Урок русского языка в 5 классе. Имена собственные и нарицательные.
Оценка 4.7

Урок русского языка в 5 классе. Имена собственные и нарицательные.

Оценка 4.7
doc
21.11.2023
Урок русского языка в 5 классе. Имена собственные и нарицательные.
имена существительные собственные и нарицательные..doc

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»

 

5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

1) обучить учащихся делению существительных на собственные и нарицательные; 2) совершенствовать орфографические навыки учащихся; 3) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 4) развивать словарный запас учащихся; 5) воспитывать интерес к уроку русского языка.

Оборудование: компьютер, презентация №8, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.).

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

- Тема нашего урока: «Имена существительные собственные и нарицательные» (слайд 1).

Имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Существительные собственные – это название отдельных лиц, единичных предметов (например, Анна, Москва). Существительные нарицательные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (например, человек, птица) (слайд 2).

Рассмотрим более подробно имена собственные (слайды 3, 4). Обратим внимание на таблицу, в которой приведено много примеров собственных существительных, прочитаем их, обсудим и постараемся запомнить (слайды 5, 6).

Ещё один важный момент, который стоит запомнить. Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные – в собственные (слайд 7).

Первичное закрепление

Упр. 483.

Физкультурная минутка

Закрепление материала. Формирование знаний, умений и навыков

- Объяснительный диктант.

1. С большим интересом мы обсуждали повесть Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». 2. В кинотеатре «Россия» шел новый фильм.

Задание: запишите нарицательные существительные, соответствующие картинкам. Подберите к первому столбику имена собственные (слайд 8).

Задание: сначала выпишите предложения, в которых собственные имена обозначают имена людей и клички животных; затем предложения, в которых имена нарицательные употреблены как имена собственные. Вставьте пропущенные орфограммы; Постройте схему третьего предложения (слайд 9).

- Упр. 492 (устно).

- Задание: выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные существительные, соотнеся их друг с другом  (слайд 10).

Способ проверки – самопроверка (слайд 11).

- Задание: Спишите текст.Найдите собственные имена существительные, произведите орфографический разбор (слайд 12).

Образец: Россия – собств. (название страны), Мария – собств. (имя)

Сколько их, детинцев, на Руси! Кремли: в Новгороде, в Казани, в Рязани, в Вологде… Ярославль, Суздаль, Переславль-Залесский, Владимир…

Монастыри-крепости: Кирилло-Белозерский, Горицкий…

Земляные валы: Белозерский, Дмитровский…

Башни: Сухаревская…

Ворота: Красные, Мясницкие…

Скрыли, снесли многие стены, башни, монастыри, кремли.

Зачем башни, ворота?.. Только для красоты?..

(отрывок из дневника А. Яшина)

-Используя толковый словарь, объясните значение слов детинец, вал.

- Давайте ответим на вопросы, поставленные автором.

- Текст Яшина был написан в шестидесятые годы 20 века. Изменилось ли в наше время отношение к памятникам старины?

Подведение итогов урока

Выполнить письменно карточку на изученную орфограмму (КАРТОЧКА по теме «Имена существительные собственные и нарицательные») (Приложение 4).

Выставление оценок

Домашнее задание (слайд 13)

Запишите названия ваших любимых книг и фамилии их авторов.

 Расскажите (устно), за что вы любите названное вами произведение.

КАРТОЧКА

по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

1.Задание: приведи по 5 примеров собственных имен существительных в каждую колонку.

Фамилия

Имя

Отчество

Название реки

Название города

Кличка животного

 

2.Задание: напишите напротив имени собственного созвучное ему имя нарицательное, пояснив его значение в скобках.

Орёл (название города) – ____________ (                                                          );

«Огонёк» (название журнала) – ____________ (                                               );

Лев (имя) – ____________ (                                                                     );

«Сентябрь» (стихотворение Н.А. Заблоцкого) – ____________ (                     );

Даль (фамилия русского писателя,   составителя «Толкового словаря…» – ____________ (                                      );

Близнецы (знак зодиака) – ________________  (                                               );


Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные» 5 класс

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные» 5 класс

С большим интересом мы обсуждали повесть

С большим интересом мы обсуждали повесть

Расскажите (устно), за что вы любите названное вами произведение

Расскажите (устно), за что вы любите названное вами произведение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2023