Урок русского языка в 4 классе
О.П.Черненькая
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №35 г. Белгород
Тема урока - Слово. Словосочетание. Предложение.
Тип урока – Урок усвоение новых знаний.
Цели урока – 1) Организовать деятельность учащихся по формированию навыков составления словосочетаний и предложений.. Создать условия для формирования УУД:
Личностные – желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют знания, приобретённые на уроке, где в жизни пригодятся;
Познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; умение структурировать и моделировать изучаемое;
Регулятивные – обеспечить организацию учебной деятельности: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать действия (составление плана); контролировать и регулировать свою деятельность; производить коррекцию своих действий и оценивать их;
Коммуникативные – умение работать в парах и группах; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
2) Развивать правильную устную и письменную речь.
3) Прививать интерес к урокам русского языка.
Оборудование – компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки для рефлексии, учебник «Русский язык» С.В.Иванов, рабочая тетрадь №1 «Русский язык» С.В.Иванов, О.А.Евдокимова.
Ход урока
1. Организационный момент
а) Психологический настрой на работу
Поделись хорошим настроением,
Ничего не требуя взамен.
Пожелай удачи и везения,
И немного ветра перемен.
Пусть немного радости прибавится,
В этом мире сложном, непростом.
Поделись теплом, — а вдруг понравится? -
Не откладывая на потом.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, предлагаю поработать в группах. (по четверкам)
У каждой группы есть конверт. Разделите содержимое конверта на группы.
- Сколько групп получилось? Какие? Как их можно назвать? (Слова. Словосочетания. Предложения.)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Слова. Словосочетания. Предложения.)
- Давайте уточним, что же вы уже знаете об этих единицах речи.
- Много знаем.
- Еще раз внимательно посмотрите на тему урока и постарайтесь определить , какова цель урока, что нового мы может узнать? (что общего, чем различаются)
- Замечательно. Для того чтобы продуктивно поработать на уроке, выстроите план нашего урока, определив, с помощью каких заданий мы с вами сможем достичь цели урока.
- Откройте учебник на странице 112, найдите наш урок. Так, какие задания помогут нам учиться? (давай подумаем, обрати внимание, выполнение упражнений в группах и парах, выполнение трудного задания)
3. Усвоение новых знаний.
- Ну, что начнем?
- Посмотрите на рисунки. (Слайд 1)
Можно ли, одним словом назвать все эти предметы? Каким? (стол)
- (Ученик) выйди и покажи мне стол. (выполняет).
- Ни этот.
- (Ученик) выйди и покажи мне стол. (выполняет).
- Ни этот.
- Что же мне нужно сказать, чтобы вы точно показали тот стол, который мне нужен? (сказать точнее, конкретнее)
Назовите точное название каждого стола.
(журнальный стол,
письменный стол,
обеденный стол,
теннисный стол) (Слайд 1)
Стол – это слово. А это (показываю)? (словосочетания)
- Сравните, что точнее, конкретнее называет предмет – слово или словосочетание.
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на 112 странице.
4. Первичная проверка понимания изученного.
-Ну, а теперь потренируемся составлять и записывать словосочетания, выполнив упражнение 1 на странице 113. Прочитайте задание. Всё понятно?
- Какую помощь вам предлагает автор, чтобы правильно выполнить упражнение. (образец и слова для справок)
- Работать я предлагаю по вариантам:
1 вариант – составляет и записывает словосочетания, называющие предметы,
2 вариант – признаки,
3 вариант – действия.
А на доске эти задания выполнят … (вызываю 3 учеников и затем проверяю правильность выполнения)
Приступайте к выполнению.
- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа, сравнив с ответами на доске. Шкала для оценивая представлена на доске.
5. Актуализация знаний. Усвоение новых знаний.
- Продолжим нашу работу с рубрикой «Давай подумаем».
- Предлагаю поразмышлять и сравнить предложение и словосочетания, выписанные из этого предложения.
- Поработайте парами, фиксируя ответы в табличку. Если ответ положительный, то ставите знак «+», если отрицательный, то «-«.
|
Словосочетания |
Предложения |
1. |
Выражает законченную мысль. |
|
|
|
|
2. |
Можно определить вид по цели высказывания. |
|
|
|
|
3. |
Можно произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией. |
|
|
|
|
4. |
Входит в состав предложения. |
|
|
|
|
- А теперь, глядя на результаты таблицы, давайте попробуем сделать вывод о том, чем словосочетание отличается от предложения.
- Давайте проверим, правы ли мы. Сравним с выводом в учебнике на 114 странице.
6. Проверка понимания изученного.
- А теперь я предлагаю выполнить творческое задание. Упражнение 2. Как вы будете работать? (в парах) Прочитайте задание. Что нужно сделать? Будьте внимательны, у вас должно получиться одно большое предложение. Приступайте к работе.
-Давайте проверим, какое предложение у вас получилось. Посмотрите на слайд и оцените каждый свою работу. (Слайд 2)
7. Физминутка.
–
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Найдите на странице 114 диалог. Что такое диалог?
- Прочитайте его парами по ролям.
- (Ученики) прочитайте по ролям вслух выразительно.
- Как вы думаете, чем являются слова и словосочетания далеко, в гости, к бабушке, надолго, на две недели? (Предложением, так как они произносятся с определенной целью и интонацией.)
- Например, предложение В гости? Определите, какое оно по цели высказывания и по интонации. (вопросительное, невосклицательное)
- А на Две недели? (повествовательное, невосклицательное)
- Эти предложения называются неполными, подробно о них вы узнаете в старших классах.
8. Закрепление изученного.
-А закончить наш урок предлагаю очень интересным упражнением 4 на странице 115. Какая форма работы предстоит? (групповая) Мне очень интересно посмотреть, какая группа сработает слаженней, правильней и быстрей. Группы будут вариантные. Сформируйте их.
- Внимание, задание.
- У вас на листах А4 напечатано предложение и даны различные сочетания слов. Приклейте под этим предложением только словосочетания и определите, какой частью речи является главное слово в каждом словосочетании.
- Приступайте к работе.
- Какие словосочетания вы выбрали?
- Какие сочетания остались? Почему?
- Вывесите на доску свои небольшие проекты. Возвращайтесь на свои места.
9. Информация о домашнем задании.
- А дома я предлагаю вам сделать интересное упражнение 3 на странице 115. Запишите задание в дневник.
10. Подведение итогов.
- Какую цель мы ставили перед собой?
-Как вы думаете, достигли ли мы цели?
- Что нового вы узнали?
- А какие действия помогли достичь цели?
11. Рефлексия.
- А сейчас подойдите ко мне. В классе я повесила три высказывания:
1. Мне было интересно.
У меня все получилось!
2. Мне было интересно,
но я не все понял.
3. Увы! Я ничего не понял.
- Подумайте, какое высказывание подходит именно каждому из вас. Подойдите к нему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.