Предмет: Русский язык
Тема: Времена глаголов
Класс: 3
УМК: Школа России
Уровень: базовый
Цели: 1.Сформировать представление о временных формах глагола.
2.Ввести способ образования временных форм глагола.
3.Научить использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со временем глагола, повторить и закрепить изученные признаки глагола.
Воспитательные: воспитывать умению слушать учителя, своих одноклассников.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, формировать правильную речь, умение выделять главное, формулировать собственные выводы, развивать интерес к предмету.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Содержание темы предполагает:
Углубление знаний о глаголе и его роли в речи.
Формирование умения распознавать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.
Умение находить в предложениях глаголы.
Умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
Опыт работы с учебником ( умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку; умение работать с правилом, данным в учебнике).
Планируемые результаты:
Личностные:
1) Проявление творческого отношения к процессу обучения.
2) Проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме.
3) Формирование ответственности перед коллективом.
4) Формирование познавательной потребности.
5) Воспитание стремления к творчеству.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
1) находить в предложениях глаголы.
2) Различать времена глаголов, правильно их употреблять.
3) Выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу глаголы, правильно составлять предложения.
4) Перерабатывать и обобщать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
5) Давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы.
6) Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Умение:
1) работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
2) Формулировать вопрос ( проблему), с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
3) Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; выделять главное.
Коммуникативные:
Умение:
Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат.
Слушать мнения других; адекватно использовать речевые средства для ведения дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
Умение:
Распознавать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.
Правильно ставить вопрос к глаголу.
Выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая.
Организационный момент.
-Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы вместе. Мы спокойны, здоровы, добры и приветливы.Я желаю вам хорошего настроения. У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости, и чтобы их приятно удивить, нам нужно будет хорошо поработать, приложить усилия, справится с некоторыми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас. У вас на партах лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение.
Выберите её и покажите. Всё ваше хорошее настроение я отмечу вот таким одним солнышком. А у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
(Тучу уберём, а солнышко оставим).
Чистописание. Актуализация знаний.
- На какие группы разделим слова?
Определите, написание каких букв будем повторять на чистописании.
Зат..хает, ст..мнеет, осв..тили, приб..жит, св..стит, уд..вит, см..ялись, ул..глась, прибл..жается.
- По какому признаку объеденены слова?
-Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
-О какой части речи говорится?
-Что такое глагол?
А как изменяютя глаголы (по числам)
- Вспомним, что знаем про глагол. Работа в группах с кластером.
II. Новая тема.
1) Постановка проблемы.
- Как вы думаете, только ли по числам могут изменяться глаголы?
- Вот это и нужно выяснить сегодня на уроке.
Итак, нам нужно решить проблему, Как еще может изменяться глагол.
Физминутка.
Я буду называть действие, а вы его выполнять.
– Стою, прыгаю, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь, стою, сижу.
2) Постановка проблемы(создание проблемной ситуации)
Прочитайте предложения, записанные на доске.
Весной солнце светит и греет.
Зимой солнце мало светило и хуже грело.
Летом солнце будет ярко светить и сильно греть.
– Перечислите имеющиеся в предложении глаголы.
-Докажите, что это глаголы.
- Найдите в одном из предложений глагол, обозначающий действие, происходящее в настоящее время.
- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? Кроме вопроса « Что делает?» глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы:
Настоящее время
Что делаю?
Что делает?
Что делаешь?
Что делает?
- Найдите предложение с глаголом, обозначающим действие, происходившее в прошедшее время.
-Назовите вопросы прошедшего времени.
- Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени.
Прошедшее время
Что делало?
Что сделали?
Что делал?
Что сделал?
- Как, по вашему мнению, будет называться время глаголов последнего предложения?
Будущее время
Что сделает?
Что будет делать?
Что сделают?
Что будут делать?
- Как изменяются глаголы?
- Вы догадались о теме сегодняшнего урока? Сформулируйте ее.
III. Закрепление.
Упражнение 195, с.111.
- Девочки записывают часть текста, где глаголы употребляются в настоящем времени.
- Мальчики записывают часть текста, где глаголы употребляются в прошедшем времени.
(глаголы подчеркнуть, обозначить время)
Развитие формирующей самооценки.
- Прочитайте оставшуюся часть. Глаголы в каком времени употреблены? Докажите.
- Выделите знакомые орфограммы.
- Запишите по памяти. Взаимопроверка.
IV. Итог урока.
- Как изменяются глаголы? (По временам.)
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)
- Кто сможет теперь самостоятельно определить время глаголов? Развитие формирующей самооценки.
- Возвращаемся к глаголам из начала урока. На какие три группы их можно распределить? Запишите.
Рефлексия. Ромашка Блуума.
Карточка-самооценка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.