Урок открытия новых
знаний и способов действий.
Класс: 6
Учитель русского языка и литературы: Зикреева Елена Намозовна
Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах и прилагательных
Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /
Автор-составитель М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова
Методы обучения: Метод проблемного изложения; частично-поисковой;
репродуктивный
Цель |
Содержательная: создание условий для освоения орфограммы «н-нн в суффиксах прилагательных» и включение её в систему знаний. Деятельностная: создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика. Он может решать следующие задачи |
|
Задачи |
1.
Осознать
значимость изучаемого материала, уметь выделять главное. 2. Осознать ценность совместной деятельности 3. Развивать монологическую и диалогическую речь 4. Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 5. Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в изучении творчества местных авторов. |
|
Формируемые УУД |
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причины неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль и осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, анализ и структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач рефлексия условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
|
Основные понятия |
Словообразование имён прилагательных, суффиксы имён прилагательных, исключения, правила. |
|
Ресурсы |
Доска, мультимедиа система, отрывки из произведений русских писателей |
|
Организация пространства |
Индивидуальная работа, групповая работа, работа в паре, самостоятельная работа по эталону |
|
Этапы
урока. |
Деятельность
учителя: Здравствуйте, ребята. Вот что вчера пришло на электронную почту
(слайд 1) «Карта сокровищ» |
Поднимают руки
(счастливые золотые монетки и серебряные монетки) Дети бросают в конверт ту монетку, которая им нравится |
2. Этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Первый этап пути – сесть на корабль «Старый приятель», билет вы можете получить бесплатно, если выполните задание.
Задания
на слайде у каждого в группах.
Учитель:
Итак, какие способы словообразования вы вспомнили. Какие орфограммы вам
встретились? Учитель: оцените свой вклад в работе в группе (Билет на корабль)
|
Выполняют
задания «Билет на корабль –Старый приятель» Слайд-шаблон
Отвечают дети: приставка, суффикс, двойная основа, (не с прил. о-е после шипящих в суффиксах прилаг.) |
Проблемная ситуация. Из каждого ряда слов исключить лишнее слово |
Добрались мы до следующего этапа нашего пути за сокровищами – Остров Неизвестный. Дать ему достойное имя мы сможем, выполнив задание (Слайд 3) «Лишнее слово»
Учитель:
От слов какой части речи образованы эти прилагательные?
Учитель: Что мы нового должны обязательно узнать о новом материале. Слайд 5 «Цель урока» Оцените себя (остров Неизвестный)
Слайд
6 «Таблица со словами красного и синего цвета» Учитель: в каком случае пишется в прилагательных н, или нн
Учитель: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Как можно назвать эту группу слов?
Слайд 7. «Опорная таблица» Предлагаю
изучить вам, ребята, опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения
при дальнейшей работе на уроке. Объясните
правописание н и нн в суффиксах прилагательных, применяя алгоритм рассуждения |
Выполняют задание, выписывая лишнее слово в четвёртую строчку
От
сущ-х
Отвечают: в суффиксах –ин,- ан, -ян с 1 н
Исключения
Только те кто отвечал
|
3. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Физ. минутка |
Остров
мы с вами обошли, пора двигаться дальше. Переда нами опасный участок – залив
Таинственный. Слайд
9. (Распределительный диктант – слова разрезаны, лежат на столе учителя) по
одному выходят к доске и распределяют по столбикам. |
Отвечают: перелететь
Н и нн отвечают 2 слова -исключения |
|
Учитель:
Слайд 10. Ребята, сейчас мы поработаем с вами в парах. Придумайте слова к
картинкам и образуйте с ними словосочетания «прил.+ сущ.» Суффиксы выделите ! |
Гусь, сова, курица, комар, голубь
Гусиный, совиный, комариный, голубиный, куриный |
4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой |
Учитель:
и вот мы добрались до места, где зарыты сокровища. Берём в руки лопаты и
копаем. Кто быстрее докопается до тайны. Учитель:
Перед вами задания разной сложности. Выберите, выполняйте командой. |
Задание
А (повышенной сложности)
Читают полученные тексты, сверяют с эталоном
Деревянный, стеклянный, румяный |
5. Этап включения в систему знаний и повторения. |
Сундук открыт? Кто у нас оказался самым внимательным и помог открыть сундук? Оцените себя! |
Открыт! |
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Путешествие
закончилось. Наш знаниевый багаж пополнился чем-то новым. Вы оценивали себя
на каждом этапе пути. Возьмите монетку из сундука, они нам уже не нужны, и
бросьте её туда, куда посчитаете нужным. Если вы сегодня усвоили тему и
знания вам пригодятся в дальнейшем, то опустите монетку в чемодан, если
знания вам ещё нужно переработать, переосмыслить, то опустите монетку в
мясорубку, а если считаете, что они вам не пригодятся, то монеткам вашим
место в корзинке. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.