Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

  • docx
  • 16.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Имя числительное как часть речи.docx

Тема. Имя числительное как часть речи

Цели: обеспечить усвоение учащимися знаний о признаках числительного

как части речи (общее значение, морфологические признаки ,синтаксическая роль в предложении),об отличии числительных от других частей речи с числовым значением; сформировать умение находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные; обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся; воспитывать любовь к родному языку, к природе.

Тип урока –изучение и первичное закрепление новых знаний.

Эпиграф к уроку:

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу , им ей ввиду,

Сказать, который ты в ряду.

                                                                                           П.Чесноков

Оборудование:учебники, карточки с дифференцированными

заданиями, компьютер, диск «Репетитор-тренажер» по русскому языку.

                                              Ход урока

1.Оргмомент

2.Лингвистическая разминка

-Запишите предложение:

Сквозь прошлогоднюю листву пробиваются первые зеленые росточки.

-Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.

-Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

-Назовите непостоянные морфологические признаки слова «зеленые».

-Сделайте синтаксический разбор предложения. (Фронтальная работа. В это время один ученик работает на компьютере, выполняя тестовое задание.)

3.Сообщение темы и постановка задач урока. Мотивация деятельности

-При выполнении синтаксического разбора предложения мы с вами затруднились определить, к какой части речи относится слово «первые».Почему возникло это затруднение?

-Я думаю, что ближе к концу урока мы с вами точно сможем сказать, к какой части речи относится данное слово.

-Прочитайте эпиграф к уроку.(Записан на доске.)

-О какой части речи пойдет речь сегодня на уроке?

-Какова роль числительных в нашей жизни?

-Давайте поставим задачи на данный урок. (Общеклассная работа.)

4.Изучение нового материала.

1)Слово подготовленного ученика о числительном.

-Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – это самая молодая. По частоте употребления числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются числительные 1,2,3,4,5,6,7,10.От них образовано много других частей речи.

Имя числительное - уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! (Индивидуальное задание.)

2)Беседа.

-О том, что числительные часто употребляются в нашей речи, свидетельствует огромное количество фразеологизмов и пословиц.

-Прочитайте шуточное стихотворение И. Иртеньева «Про Семена».

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками,

И зовут его Семен.

-Назовите фразеологизмы, которые встретились в этом стихотворении.

-Объясните их значение.

-Назовите несколько пословиц, загадок, в которых есть числительные.

3) «Исследование» предложений с числительными.

-Запишем в тетрадь несколько предложений с числительными.

1.Два братца через дорогу живут.

2.Два и три – пять.

3.Занятия в школе начинаются в 9 часов 30 минут.

4. Вот восьмой уж день проходит…

-На какие вопросы отвечают записанные вами числительные?

-Что они обозначают?

-Сравните свои ответы с материалами п.59 (стр.138 учебника).

-Что нового узнали из п.59?

-Теперь давайте выясним, какими членами предложения могут быть числительные. В записанных предложениях подчеркните числительные как члены предложения.

-Сделайте вывод о синтаксической роли числительных в предложении.

-Сравните свой вывод с теоретическим материалом учебника (п.59 стр.139).

-Прочитайте правило на странице 139 и ответьте на вопрос о том, как изменяются числительные.

-Определите, какими частями речи являются выделенные слова в следующих предложениях.

Пять мальчиков играли с мячом.- Сегодня я получил пятеркупо истории.

-Сделайте вывод о том, являются ли слова с числовым значением числительными. (Общеклассная работа.)

5.Закрепление материала.

1) Упражнение в разграничении порядковых и количественных числительных. (Карточка №1.)

-В данном тексте подчеркните числительные ,над количественными поставьте букву к. ,над порядковыми – букву п.

Вышел Старик-Годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. М…хнул он рукавом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег тает, луж…к зацв…тает. Как третья тройка вспорхнула, стало жарко, а вылетела четвертая тройка, подул х…лодный ветер и пошли дожди. А птицы-то не простые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь пер…ев. (Индивидуальная работа. Со слабыми учениками работает учитель.)

2) Игра «Кто быстрее ?» (Карточка №2.)

-В данные пословицы и поговорки вставьте числительные .

1.Обещанного … года ждут.

2. … раз отмерь, … раз отрежь.

3.У него … пятниц на неделе.(Работа в парах.)

3) Использование числительных в разговорной речи.

-Объясните, как вы понимаете :

заблудиться в трех соснах;

на все четыре стороны;

в двух словах;

лить слезы в три ручья;

семеро одного не ждут? (Общеклассная работа.)

4) Самостоятельная работа.

-Выполните упражнение №345 (по вариантам, 1вариант – 1-3 предложение,

2 вариант – 4-6 предложение.) (Взаимопроверка.)

6.Рефлексия работы учащихся.

- С какой частью речи мы познакомились на уроке?

-Выполнили ли мы поставленные задачи ?

-Что для вас было полезного на уроке?

-Хотели бы вы что-нибудь изменить в дальнейшей работе?

7.Домашнее задание. (По выбору учащихся. Дифференцированное.)

1) П.59,упр.346 (письменно),упр.348 (устно).

2) П.59, подобрать материал для выборочно-распределительного диктанта, упр.348 (устно).

3) П.59, написать мини-сочинение (с использованием числительных) на тему «Зима».