Урок русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь"

Оценка 4.8
doc
26.10.2022
Урок русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь"
pryamaya_rech_fros_5_klass.doc

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс      5

Тема

Прямая речь

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

                            

  •  Предметные: . развить умение формулировать определение понятий;
  • ввести понятие предложения с прямой речью;
  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения

Метапредметные:        

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.   

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценкуустойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить прямую речь  в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные:  карточки с  заданиями,  учебник.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!                                                                                                                                Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

Актуализация знаний

Мотивация к учебной деятельности

Прочитать предложение.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Выделить грамматические основы, сделать вывод: простое это предложение или сложное.

Составить схему данного предложения.

Произвести синтаксический разбор предложения.

Из какого произведения взято предложение?

Прочитайте предложения. Чем они различаются?

 

1) А.С.Пушкин писал, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

2) А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек . Добрым молодцам урок!»

- Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени поэта? Какие слова вводят высказывание А.С.Пушкина?

 Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?

Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение.

 

 

Определение целей урока

-Какова же тема нашего урока?                                         

-Какова же цель нашего урока?

·        Как отличить от других предложений предложения с прямой речью?

·        Что такое прямая речь?

·        Как оформить на письме предложения с прямой речью?

Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для  нас здесь знакомо?

Слово речь нам знакомо?

А чего мы не знаем? ( прямая речь ) Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).

Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «»( кавычки).

Обратите внимание, как пишется прямая речь. С прописной буквы.

Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания)

Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П», но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а.

Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого мы позовем на помощь еще знаки препинания «:» и «-».

Разбираем схему: когда и какой знак мы будем писать?

А: «П.?!»       «П,!?» - а.

Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-».

Мы только что вывели с вами правило. Давайте проверим по учебнику, правы ли мы?

Чтение теоретического материала на странице 113.

Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком  пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)

Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь:

Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.

         

 

 

Учащиеся  формулируют тему урока.

 

 

 

 

Учащиеся обсуждают ситуацию.

 

 

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

 

 

 

 

 

 

Практическая часть урока

Поп Балде в ответ: "Нужен мне работник: 
 Повар, конюх и плотник. 
 А где найти мне такого 
 Служителя не слишком дорогого?" 
 
 Отпустил старик рыбку золотую 
 И сказал ей ласковое слово: 
 "Твоего мне откупа не надо; 
 Ступай себе в синее море, 
 Гуляй там себе на просторе".
 
 Плюнул царь: "Так лих же: нет! 
 Ничего ты не получишь. 
 Сам себя ты, грешник, мучишь; 
 Убирайся, цел пока; 
 Оттащите старика!" 
 

1.                                                            Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то она ставится за кавычками. 
Графически это выгладит так:
 
А: "П? " А: "П! " А: "П".
2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся тоже ставятся ВНУТРИ КАВЫЧЕК, если же в конце предложения, представляющего собой собственно прямую речь, требуется точка, то ВМЕСТО ТОЧКИ ЗА КАВЫЧКАМИ ставится запятая.
 
Это графически выгладит следующим образом:
 
"П? " - а.
"П! " - а.
"П", - а.

«Подари ты мне девицу, 
 Шамаханскую царицу», - 
 говорит мудрец в ответ.
 
 "Как бы здесь на двор окошко 
 Нам проделать?" - молвил он, 
 Вышиб дно и вышел вон. 
 
"Распроклятая ты мошка! 
 Мы тебя!" – кричит баба Бабариха.
 
Работа с учебником . Прочитать правила на странице 113, 114

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

 

Составление учащимися плана действий.

 

Физкультминутка

Вспомним отрывки из «Сказки о мертвой царевне…». Нужно прочитать наизусть отрывки с прямой речью.

Выполняют упражнения

 

Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

 

1.      «Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.

2.      Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть тоска меня съедает...»

3.      В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»

4.      Чуть опасность где видна
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся,
И кричит: «Кири-ку-ку,
Царствуй, лёжа на боку!»

Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик».

1.                               

 Анализируют, сопоставляют и обобщают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

2.                              Вот он кричит: «Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда».

3.                              “Там, в лесу, стоит одна, - отвечает ей она.

4.                              Вот из моря вылез старый Бес: “Зачем ты, Балда, к нам залез?”

5.                              “Я не сержуся», - тихо молвила она.

6.                              Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам, господа!»

 

 

 

 Включение в систему знаний и повторения

Восстановление текста

  • Прямая речь –это  ________какого-либо лица , передаваемое дословно. 
  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. 
  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. 

 

Вписывают ответы.

 

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Оцените свою деятельность на уроке                                                                 

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) выучить правила

2)выполнить упражнения 249, 250

 

Записывают задание.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока Предмет русский язык

Технологическая карта урока Предмет русский язык

Эмоционально-ценностный компонент урока

Эмоционально-ценностный компонент урока

Кому принадлежат выделенные слова?

Кому принадлежат выделенные слова?

Разбираем схему: когда и какой знак мы будем писать?

Разбираем схему: когда и какой знак мы будем писать?

Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего…

Если данном случае в прямой речи предложение, требующее постановки вопросительного или восклицательного знаков, то эти знаки ставятся внутри кавычек, если же в конце предложения, представляющего…

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1

Включение в систему знаний и повторения

Включение в систему знаний и повторения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022