Конспект
урока русского языка в 4 классе,
образовательная система Перспективная начальная школа,
проведённого на Дне открытых дверей 08.12.2017г
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Учитель: Н.Б.Сологубова
Тамбов, 2017г.
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Цель: продолжить формировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Задачи: 1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; углубить и расширить знания о составе слова; учить определять спряжение глаголов 2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание. 3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Планируемые результаты: ученики научатся определять спряжения глаголов, писать безударные личные окончания глаголов.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Формирование УУД:
Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 2) формирование мотивации к обучению и познанию 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии 4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии 5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД: 1) преобразовывать информацию из одной формы в другую 2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи 3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи, рассуждений, доказательств
Коммуникативные УУД: 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме 2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач 3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Ребята, готовы к уроку? ( Да!)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- Спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. Вы меня поняли, ребята?
– Нет.
- Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите… А теперь понятно?
– Да.
- Что объединяет слова второй группы?
– Глаголы
- Какова же роль глаголов в речи?
- Они делают речь ясной, понятной, богатой…
- Конечно. Алексей Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка».
- А может ли наша речь состоять из одних глаголов, связанных между собой служебными частями речи? (Версии детей)
- Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя: (Звучит на CD запись «внутреннего» голоса) «Притихли. Молчат. Думают, не решаются сказать? Верю, знают. Жду».
2.Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет
- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня будет в центре нашего внимания глагол.
Умения (дети читают хором с доски):
Наши помощники глаголы. «Думать», «Наблюдать», «Слушать», «Доказывать», «Рассуждать» помогут нам «выпустить» номер журнала «Хочу всё знать», посвящённый глаголу. Я предлагаю вам представить себя в роли корреспондентов, редакторов, репортёров, наборщиков, чтобы обобщить свои знания о глаголе и выпустить новый номер журнала. Уверена, не обойдемся и без каких-то открытий. Согласны?
– А чем занимаются корреспонденты, редакторы, репортёров, наборщики?
3.Повторение теоретических сведений о глаголе
1)Вы, как корреспонденты уже начали работу. Систематизируем собранный материал о глаголе.
2)Игра «Разбей на группы», «Кто быстрее»
4.Работа над лексическим значением фразеологических оборотов. Упражнение в подборе глагольных форм и правописании безударных личных окончаний- Очень часто журналисты используют в своих статьях фразеологические обороты. Прочитайте некоторые из них (фразы записаны на доске столбиком) - Откройте тетради, запишите число, классная работа.
и запишите в тетрадь столбиком фразеологизмы:
Чешут языком –
Обведёшь вокруг пальца –
Витаете в облаках –
Прикусим язык –
- Запишите снизу вверх во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе (один ученик у доски)
болтают, обманешь, мечтаете, замолчим
Проверка: – Согласны с (имя ученика, выполнявшего задание у доски)? Скажите, ребята, написание какого личного окончания не вызвало вашего затруднения?
- « -им», т.к. оно ударное,
- Какие же действия необходимо выполнить, чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола? (Учитель оценивает выполнение задания у доски). Все глаголы разберите по составу.
-А какие ещё орфограммы в личных окончаниях глаголов нам встретились?
- ь во 2 лице ед.ч., буква «е» на конце «-ете», парный [т] в окончании «-ют»
- Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях букву «Л.», а кому трудно – «Т.».
- Как называются противоположные по смыслу слова? - Антонимы
- Правильно. Никто не догадался, почему я задала вам такой вопрос?
- Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»
- Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и корреспондента, и корректора, и редактора.
5.Физкультминутка
Фразеологизмы разбирали
И немножечко устали.
Потихоньку дружно встали.
И движенья показали.
Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец)
Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
Как бежишь? – Вот так!
Как летишь? – Вот так!
Как плывёшь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?
– 2 л., ед.ч.
Физминутка для глаз
5.Наборщикам прислали слова и текст.
Игра «Третий лишний»
В нашем уютном городке живёт маленький садовник. Выращивает он дивный сад, в котором благоухают удивительные цветы, дарят прохладу волшебные деревья и радуют глаз зелёные газоны.
Малыш старательно полива_т и уд_бря_ет клумбы. Садовник мечта_т, что однажды распуст_тся в его саду волшебный цветок, который вылеч_т всех больных и обраду_т печальных.
Спишите 2 абзац. Разбор 1 предложения. Морфологический разбор глагола.
6.Выборочный диктант.
Репортёры прислали заметку.
Товарищеская встреча по футболу
между командой девочек и командой мальчиков.
Условия игры: записать все глаголы, которые вы услышите в репортаже.
Не заметили глагол – значит, пропустили гол!
Найди 1 лишний глагол. Объясни свой выбор.
Мы ведём репортаж из 4 класса. Сегодня встречаются 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Судья бросает мяч на игровую площадку и игра начинается. Максим ведёт мяч к воротам девочек. Мяч кружится у самых ворот, но девочки храбро защищают свои ворота. Инга сильным ударом посылает мяч на середину поля. Вика подаёт Кате, но Дима перехватывает мяч. Следует сильный удар! Ещё минута и мяч влетит в ворота противника. Даша не зевает! Она головой отбивает мяч и попадает в Никиту. Никита гонит мяч к воротам девочек, но тут доносится судейский свисток. Игра заканчивается.
Взаимопроверка
7.Самостоятельная работа на выбор.
1.Составьте статью по аналогии, используя глаголы
Осень. Это хорошо или плохо?
Хорошо: созревают все овощи и фрукты. Плохо: очень часто идут дожди. В такую погоду долго не погуляешь.
Снег. Это хорошо или плохо?
Мороженое. Это хорошо или плохо?
Огонь. Это хорошо или плохо?
Телевизор(или компьютер). Это хорошо или плохо?
8.Подведение итогов урока Рефлексия
- Вот мы и заканчиваем нашу работу. С каким настроением? Покажите «личико»
Дополни
Теперь я умею ……..
9.Домашнее задание
- Спасибо. Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня интересное и необычное: «Редакторы» попробуют придумать рассказ, состоящий из одних глаголов, например на тему «Как много я успеваю сделать за день»,
«Корректоры» – придумывают рекламу журнала.
-Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама. Без этого сейчас никуда. С чего начинается реклама? Кому она адресована? Почему необходимо прочитать журнал? О чем вы узнаете из очередного номера? Попробуйте, разделившись на группы, придумать рекламу или самого журнала, или для него?
А «корреспонденты» – подберут 4-5 пословиц, в которых есть глаголы. Все ваши работы мы также «опубликуем». Всем: подумайте над оформлением обложки.
Ребята! Несмотря на все трудности, с которыми мы встретились при выполнении заданий, благодаря общим усилиям, журнал наш готов. Давайте поздравим друг друга. Эта газета будет помогать нам с вами в познании непростой науки – русский язык.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.