Урок русского языка в 4 классе "Обстоятельство времени"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 4 классе "Обстоятельство времени"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
09.06.2020
Урок русского языка в 4 классе "Обстоятельство времени"
Урок русского языка в 4 классе.docx

Урок русского языка в 4 классе

                                                                                         Учитель: О.М.Осинцева

 

ТЕМА: Обстоятельство времени

 

ЦЕЛЬ: углубить понятие об обстоятельстве времени как члене предложения;

             учить определять обстоятельство времени в предложении;

             показать, какой частью речи может быть выражено обстоятельство времени;

             повторить изученные орфограммы;

             развивать у учащихся способность исследовать, анализировать, делать выводы;

             развивать культуру учебного труда;

             воспитывать любовь к родному языку.

   I.Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.

Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

 

II.Повторение изученного.

      1.На доске: ок-ло, -днажды, чес-но, справ-  .

 -Дайте характеристику данным словам. (Это наречия)

 -Докажите.(1. Неизменяемая часть речи,

                     2.Отвечает на вопросы…   

                     3.Суффиксы-о,-ы,-а.)

 -Какое задание можете предложить?

(Вставить пропущенные буквы.

 Разделить эти слова на группы)

 -Самостоятельно разделите наречия на группы, надпишите каждую группу.

  (1 ученик работает у доски.)

 

2.Взаимопроверка.

(Дети   проверяют и оценивают себя на полях тетради, затем ставят отметку в карточку самооценивания.) Поставить отметку 3 ученикам.

      -Прежде, чем проверить, вспомним, на какие вопросы отвечают наречия места действия,  времени действия и образа действия . (на доске открываются  карточки с вопросами, дети выходят и прикрепляют карточки с вопросами к каждой группе наречий). Далее идет проверка.

-О какой группе наречий мы не сказали? (наречия степени качества: насколько? в какой степени?)

Приведите примеры.

        (Наречия  места:  справа, около,            Где? Куда?Откуда?              

  наречие времени: однажды,                  Когда? Как долго? До каких пор?

  наречие образа действия: честно          Как? Каким образом?

Оцените свою работу по карточке (приложение 1)

Добавьте 4 группу наречия степени качества и допишите по одному слову в каждую группу .

Зачитайте.

(Убрать все карточки, кроме обстоятельств времени)

Составьте предложение с наречием, обозначающим время действия. (Запись выбранного предложения)

 Утром пошёл сильный дождь.(1 ученик у доски).

-Какое задание можно предложить? (выполнить синтаксический разбор).

(Оценить себя и поставить отметку в карточку)

 

III.Сообщение темы урока.

-Кто определит тему урока?

Обстоятельства времени. Допишите в карточку вопросы, на которые отвечают обстоятельства времени.

-Чем будем заниматься на уроке?

(углубим знания о члене предложения – обстоятельстве, научимся находить его в предложении и употреблять в устной и письменной речи, узнаем, какими частями речи может быть выражено обстоятельство времени)

В конце урока у вас будет возможность оценить свою деятельность на уроке.

 

IV. Работа по теме урока.

-Итак, какими частями речи может быть выражено обстоятельство времени?

(существительными, наречиями;   (допишите в карточке),заметили, что в карточке остались незаполненными 2 столбика?          

на доске остаются  закрытые записи:

словосочетание прил.и сущ.;

словосочетание числ. и сущ.)

                                                                  

-Проблема: какими частями речи или точнее словосочетаниями, каких частей речи может быть выражено обстоятельство, мы  узнаем, выполнив упр.238 на с.24.   

 

V.Выполнение упражнения 238,с. 24. Дополнение: не устно, а письменно укажите, какими частями речи выражены обстоятельства. Сразу же выписывайте обстоятельства в карточку по столбикам.

3 ученика выполняют у доски,

 1 ряд- 1,2предложение;

2 ряд-3,4 предл.;

3 ряд- 5,6 предл.

Проверка. Взаимопроверка.

(Меняются тетрадями и оценивают ( на полях тетради), затем ставят отметку в листок самооценивания.)

Ученики записывают обстоятельства времени, заданные другим рядам и надписывают части речи.

1 ряд: недолго-наречие, с утра- сущ.

2 ряд: с ранних лет- словос. прил. и сущ., через час-сущ.с предлогом

3 ряд: утром-нар., до вечера-сущ.

Итак, какими частями речи могут быть выражены обстоятельства времени?

Обстоятельства времени могут быть выражены: наречиями, существительными с предлогами и словосочетаниями прил. с сущ. (открываются записи на доске).

Ребята, но у нас остался незаполненным один столбик, значит обстоятельства времени могут быть выражены ещё… А какими частями речи, мы узнаем,  выполнив синтаксический разбор предложения.

Зимняя прогулка длилась два часа. (на карточке, прикрепить)

-Чем выражено обстоятельство времени?

Обстоятельство времени выражено словосочетанием числительного и сущ. (дети дописывают 4 столбик в карточке и записывают пример).

Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства времени?

 

Вывод: обстоятельства времени могут быть выражены наречиями, сущ с предлогами, словос. прил. с сущ, словос. числит. с сущ.

 

Прослушайте предложения и запишите обстоятельства времени  .(на доске и в карточке)

С семи часов шел проливной дождь.

С давних пор повелось, что главой рода является мужчина.

С вечера на улице идет снег.

Сегодня прекрасная погода.

 

VI.Устная работа.

Выполнение упр.237, с.23.

Допишем обстоятельства времени в карточку.(1 и 2 столбики и на доске)

 

8.Творческая работа.

Выполнение упр.236, с.23.

1 ряд -1,2 предл.

2 ряд- 3,4 предл.;

3 ряд.-5,6 предл.

 

3). Творческая работа. Устно.

Прочитайте стихотворение:

В гости в первый день недели          карточки поменять местами

Мы столовую открыли

К нам синицы прилетели

Мы кормушку смастерили.

 

Вам понравилось стихотворение?

Наведите порядок в строчках.

Выпишите в карточку обстоятельство времени, какой частью речи оно выражено?

Зачитайте предложение, где есть обстоятельство времени, чем оно выражено.

 

 

 

VI Рефлексия.

 

На доске записаны 4 предложения. Задание: дописать 1 предложение обст. вр., выраженным  наречием, 2 предложение- сущ. с предлогом, 3 предложение-словосочетание прилагательного с сущ., 4 предл.- словос. числит. с сущ.

1.__(Сегодня)_________________ярко светит солнце.     (выражено наречием)

 

2._(С утра)___________                 ярко светит солнце.      (выражено существительным с   предлогом)     

 

3._(С раннего утра)______________   ярко светит солнце.

                                                                            (выражено  словосочетанием прил. и сущ.)

 

4._(С восьми часов)______________ярко светит солнце.

                                                                             (выражено словосочетанием числ. и сущ.)                         

А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листки самооценки.

-Какими частями речи может быть выражено обстоятельство времени?

-Что открыли для себя нового ,или какое задание показалось наиболее интересным?

 

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

 

                Задание

             отметка

    1.

 Распределение наречий на группы.

 

    2.

Синтаксический разбор.

 

3.

Выполнение упражнения 238.

 

4.

 Выполнение задания: вставить обстоятельство времени.

 

       5.

Самооценка

Оценка:

Проверить, кто оценил себя на 5,4,3.

 

 VII  . Домашнее задание.

 

Разноуровневое дом. задание (по репродукции картины Огюста Ренуа «Лягушатник», представленной в учебнике «Литературное чтение» 4 класс).

 

                                                         Карточка №1.

 

Рассмотрите репродукцию картины Огюста Ренуара «Лягушатник».

 

Напишите, как можно больше слов и словосочетаний по картине, которые будут являться  в предложении обстоятельствами.

 

Укажи, к какой группе обстоятельств они относятся.

_________________________________________________________________________

 

Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку №2.

 

                                                                Карточка №2.

 

Напиши слова или словосочетания, которые подходят к данной картине, отвечают на вопросы:

 

             1. Где? Куда? Откуда? - обстоятельства места;

             2. Когда? Как долго? До каких пор? - обстоятельства времени;

             3.Как? Каким образом? - обстоятельства образа действия:

и являются в предложении обстоятельством.

 

__________________________________________________________________________

 

Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку №3.

 

                                                             Карточка №3.

 

Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы:

             1. Где? Куда? Откуда?- обстоятельства места;

              2.Когда? Как долго? До каких пор?- обстоятельства времени;

              3.Как? Каким образом?- обстоятельства образа действия:

и являются в предложении обстоятельством: летом, зимой, с утра, вечером, летним утром, осенним вечером, у реки, у леса, на поляне, вблизи,  весело, около берега, однажды.

 

Распредели данные обстоятельства по трем группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Обстоятельство времени.

 

Отвечает на вопросы:_______________________________________________

 

Какими членами предложения выражено?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.___________________ярко светит солнце.     (выражено наречием)

 

2.___________________яркосветит солнце.      (выражено существительным с   

                                                                                 предлогом)     

 

3.____________________________________   ярко светит солнце.

                                                                            (выражено  словосочетанием прил. и сущ.)

 

4._____________________________________ярко светит солнце.

                                                                             (выражено словосочетанием числ. и сущ.)                         

                                                                                                 

 

                                                                                                 

        Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

                Задание

             отметка

1.

 Распределение наречий на группы.

 

    2.

Синтаксический разбор.

 

3.

Выполнение упражнения 238.

 

4.

 Выполнение задания: вставить обстоятельство времени.

 

       5.

Самооценка за урок.

 

                                                                       

                                                              Карточка №1.

 

Рассмотрите репродукцию картины Огюста Ренуара «Лягушатник».

 

Напишите, как можно больше слов и словосочетаний по картине, которые будут являться  в предложении обстоятельствами.

 

Укажи, к какой группе обстоятельств они относятся.

_________________________________________________________________________

 

Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку №2.

 

                                                                Карточка №2.

 

Напиши слова или словосочетания, которые подходят к данной картине, отвечают на вопросы:

 

             1. Где? Куда? Откуда? - обстоятельства места;

             2. Когда? Как долго? До каких пор? - обстоятельства времени;

             3.Как? Каким образом? - обстоятельства образа действия:

и являются в предложении обстоятельством.

 

__________________________________________________________________________

 

Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку №3.

 

                                                             Карточка №3.

 

Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы:

             1. Где? Куда? Откуда?- обстоятельства места;

              2.Когда? Как долго? До каких пор?- обстоятельства времени;

              3.Как? Каким образом?- обстоятельства образа действия:

и являются в предложении обстоятельством: летом, зимой, с утра, вечером, летним утром, осенним вечером, у реки, у леса, на поляне, вблизи,  весело, около берега, однажды.

 

Распредели данные обстоятельства по трем группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтаксический разбор предложения ( разбор по членам предложения и по частям речи)

                                                          Полный разбор.

 

Лучи солнца весело играли на крышах домов.

Находим грамматическую основу предложения или главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

В этом предложении говорится о лучах.

Что? лучи, это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено существительным в И.п.;

лучи что делали? играли, это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош. вр.

 

Переходим к второстепенным членам предложения.

Лучи чего? солнца, это дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено сущ. в Р.п.;

играли как? весело, это обстоятельство образа действия, подчёркиваем точкой- тире, выражено наречием;

играли где? на крышах, это обстоятельство места, выражено существительным с предлогом в П.п.;

на крышах чего? домов, это дополнение, выражено сущ. в Р.п..

 

Словосочетания: лучи чего? солнца, играли как? весело, играли где? на крышах, на крышах чего? домов.

 

И.п.

кто? что?

Р.п.

(нет)  кого? чего?

Д.п.

(дам) кому? чему?

В.п.

(вижу) кого? что?

Т.п.

(горжусь) кем? чем?

П.п.

(говорю) о ком? о чём?

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Наречия

Места:

Где? Куда? Откуда?

 

 

Времени:

Когда? Как долго?

До каких пор?

Образа действия:

Как? Каким образом?

Степень качества:

Насколько?

В какой степени?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Образец работы.                         

                                                           Карточка №1.

 

Рассмотрите репродукцию картины  …

 

Напишите, как можно больше слов и словосочетаний по картине, которые будут являться  в предложении обстоятельствами.

 

Укажи, к какой группе обстоятельств они относятся.

_________________________________________________________________________

 

Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку №2.

 

                                                                Карточка №2.

 

Напиши слова или словосочетания, которые подходят к данной картине, отвечают на вопросы:

 

             1. Где? Куда? Откуда? - обстоятельства места;

             2. Когда? Как долго? До каких пор? - обстоятельства времени;

             3.Как? Каким образом? - обстоятельства образа действия:

и являются в предложении обстоятельством.

 

__________________________________________________________________________

 

Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку №3.

 

                                                             Карточка №3.

 

Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы:

             1. Где? Куда? Откуда?- обстоятельства места;

              2.Когда? Как долго? До каких пор?- обстоятельства времени;

              3.Как? Каким образом?- обстоятельства образа действия:

и являются в предложении обстоятельством: весело, на столе, в комнате, светло, шустро,  утром, вечером, красиво, грустно, неторопливо, тихо, неслышно, неустанно, с утра до вечера, справа,  сверху, сзади, здесь, впереди, везде.

 

Распредели данные обстоятельства по трем группам.


 

Урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе

Когда? Как долго? До каких пор? наречие образа действия: честно

Когда? Как долго? До каких пор? наречие образа действия: честно

Итак, какими частями речи могут быть выражены обстоятельства времени?

Итак, какими частями речи могут быть выражены обстоятельства времени?

VI Рефлексия. На доске записаны 4 предложения

VI Рефлексия. На доске записаны 4 предложения

Укажи, к какой группе обстоятельств они относятся

Укажи, к какой группе обстоятельств они относятся

Урок русского языка в 4 классе "Обстоятельство времени"

Урок русского языка в 4 классе "Обстоятельство времени"

Обстоятельство времени. Отвечает на вопросы:_______________________________________________

Обстоятельство времени. Отвечает на вопросы:_______________________________________________

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку

Карточка №3. Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы: 1

Карточка №3. Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы: 1

Словосочетания: лучи чего? солнца, играли как? весело, играли где? на крышах, на крышах чего? домов

Словосочетания: лучи чего? солнца, играли как? весело, играли где? на крышах, на крышах чего? домов

Как? Каким образом? - обстоятельства образа действия: и являются в предложении обстоятельством

Как? Каким образом? - обстоятельства образа действия: и являются в предложении обстоятельством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020