Урок русского языка в 6 классе в форме брейн-ринга на тему «Глагол. Повторение и закрепление материала».
Оценка 4.7

Урок русского языка в 6 классе в форме брейн-ринга на тему «Глагол. Повторение и закрепление материала».

Оценка 4.7
Игры
docx
25.11.2022
Урок   русского   языка в  6 классе в  форме  брейн-ринга  на  тему «Глагол. Повторение  и   закрепление материала».
Интересно, что в переводе с греческого языка слово «школа» означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался magisterLudi, то есть «учитель игр». Сегодня школа перестала быть досугом, но игровая методика популярна в обучении и сейчас. Игра облекает познание мира в такие формы, которые не характерны для обычного обучения: здесь и фантазия, и поиск ответа, и новый взгляд на уже известные факты и явления. Игра - это радость. А где радость, там успех. Предлагаю вашему вниманию разработку урока русского языка в 6 классе на тему «Глагол. Повторение и закрепление материала» в форме брейн – ринга.
Глагол1.docx

Интересно,   что в переводе  с греческого языка слово «школа» означает «досуг»,  а  учитель  в Риме, обучавший основам знаний, назывался magister Ludi, то есть «учитель  игр».  Сегодня школа  перестала быть  досугом,  но  игровая методика популярна в обучении  и сейчас.  Игра облекает  познание  мира  в такие  формы, которые  не характерны  для  обычного  обучения: здесь и  фантазия, и  поиск  ответа, и новый взгляд на  уже  известные факты и  явления.  Игра  -   это   радость. А где   радость, там успех.

Предлагаю вашему  вниманию  разработку  урока  русского  языка в 6  классе на  тему «Глагол. Повторение и  закрепление  материала»  в форме брейн – ринга.

Урок   русского   языка в  6 классе в  форме  брейн-ринга

 на  тему «Глагол. Повторение  и   закрепление материала».

 

Цели   урока: в  игровой   форме повторить материал  по  разделу «Глагол»,  пробудить  интерес   к  предмету  русский   язык; способствовать развитию и  совершенствованию  речевых   умений  и  навыков; воспитывать  чувство  сотрудничества  и повышать   уровень   самостоятельности   учащихся.

Оборудование: плакат   с   цитатой  из А.М.Пешковского «Глаголы – это  слова, оживляющие   всё,  к чему  они  приложены», колокольчик,  секундомер,  карточки для выполнения письменных  заданий, компьютерная  видеотехника, экран, флешкарта с записью правильных  ответов и музыкального  сопровождения.

Правила   проведения   брейн-ринга.

1.     Класс  делится на  команды по 6  человек, которые  играют  одновременно.  Каждая команда выбирает себе  краткое   название   и   лидера, который в  процессе  игры  назначает  отвечающего.  

2.     Учитель     озвучивает задание, задаёт   вопрос и  даёт команду к  старту колокольчиком. После  чего   лидер  группы  имеет  право   поднять   руку,  что  означает  готовность   команды отвечать.  Затем один  из  участников   должен    дать правильный  и  полный   ответ  на  вопрос. Правильность  ответов   и   дополнений   контролирует   учитель.

3.     Если  одна  команда   дала  неправильный  ответ, другие   группы   соревнующихся  получают  право предоставить    свой   вариант, используя   перед  этим 20  секунд на   размышление.

4.     Если  лидер   группы   поднял руку  до   объявления старта,  учитель   говорит: «фальш-старт» и  команда   лишается   права   на  ответ.

5.     Каждый  правильный, полный  ответ оценивается  в  1 балл, существенное   дополнение -  в 0,5 балла, правильное  выполнение    задания   - в  3 балла. Учитываются баллы   только   той  команды, которая  первой   дала   ответ   или  первая  дополнила   его.

6.     Статистику игры, оглашение   промежуточных  результатов, игровой счет команд ведёт  ответственный  секретарь  игры.

     ( выборное   лицо, желательно  из  старшеклассников).

7.     После  выполненного  задания, и  добавлений всех команд для объективности    оценивания  результатов правильные ответы  проецируются  на   экран.(ещё   один  старшеклассник   за   компьютером). Учитель   комментирует:  услышанное   сравнивает  с   увиденным.

8.     В   завершении   игры   оглашается   общий  счёт   и  объявляется команда-победитель. Лидер   каждой команды  указывает на  члена  своей группы,   который   оказался самым   результативным. Они тоже   поощряются  хорошей оценкой,  небольшими   сувенирами).

Вопросы   и   задания  к  брейн-рингу по  теме «Глагол»

1)    «Позвольте представиться: Глагол!»

Продолжите:

Ø Глаголы  изменяются по…  .

Ø В настоящем  и  будущем времени  глаголы…,

Ø а в прошедшем  времени…  .

Ø В предложении глагол обычно выполняет  роль…  .

(Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или   будущего времени. В  настоящем  и   будущем  времени  глаголы  изменяются   по   лицам и  числам, а   в  прошедшем  времени  -  по  родам (  в  единственном   числе). В  предложении  глагол обычно выполняет  роль   сказуемого).

2)    «Глаголом  жги   сердца   людей».  Роль  глаголов   в  речи.

Продолжите  примеры  глаголов, называющих  различные  действия:

1.     связанные   с  трудовой   деятельностью: делать, …, …, … .

2.     связанные  с  умственной  и  речевой  деятельностью: говорить, …, …, … .

3.     называющие перемещение  и  положение  в  пространстве: идти, …, …, … .

4.     называющие  различные состояния  человека: грустить, …, …, … .

5.     называющие  состояние  природы: вечереет , …, …, … .

 

3)    «Краткость-сестра таланта».  Замена фразеологизмов синонимичными   глаголами.

                                  Например: клевать  носом  -   засыпать.

Зарубить  на  носу,  унести  ноги,  по миру  ходить, надуть  губы, намылить  шею,  действовать  на  нервы.

(Запомнить, убежать, побираться (нищенствовать), рассердиться (обидеться), побить (отругать),  раздражать (нервировать).

 

4)    «Делать? Или  сделать?-  вот  в   чём  вопрос.» Инфинитив.

Что   такое  инфинитив?

(  Инфинитив - начальная,  неизменяемая  форма  глагола, отвечает  на   вопросы  что   делать? (бежать, петь,  нести), что делать?     (прибежать,  спеть,  принести). Инфинитив  только   называет  действите, но   не  указывает   ни  на  время, ни  на  лицо, ни  на  число.)

Найдите  спрятанные здесь глаголы в  форме   инфинитива, укажите  их  количество:

            Надевать,  одеть, смотрит, нести,  стричь, стерегла, бояться,   переживаем, заманить, печь, беседовал, беседовать, мести  радоваться, иронизировал,  беречь,  стерегли, жить.

( Глаголы  в  форме   инфинитива: надевать, одеть, нести   стричь, бояться, заманить, печь,  беседовать, мести,  радоваться, беречь, жить- всего  12  глаголов  в  форме   инфинитива)

 

5)    «Я  возвращаю  Ваш   портрет».  Возвратные   глаголы.  

Вопросы:

Ø Назовите  несколько  возвратных глаголов. Почему они   так   называются?

Ø Как  пишутся возвратные  глаголы  в  неопределённой  форме?

Ø Входят  ли  в  основу  слова  возвратные  суффиксы  -ся (сь)?

Ø Могут  ли  возвратные глаголы  быть  переходными?

(глаголы  с возвратным значением так  называются, потому что они  показывают, что  действие переходит на  того, кто  это  действие   совершает (возвращается  к производителю  действия),

 возвратные   глаголы   в  неопределённой  форме   пишутся   с  Ь  в –тЬся.  Проверяем  вопросом: что (с)делатЬ?

 Являясь  формообразующим,  суффикс –СЯ (СЬ) стоит   в   глаголе   после окончания   и   входит  в  разорванную  основу.

Возвратные   глаголы   не     могут   быть   переходными,  так   как   действие   не   переходит   на   предмет,  а   возвращается   к  производителю.

Задание:

Заменить  сочетания  возвратными  глаголами.

Прийти  к соглашению  путём переговоров

договориться

Говорить  друг с другом шёпотом

 

Посмотреть   назад

 

Посмотреть  друг   на  друга

 

Быть  нерешительным  в своём   мнении

 

Испытывать  чувство  волнения

 

Совершать круговые  обороты вокруг своей  оси

 

(Шептаться, оглянуться, переглянуться, колебаться, волноваться, вращаться)

6)      «Совершенство   несовершенного».  Виды  глагола

Вопросы:

Ø Какие  виды  глагола существуют?

Ø Что  обозначают  глаголы совершенного вида?  Несовершенного?

Ø Что  такое   видовые   пары   глагола?

(Глаголы бывают   совершенного и   несовершеннного   вида.      

             Глаголы  совершенного  вида отвечают  на   вопрос  что сделать? И указывают  на   результат действия,  на   его   завершённость  могут  обозначать  однократные   действия, а   также  начало  и  окончание    действия.

            Глаголы несовершенного  вида отвечают  на   вопрос  что делать? и указывают на  продожительнось  и  повторяемость  действия.

          Вид  глагола определяется   по   наличию или отсутствию приставки  с   в   вопросе:  что делать?- писать – несоверш. вид,  что  сделать? -   написать  - соверш.  вид.

          Глаголы  совершенного  и  несовершенного  вида  могут   иметь   одинаковое  лексическое   значение, тогда они   образуют  видовую   пару: делать – сделать, сажать  -  посадить, достигать  -  достигнуть. В  видовой  паре глаголу несовершенного  вида   соответствует   глагол совершенного  вида  с   тем   же   самым  лексическим  значением.

    

Задание:

            Распределите в  таблице  данные  глаголы   по видам:

      Снять, идти, размечтаться, адресовать, заплакать, трясти, наказать,  помечтать, существовать, тосковать,  класть,  брать, миновать,  дирижировать, положить, сказать, петь.

Командам  предлагается  таблица:  

Глаголы  совершенного  вида

Что   сделать?

Глаголы  несовершенного  вида

Что   делать?

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

( снять,размечтаться,адресовать,  заплакать. наказать, помечтать,миновать, положить,сказать, размечтаться).

(идти,адресовать,  трясти,  существовать, тосковать, класть,  брать,   дирижировать, петь).

Ø Почему   глагол  «адресовать»  записан   в    первую   и   вторую    колонку   таблицы?

   (Это  глагол  двухвидовой – употребляется  в  значении  как   совершенного,(надо (что   сделать?)   адресовать  поздравления виновнику  торжества),   так  и  несовершенного   вида. Адресуем , адресуем (что    делаем?), а  толку   нет.

                  

6.     «К  действительности  наклоняясь».  Наклонения глагола.

Вопросы:

Ø Назовите  наклонения глагола. (Изъявительное, условное (сослагательное),   повелительное).

Ø В каком  наклонении глаголы  изменяются   по   временам?

( Глаголы  в изъявительном  наклонении изменяются  по  временам, т.е. бывают   в  настоящем, прошедшем и   будущем  времени).

Ø Как  образуется   форма  условного (сослагательного)  наклонения? Как   пишется   частица  бы с глаголами? Где  она  может   находиться в  предложении?

(Глаголы   в   условном (сослагательном)   наклонении  образуются от  основы  неопределённой  формы при  помощи  суффикса –л- и  частицы бы(б).

Эта  частица   может  стоять после  глагола  и  перед  ним, может  быть  отделена   от   глагола   другими  словами.

Частица  бы   с  глаголами  пишется    раздельно).

Ø В  каких  формах употребляются  глаголы  в   повелительном наклонении?  Приведите  примеры.

(Глаголы  в  повелительном  наклонении употребляются   обычно в  форме   2-го лица, единственного  и множественного  числа).  

Ø Что  надо  знать  о   правописании  мягкого  знака в  повелительном  наклонении   глаголов?

( На конце  глаголов   в повелительном   наклонении  после мягких  согласных  и  шипящих пишется   буква Ь. Мягкий   знак   в  повелительном   наклонении сохраняется  перед  -ся и – те).

7.     «На   первое -  второе   рассчитайсь!» Спряжение   глаголов.

Задание:

Вставьте  пропущенные  буквы. Определите  спряжение  глаголов.

1.     Я сп…шу   домой. – Я сп…шу   этот   текст.

2.     Я  буду  в  театр…. – Я бужу  товарища.

3.     Ты  буд…шь   в  театре? – Ты буд…шь   товарища?

4.     Мы  ед…м  свежие  овощи. – Мы ед…м на  экскурсию.

5.     Весной  та…л  снег. – Лес  та…л  какую-то   загадку.

6.     Вася   посв…тил   мне   фонариком. – Вася посв…тил  мне  стихи.

(спешу-2спр.,  спишу-1спр.,  буду-1спр.,  в театре,  бужу-2спр., будешь-1спр., будишь-2спр.,  едим- особо спряг.,  едем-1спр., таял-1спр.,  таил-2спр.,  посветил -2спр.,  посвятил-2спр.).

                      Вопросы:

Ø Перечислите  разноспрягаемые  глаголы. Почему  они   так   называются?

(Разноспрягаемые  глаголы: хотеть,   бежать.

Разноспрягаемые   глаголы  - это особый   вид  глаголов, которые  при изменении  по  лицам  и  числам  имеют  окончания  то 1, то 2 спряжения.  К  ним  относятся   глаголы  бежать  и  хотеть, а  также  приставочные   производные   от   них).

Ø В  чём  особенность  спряжения глаголов   дать,  есть? Можно  ли  их  отнести  к  разноспрягаемым?  Почему?

(Особенность  глаголов дать  и  есть  состоит  в  том, что  они  имеют  особые  личные  окончания в   единственном   числе, которые   не   совпадают   ни  с  одним из  спряжений.  Разноспрягаемыми   их  тоже   назвать   нельзя, так   как  разноспрягаемые  глаголы  спрягаются   частично по 1 спряжению, частично по 2-ому,  а  у глаголов  есть  и   дать свои  особые  окончания  в   единственном  числе).

8.«Нет   лица   у  огольца».  Безличные   глаголы.

              Вопросы:

Ø Какие  глаголы   называются   безличными?  Приведите  примеры.

(Глаголы, которые  обозначают  действия, происходящие  сами по  себе, без  действующего  лица (предмета), называются    безличными). 

Ø Какие   явления   могут  обозначать  безличные  глаголы?

( Безличные  глаголы   могут  обозначать   физическое  состояние   человека   и  явления  природы).

Ø В каких  формах   употребляются    безличные   глаголы?

(В изъявительном   наклонении  в  форме  3л. ед.числа ( в  настоящем  и   будущем   времени) и в форме   ср. р.  ед.ч. (прошедшего  времени). А также  в  условном   наклонении   и  в  неопределённой  форме).

Ø Могут  ли  личные   глаголы   употребляться в   значении безличных?  Приведите  примеры.

(Могут. Например: Сирень приятно  пахнет. (личный гл.) – В саду  пахнет (безличный  гл.) сиренью.)

Ø С помощью  чего  можно  из  личных   глаголов образовать    безличные?

(Безличные   глаголы  образуются  от  личных  глаголов  с  помощью  суффикса –ся).

Задание:

Вспомните  и  запишите  безличные  глаголы, обозначающие  а) состояние  природы;  б) физическое   и   эмоциональное состояние человека.

а) Смеркается, светает, подморозило, … , … , … ;

б) Лихорадит, знобит, нездоровится, … , … , … .

 

Подведение   результатов  игры и  итогов  урока. Поощрение победителей   и  отличившихся.

                                                               Нурманова Замира  Аблокуловна,

                                                               учитель  русского языка и литературы

                                                               высшей  категории СОШ № 21

                                                               г. Ангрена Ташкентской  области.

                                                               Мой  телефон:  +998909671197

            


 

Интересно, что в переводе с греческого языка слово «школа» означает «досуг», а учитель в

Интересно, что в переводе с греческого языка слово «школа» означает «досуг», а учитель в

Если лидер группы поднял руку до объявления старта, учитель говорит: «фальш-старт» и команда лишается права на ответ

Если лидер группы поднял руку до объявления старта, учитель говорит: «фальш-старт» и команда лишается права на ответ

Краткость-сестра таланта».

Краткость-сестра таланта».

Ь в –тЬся. Проверяем вопросом: что (с)делатЬ?

Ь в –тЬся. Проверяем вопросом: что (с)делатЬ?

Задание: Распределите в таблице данные глаголы по видам:

Задание: Распределите в таблице данные глаголы по видам:

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами

Особенность глаголов дать и есть состоит в том, что они имеют особые личные окончания в единственном числе, которые не совпадают ни с одним из спряжений

Особенность глаголов дать и есть состоит в том, что они имеют особые личные окончания в единственном числе, которые не совпадают ни с одним из спряжений

Смеркается, светает, подморозило, … , … , … ; б)

Смеркается, светает, подморозило, … , … , … ; б)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022