Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Тема |
Прямая речь |
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) |
Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия |
Прямая речь, кавычки, слова автора |
Решаемые проблемы |
Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? |
Деятельностный компонент урока |
Уметь: - находить прямую речь в предложении; - расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; |
Формы обучения |
Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения |
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения |
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Эмоционально-ценностный компонент урока |
Знакомство с произведениями художественной литературы. |
Оборудование |
ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, учебник. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
Организационный момент |
Здравствуйте,
ребята!
Вы
пришли сюда учиться, |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
Актуализация знаний Мотивация к учебной деятельности |
Прочитать предложение. Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Выделить грамматические основы, сделать вывод: простое это предложение или сложное. Составить схему данного предложения. Произвести синтаксический разбор предложения. Из какого произведения взято предложение? Прочитайте предложения. Чем они различаются?
1) А.С.Пушкин писал, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. 2) А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек . Добрым молодцам урок!» - Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени поэта? Какие слова вводят высказывание А.С.Пушкина? Одно из этих предложений с прямой речью. Какое? |
Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение.
|
|
Определение целей урока |
-Какова же тема нашего урока? -Какова же цель нашего урока? · Как отличить от других предложений предложения с прямой речью? · Что такое прямая речь? · Как оформить на письме предложения с прямой речью? Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для нас здесь знакомо? Слово речь нам знакомо? А чего мы не знаем? ( прямая речь ) Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая). Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «»( кавычки). Обратите внимание, как пишется прямая речь. С прописной буквы. Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания) Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П», но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а. Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого мы позовем на помощь еще знаки препинания «:» и «-». Разбираем схему: когда и какой знак мы будем писать? А: «П.?!» «П,!?» - а. Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-». Мы только что вывели с вами правило. Давайте проверим по учебнику, правы ли мы? Чтение теоретического материала на странице 113. Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь) Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д. |
Учащиеся формулируют тему урока.
Учащиеся обсуждают ситуацию.
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
|
|
Практическая часть урока |
Поп Балде в ответ: "Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?" Отпустил старик рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: "Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе". Плюнул царь: "Так лих же: нет! Ничего ты не получишь. Сам себя ты, грешник, мучишь; Убирайся, цел пока; Оттащите старика!"
1.
Если слова автора стоят перед прямой речью,
то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое
слово) и заключается в кавычки. Если данном случае в прямой речи предложение,
требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти
знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего
собой собственно прямую речь, требуется точка, то она ставится за кавычками. «Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу», - говорит мудрец в ответ. "Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?" - молвил он, Вышиб дно и вышел вон. "Распроклятая ты мошка! Мы тебя!" – кричит баба Бабариха. Работа с учебником . Прочитать правила на странице 113, 114 |
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий. |
|
Физкультминутка |
Вспомним отрывки из «Сказки о мертвой царевне…». Нужно прочитать наизусть отрывки с прямой речью. |
Выполняют упражнения |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
1. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, 2. Князь Гвидон ей отвечает: 3. В тот же день царица злая, 4. Чуть опасность где видна Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается. Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик». 1. |
Анализируют, сопоставляют и обобщают.
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
2. Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда». 3. “Там, в лесу, стоит одна, - отвечает ей она. 4. Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?” 5. “Я не сержуся», - тихо молвила она. 6. Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»
|
|
|
Включение в систему знаний и повторения |
Восстановление текста
|
Вписывают ответы. |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Оцените свою деятельность на уроке |
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
1) выучить правила 2)выполнить упражнения 249, 250
|
Записывают задание. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.