Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: «Глаголы - исключения»
Тип урока: освоение новых знаний
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.
Оборудование: индивидуальные карточки, памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов», таблица глаголов – исключений.
Цель: Познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи: Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.
Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.
Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
I. Организационный момент
- Доброе утро, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?
Да, быть к ним внимательными, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть денек прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит. (садитесь)
II. Актуализация знаний
1. А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе. Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания, закрепим наши умения и узнаем что- то новое о глаголе. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
Ответьте на вопросы:
- Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
3. Приём «Продолжи фразу».
А сейчас внимание. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прослушайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.
а) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
б) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть,
ти,чь)
в) Не с глаголами пишется (отдельно)
г) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а
в прошедшем времени (по родам)
д) В предложении глагол является (сказуемым).
е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени).
4. Откройте тетради, запишите дату. ЧИСТОПИСАНИЕ
А).(на доске)
- А сейчас внимание на доску.
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
Что это за соединения?
Как называются эти окончания? (Личные)
– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )
А второй? ( когда глагол 2 спр)
– Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные.)
Давайте вспомним алгоритм написания безударной гласной в окончаниях глаголов. (повесить на доску алгоритм)
Б).Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.
– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)
НАЙДИТЕ ГЛАГОЛ, назовите морфологические признаки глагола.
Почему не написана отдельно? Запишите этот фразеологизм.
– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.
5. Физминутка
Я буду называть глаголы, а вы выполняете действия: встали, потянулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели.
- Выполнить действия нам помогали глаголы. В каком времени они стоят?
- В прошедшем.
- Что помогает нам узнать глагол прошедшего времени?
- Суффикс – л .
III. Проблемная ситуация. Вход в новую тему.
Наблюдение над глаголами-исключениями. (на доске).
Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина. Найдите в нём глаголы, выпишите и поставьте их в неопределённую форму. Определите спряжение. Не забывайте о посадке.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Видно, на море не тихо,
Смотрит – видит, дело лихо…
(Запись в тетрадях: подходит – подходить (II)
слышит – слышать (?)
смотрит – смотреть (?)
видит – видеть (?)
Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончание II спряжения, а в неопределённой форме оканчиваются на -ать, -еть).
IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
Попадают ли эти глаголы в правило? (нет)
Как мы называем случаи в орфографии, которые не подчиняются правилу? (исключения)
Какая же тема нашего урока, как вы думаете? (Глаголы – исключения)
Какие задачи перед собой поставите?
Задачи: узнать и запомнить глаголы-исключения;
уметь находить их в тексте;
научиться правильно писать их окончания.
V. Изучение нового материала.
1.Грамматическая сказка.
Послушайте сказку, подумайте, как она связана с темой нашего урока.
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.
- Как вы думаете, закончилась ли на этом месте сказка?
Конечно нет, у этой сказки есть продолжение
И все бы было хорошо в этом царстве, но некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, долго мы служили тебе верой и правдой, помоги нам.
- По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.
Не мог устоять царь перед просьбой своих поданных и издал Указ.
Я, царь Глагол , повелеваю: жителей своего царства –
глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении,
а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении.
-Так и появились глаголы – исключения. (повесить на доску плакат)
Что нам нужно с ними сделать, ребята? (выучить)
2.Чтение стихотворения.
Прочитаем на листочках стихотворение о глаголах –исключениях. Оно вам поможет легко выучить их.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” – спрягать нельзя.
3.Прочитайте слова. (на карточке) Найдите глаголы – исключения, подчеркните их. Объясните свой выбор.
Писать, дышать, бежать, читать, увидеть, гореть, смотреть, петь, брить, лететь, ходить, гнать, чистить, стелить, купить.
VI.Физкультминутка
На уроке рассуждали,
Что- то новое узнали
И немножечко устали.
Потихоньку дружно встали.
И движенья показали.
Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)
Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
Как бежишь? – Вот так!
Как летишь? – Вот так!
Как плывёшь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?
– 2 л., ед.ч.
VII. Закрепление
1.Замените выражения одним словом, используя глаголы-исключения. Запишите их в тетрадь через запятую.
· Втягивать и выпускать воздух – дышать.
· Причинить огорчение - обидеть.
· Воспринимать окружающее с помощью зрения –видеть.
· Различать, воспринимать звуки -слышать.
· Приводить в круговое движение –вертеть.
· Испытывать неприязнь или отвращение - ненавидеть
-Какого спряжения эти глаголы? (2 спряжения) Какие личные окончания глаголов будем использовать у этих глаголов?
2.Выполнение упражнения 185. Проспрягать глаголы гнать, видеть.
(по вариантам)
- Какие изменения мы должны внести в алгоритм для написания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени?
(вывесить алгоритм с изменением)
3.Работа в парах. Задание. (на листочках)
Вставить пропущенные
окончания глаголов, указать спряжение.
Кто вперёд смотр…т, тот далеко вид.т
Кто много вид.т и слыш.т, тот много зна .т.
Помога…шь другим – уч…шься сам.
Мягко стел…т, да жестко спать.
(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте)
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
ü Какова была тема урока?
ü Назовите глаголы-исключения 1-го спряжения.
ü Назовите глаголы-исключения 2-го спряжения.
ü Почему они получили такое название?
Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.
Урок полезен, всё понятно. ( ! )
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )
Ещё придётся потрудиться. ( ? )
Да, трудно всё-таки учиться! ( … )
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выучить глаголы исключения с. 79 упр. 186
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.