Урок русского языка в 4 классе на тему "Глаголы - исключения".

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка 4 класс.docx

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: «Глаголы - исключения»

Тип урока: освоение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: индивидуальные карточки, памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов», таблица глаголов – исключений.

Цель: Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи: Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

 

I. Организационный момент

- Доброе утро, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?

Да, быть к ним внимательными, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть денек прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит. (садитесь)

II. Актуализация знаний

1.    А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)

 

- Правильно, речь пойдёт о глаголе.  Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания, закрепим наши умения и узнаем что- то новое о глаголе. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

Ответьте на вопросы:

 

- Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

 

3. Приём «Продолжи фразу».

А сейчас внимание. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прослушайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.

а) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)

б) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)
в) Не с глаголами пишется (отдельно)
г) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)

д) В предложении глагол является (сказуемым).
е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

 

4. Откройте тетради, запишите дату.  ЧИСТОПИСАНИЕ

А).(на доске)

- А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

Что это за соединения?

Как называются эти окончания? (Личные)

– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)

В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )

А второй? ( когда глагол 2 спр)

– Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные.)

Давайте вспомним алгоритм написания безударной гласной в окончаниях глаголов.                    (повесить на доску алгоритм)

 

Б).Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.

– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)

НАЙДИТЕ ГЛАГОЛ, назовите морфологические признаки глагола.

Почему не написана отдельно? Запишите этот фразеологизм.

– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.

5. Физминутка

Я буду называть глаголы, а вы выполняете действия: встали, потянулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели.

- Выполнить действия нам помогали глаголы. В каком времени они стоят?

- В прошедшем.

- Что помогает нам узнать глагол прошедшего времени?

- Суффикс – л .

III. Проблемная ситуация. Вход в новую тему.

Наблюдение над глаголами-исключениями. (на доске).

 Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина. Найдите в нём глаголы, выпишите и поставьте их в неопределённую форму. Определите спряжение. Не забывайте о посадке.

 

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо,

Смотрит – видит, дело лихо…

 

(Запись в тетрадях:  подходит – подходить (II)

                                   слышит – слышать (?)

                                   смотрит – смотреть (?)

                                   видит – видеть (?)           

 

Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончание II спряжения, а в неопределённой форме оканчиваются на  -ать, -еть).

 

IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. 

Попадают ли эти глаголы в правило? (нет)

Как мы называем случаи в орфографии, которые не подчиняются правилу? (исключения) 

Какая же тема нашего урока, как вы думаете? (Глаголы – исключения)

Какие задачи перед собой поставите? 

Задачи: узнать и запомнить глаголы-исключения;

              уметь находить их в тексте;

              научиться правильно писать их окончания.

 

V. Изучение нового материала.

 

1.Грамматическая сказка. 

Послушайте сказку, подумайте, как она связана с темой нашего урока. 

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

      Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

      Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

- Как вы думаете, закончилась ли на этом месте сказка?

Конечно нет, у этой сказки есть продолжение

   И все бы было хорошо в этом царстве, но некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть,  ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, долго мы служили тебе верой и правдой, помоги нам.

- По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

      Не мог устоять царь перед просьбой своих поданных и издал Указ.

Я, царь Глагол , повелеваю: жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

-Так и появились глаголы – исключения. (повесить на доску плакат)

Что нам нужно с ними сделать, ребята? (выучить)

 

2.Чтение стихотворения.

Прочитаем на листочках стихотворение о глаголах –исключениях. Оно вам поможет легко выучить их.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая: брить, стелить

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на “-е ” – спрягать нельзя.

3.Прочитайте слова. (на карточке) Найдите глаголы – исключения, подчеркните их. Объясните свой выбор.

Писать, дышать, бежать, читать, увидеть, горетьсмотреть, петь, брить, лететь, ходить, гнать, чистить, стелить, купить.

 

VI.Физкультминутка

На уроке рассуждали,

Что- то новое узнали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали.

И движенья показали.

Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)

Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

Как бежишь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

– 2 л., ед.ч.

 

VII. Закрепление

1.Замените выражения одним словом, используя глаголы-исключения. Запишите их в тетрадь через запятую.

 

·        Втягивать и выпускать воздух – дышать.

·        Причинить огорчение -  обидеть.

·        Воспринимать окружающее с помощью зрения –видеть.

·        Различать, воспринимать звуки -слышать.

·        Приводить в круговое движение –вертеть.

·        Испытывать неприязнь или отвращение - ненавидеть

-Какого спряжения эти глаголы? (2 спряжения) Какие личные окончания глаголов будем использовать у этих глаголов?

 

2.Выполнение упражнения 185. Проспрягать глаголы гнать, видеть.

 (по вариантам)

- Какие изменения мы должны внести в алгоритм для написания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени?

(вывесить алгоритм с изменением)

 

3.Работа в парах.  Задание. (на листочках) 
Вставить пропущенные окончания глаголов, указать спряжение.

Кто вперёд смотр…т, тот далеко вид.т

Кто много вид.т и слыш.т, тот много зна .т. 

Помога…шь другим  –  уч…шься сам.

Мягко стелт, да жестко спать.

 (Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте) 

 - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.

 

VIII. РЕФЛЕКСИЯ.

ü Какова была тема урока?

ü Назовите глаголы-исключения 1-го спряжения.

ü Назовите глаголы-исключения 2-го спряжения.

ü Почему они получили такое название?

 

Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.

Урок полезен, всё понятно. ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )

Ещё придётся потрудиться. ( ? )

Да, трудно всё-таки учиться! ( … )

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить глаголы исключения с. 79 упр. 186