Тема урока Суффиксы –о и –а на конце наречий
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора и написания суффиксов -о и -а на конце наречий с приставками; научиться применять правило, изученное на уроке, на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствование навыков написания наречий.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, воображения;
- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
- развитие способностей к самостоятельному труду;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, речи и поведения
- ценить каждый день как жизнь
Развиваю УУД:
Коммуникативные:
- учу формировать навыки самостоятельной работы, работы в парах (включая ситуации учебного сотрудничества и исследовательские формы работы).
Регулятивные:
-учу проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные:
-учу объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе лингвистического рассуждения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма проведения: урок-криптограмма
Межпредметные связи: русский язык, литература, предметы общественно-гуманитарного цикла
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, криптограмма
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать навыки составления алгоритма выполнения задачи.
Предметные:
- знать: правила правописания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА, оканчивающимися суффиксами А, О.
- уметь: применять правила правописания О и А на конце наречий.
Метапредметные:
- использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
План урока
1. Формирование психологического настроя
- Сегодня всё необычно: ваше состояние - у нас гости. Так пусть же каждый лучик солнца заглянет к нам в класс, обогреет своим теплом, придаст сил и уверенности в знаниях, поддержит радостное настроение. И вы обогрейте друг друга теплом, сказав друг другу комплименты.
2. Организационный момент (слайд 1)
Каждый урок русского языка – это урок нового, неожиданного современного открытия. Что вы открываете для себя? (ответ детей). Проверим эти открытия в домашней работе.
3. Проверка ДЗ
упр. 286 выписаны слова на доске (самопроверка)
упр. 284 устно
4. Постановка целей и задач урока (слайд 2,3).
Итак, некоторые тайны слова мы открыли на предыдущих уроках. Эти тайны раскрывают нам все многообразие проявлений языка как вечно живого, постоянно обновляющегося явления. В нём есть какие-то давно открытые моменты, есть новый взгляд, поэтому его изучение всегда интересно. Сегодня мы знакомимся с уже известным в языке явлением, с одной важной тайной: «Суффиксы -о и -а на конце наречий».
Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке?
5. Мотивация учебной деятельности
Любые тайны легко раскрыть, когда есть карта сокровищ, подсказки, какой-то знак. Чтобы идти по неизведанному пути, лучше иметь путеводитель. Так и у нас есть такое послание-криптограмма «Досиза навзао» (слайд 4).
Криптограмма-это… Что это? Кто знает? (слайд 5).
КРИПТОГРАММА — (греч. от kryptos тайный и gramma всё вообще писанное). Записка, написанная условными знаками или буквами.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.
криптограмма (см. крипто... + ...грамма) тайнопись; надпись (или документ), сделанная знаками, смысл которых известен только посвящённым.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
И она определяет жанр нашего урока. Все, что мы будем делать, это и есть возможность раскрывать тайну явления (Показываю криптограмму). Здесь зашифрованы слова, какой-то «ОКН», знаки. Нам нужно, чтобы сложился пазл, все нашли свое место и раскрыли нам свою тайну. Знаки, которые помогут разгадать криптограмму: ⌐,˄, − 3, 1,1
Подсказка: речь идет о наречии
6. Актуализация знаний (слайд 6-11)
Если мы вспомним все, что уже выучили об этой части речи, и поймем логику тайнописи, мы разгадаем смысл полученного послания.
Мы знаем о наречии:
Сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 8-А класса, они составили специально для вас вопросы по теме «Правописание наречий».
Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?
С вами играет …. Внимание вопрос:
- Какие слова являются наречиями?
С вами играет …. Внимание вопрос:
- Существительные склоняются, глаголы спрягаются. Как изменяются наречия?
С вами играет …. Соревнования с компьютером.
Нужно заменить фразеологические обороты на наречия. Кто быстрее?
С вами играет …. Внимание вопрос:
- Какие степени сравнения есть у наречий?
Мы умеем:
Нам следует помнить: Живи надвое: и до веку, и до вечера (слайд 12).
Лексическая работа. Чтобы понять смысл этой непростой пословицы, нам нужно провести лексическую работу. Выбор пословицы не случаен, здесь тоже зашифрована тема предыдущего урока. Определить наречия, какая орфограмма встречается, какой нет.
Дети, как вы понимаете значение слова «надвое».
Словарная статья (слайд 13). НАДВОЕ — нареч. на две части, пополам; или | двояко, и так и сяк, двусмысленно. Дели, режь надвое. Хоть надвое разорваться, да волку не достаться! Либо петля надвое, либо шея прочь. Старуха надвое сказала. Бабушка гадала, да надвое сказала … Толковый словарь Даля
Какое из значений подходит?
(слайд 14)
До веку- нареч. разг.-сниж. 1. До конца жизни
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
До вечера – т.е. до конца дня
Вы же знаете, что «помни» нужно вынести как воспитательную цель, как момент духовности. Язык не только учит грамотно писать, но и делает нас более тонко чувствительными, более восприимчивыми.
Домашнее задание (слайд 15) Мне очень хотелось бы, чтобы вы еще подумали над этим дома, обсудили с родителями, прислушались к их мнению и опыту и подготовили СПИЧ на 30 сек. по этой пословице. Открываем дневник и записываем домашнее задание. Как криптограмма (жанр сегодняшнего урока) ‒ тайнопись, так будет тайным домашнее задание: открываться постепенно.
Мы возвращаемся к разгадыванию криптограммы, для этого выполним задание
7. Открытие новых знаний. Создание проблемной ситуации.
(слайд 16) Задание: «увидеть» наречия, сгруппировать по объединяющему признаку
В лесу утренняя роса холодит босые ступни. Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи, и вытирать их досуха нет смысла. Сейчас нужно повернуть направо, и через двадцать шагов будет родник. А чуть влево от него – тропинка к избушке лесника. Интереснее наблюдать издалека за веселой живностью леса. Главное – не заблудиться в лесу и прийти домой засветло.
Орфоэпическая разминка. Произнеси правильно: босые ступни и все наречия
Слева |
Направо |
Справа |
Влево |
Досуха |
Засветло |
Издалека |
|
От каких слов образованы данные наречия? (Пишем рядом. В криптограмме есть подсказки).
С помощью какого способа? (Приставочно-суффиксальный способ образования)
(Побуждение к формулированию проблемы): чем отличаются данные наречия между собой?
(Побуждение к выдвижению гипотез): посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а – о в суффиксах наречий?
Какую закономерность вы видите? Найти в криптограмме.
(Слова с приставками в -, на-, за- пишутся с - о на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова). (Решающая гипотеза).
Кто сможет расставить определенное количество знаков в криптограмме, чтобы она обрела смысл?
Перед этим в парах составьте опорную схему (правило- подсказка в криптограмме и предыдущем упражнении). (Один на доске рисует схему).
Кто готов на криптограмме это показать? Объясните.
Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в -, на -, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.
Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО.
А для чего окошко на криптограмме? Есть такой способ запоминания, он достаточно условный, но иногда языковые изюминки помогают запоминать (Слайд 17 проговариваем вслух)
Вывод: Как все- таки пишется наречие с А, О.
(слайд 18) Я предлагаю вам расширить объем материала для анализа
Наблюдение
С лев А НА лев О
С прав А НА прав О
С нов А ЗА нов О
ДО чист А НА чист О
Вывод: Производящая основа одна, а правописание зависит от приставки.
(слайд 19) Домашнее задание Кто желает поупражняться в роли лингвиста, тот получает д\з: индивидуально продолжить ряд аналогичных вариантов.
Что предлагает нам автор учебника по этой теме? (§ 43 стр. 110) Самостоятельное изучение нового материала (работа с учебником).
Определите, есть ли материал, который мы не обсуждали.
Что нужно усвоить по этой тайне: Четко знать образовании наречия, если наречие образовалось от прилагательного с приставкой, то на конце О.
Сделайте вывод: Если в исходном слове была приставка (из-, до-, с-, ), то на конце наречия пишется –О.
8. Практика. Усвоение новой темы. Развитие учебно-языковых, орфографических и речевых умений.
Физкультминутка.
Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.
Распределительный диктант упр.269 (по цепочке)
9. Закрепление темы
Редактор
А) Работа в парах. (слайд 20) Замените словосочетания одним синонимом-наречием на изучаемое нами правило.
Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.
1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть =
2. Выехать, пока еще светло, не стемнело =
3. Навещать нечасто, редко =
4. С давних пор, с незапамятных времен сеять =
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: досыт…, изредк…, издавн…, засветл…
(слайд 21) 1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.
2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.
3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.
4. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.
Сделать разбор 2-х словосочетаний (один у доски)
Б) Самостоятельная работа. Взаимопроверка
Найди третье лишнее:
1. 1) сначал…, 2) затемн…, 3) добел…
2. 1) вправ…, 2) запрост…, 3) слев…
3.1) искос…, 2) досыт…, 3) наглух…
4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…
5. 1)достойн…,2) сгоряч…, 3)издавн…
10. Домашнее задание: параграф 43, упр.271
11. Оценивание: оцените каждый себя
Кто 5?
Кто 4?
Согласны?
12. Итог. Рефлексия
Чем мы занимались на уроке?
Что узнали?
Что нужно помнить в жизни?
У вас остались какие-то тайны?
Мы все тайны разгадали?
Урок окончен. Всем спасибо. Молодцы!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.