Тема. Повторение в начальной школе. Состав слова
Цели: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Состав слова»; повторить разбор слова по составу; выявить пробелы обучающихся по данной теме;
развивать внимание, логическое мышление, речь обучающихся;
воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: ценностное отношение к русскому языку; умение принимать себя и других, не осуждая.
Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; объяснять причины достижения (недостижения) результата дея тельности.
Предметные: распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка д/з.
Упр.57 (учебник Ладыж., выборочно диктую слова, дети записывают, орфограмму выделяют графически. В течение урока проверяю несколько работ на оценку.)
3. Объявление темы урока, постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
- Конечно, мы сегодня повторим части слова. А какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
- Почему мы должны хорошо знать части слова и уметь их выделять?
4. Актуализация знаний обучающихся о частях слова.
1) Фронтальная беседа
- Назовите из каких частей может состоять слово?
- А теперь отгадайте, о каких частях речи я буду говорить.
А) В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется...
Ответ: Приставка
Б) После корня он стоит, Перед окончанием.
Его я, если заменю, Другое слово получу.
Обозначу уголком. Называю домиком ( суффикс ).
В) Я у дуба. Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту ( корень ).
Г) На конце любого слова (ОКОНЧАНИЕ) ищет Вова.
Д) Окончание отбросим
И останется … ( основа ).
- А если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Окончание обведем.
Наши действия — не вздор,
По составу то...
Ответ: Разбор
- Давайте еще раз назовем все части слова и скажем, где они стоят.
- Для чего служат приставка и суффикс?
- Для нужно окончание?
- Продолжите предложение Сделать разбор по составу – это….
5. Применение знаний и умений
1) Запись под диктовку с грамматическим заданием
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний2 ветер2. С синего неба посылает2 солнце прощальные лучи.
Осенью лес похож на терем расписной2. Хорошо устроиться под белоствольной 2 берёзкой2 и долго рассматривать2 золотые краски леса, лиловый краешек неба
- Выполните разбор слов, отмеченных цифрой 2.
- Какие слова называются однокоренными?
- Подберите и запишите однокоренные слова к словам осенний, солнце,рассматривать.
2) Подбор слов к схемам
Корень + окончание
Приставка + корень+ окончание
Приставка +корень+ суффикс + окончание
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1) Тест
1. Что
такое корень слова?
1) общая часть родственных (однокоренных) слов
2) все одинаковые части в любых словах
3) часть слова без окончания и суффикса
4) то же, что основа слова
2. В
каком ряду во всех словах пропущены только проверяемые безударные гласные в
корне?
1) звёз..ный, ужас..ный, прелестный, ус..ный
2) т..жёлый, скв..рец, в..здушный, т..шина
3) скользкий, мя..кий, поез..ка, про..ьба
4) опас..ность, цв..тной, у..кий, прекрасный
3. Какое
слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
1) покупка
2) веселье
3) карандаши
4) позолота
4. Какие
глаголы не являются однокоренными?
1) принести — унести
2) открыть — прикрыть
3) прибыть — приехать
4) выбежал — отбежала
5. Найди
«лишнее» (см. состав слов).
1) перевозка
2) лесник
3) пришкольный
4) пробежка
6. В
каком ряду все слова имеют приставку ЗА-?
1) (за)ря, (за)пад, (за)шкаф
2) (за)молк, (за)бег, (за)болеть
3) (за)бор, (за)вал, (за)город
4) (за)дний, (за)думка, (за)йка
2) Проверка теста, работа над ошибками.
7. Обобщение
8. Подведение итогов. Рефлексия
«Огонёк общения». Дети передают по кругу сердечко и продолжают одну из фраз:
Сегодня меня порадовало…
Сегодня меня огорчило….
9. Домашнее задание
1) Повторить части слова, разобрать по составу слова переход, тропинка, укладывать, перебежка, зимний, видеть.
2) Повторить части речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.