Урок русского языка в 5 классе "Повторение изученного в начальной школе. Орфография. Правописание Ь и Ъ"

  • doc
  • 16.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание разделительных ь и ъ.doc

Тема. Повторение изученного в начальной школе. Орфография. Правописание

разделительного мягкого (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков

Цель: актуализировать знания учащихся о правописании Ъ и Ь знаков, отработать  умение правильно писать ь и ъ.

Планируемые результаты:

Предметные: знать правило употребления разделительных ъ и ь, уметь находить в словах разделительные ъ и ь и разграничивать их.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

                                                       Ход урока

1.      Организационный  момент  

2.   Проверка д/з

      1. Фронтальный опрос по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

      2. Упр. 49 ( по Ладыж., запись под диктовку 2-ого абзаца упр.).

3. Объявление темы урока, постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности  обучающихся.

      1) Запись под диктовку.

                  Подъём, объезд, предъюбилейный, съязвить, семья ,серьёзный,  вьюга, воробьи, колье.

      2) Беседа:

- Что, на ваш взгляд, объединяет данные слова?

      - Как вы думаете, какой будет тема урока?

      - Какие задачи поставим на этот урок?

4. Работа по теме урока.

1)  Актуализация знаний обучающихся о ь и ъ знаках и их правописании

            А) вспоминаем правило:

  Чтение стихотворения .

– Не чересчур ли ты добряк? – 
Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.
– Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
– Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
– Друзья! Наш разговор – никчемные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны оба чести, 
Когда стоите в нужном месте.

 

 - Что общего у ъ и ь знаков? В чем различие?

- Почему они разделительные?

- Когда мы пишем ь, а когда ъ?

- Какой знак всегда пишется перед буквой и?

            Б) проверяем правильность по учебнику (с.23 Ладыж.);

            В) графическое обозначение орфограммы ( выделяем орфограмму в словах, записанных под диктовку 3) 1).

2) Работа по учебнику

                        Упр.54, 56 с последующей проверкой.

Физминутка. 



3)  Игра «Доскажи словечко»

- Запишите одним словом:

1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах  (портьера)
2. Непригодный для еды (несъедобный)
3. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом  (интервью)
4. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п. (колье)
5. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных (вольер)
6. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие (курьез)
7. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.(отъезд)

8. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления (объявление)
9.  Сильная метель, снежная буря (вьюга)
10. Место, по которому въезжают куда-либо (въезд)
4) Выборочно-распределительный диктант

- Выпишите слова в 2 столбика: с разделительным Ъ и разделительным Ь



1) Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

Ответ: сапоги.

 

2) Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

Ответ: часы.

 

3) Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

Ответ: мяч.

4) От рожденья он усат,

А совсем не ест мышат.

Но зато в реке, бывает,

Даже раков он глотает.

Ответ: сом.

 

5) Было СЕЛИ,

Стало СЪЕЛИ,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Ответ: Твёрдый знак.

 

6) Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!

 

7) Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка


 

- Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Как обозначили орфограмму?

- Какие слова оказались во втором столбике? Почему?

 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест

1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

а) с…езд, под…ём, об…явление;

б) об…ективный, в…юга, раз…яснить;

в) в…езд, с…ёмка, б…ётся.

 

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

а) сер…ёзный, павил..он, раз..езд;

б) с…ел, руж…ё, интерв…ю;

в) кол…я, бар…ер, вороб…и.

6. Домашнее задание

            П.12 (с.23, Ладыж.), упр.57.

7. Рефлексия.

 

 


 

9. Обобщение полученных на уроке сведений.

- Вспомните стихотворение, которое звучало в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы завершили работу  и показали законные места Ъ и Ь. Давайте еще раз назовем, когда и где пишутся разделительные Ъ и Ь.

10. Домашнее задание

П. № 12, правило на стр. 30, упр. № 57