый ?
Серый сероватый
Седой ?
Прилагательные образуются от основ _______________________
с помощью суффиксов ____________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.