Урок русского языка "В мире фразеологии"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Урок русского языка "В мире фразеологии"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
doc
20.02.2020
Урок русского языка "В мире фразеологии"
Урок-игра в 6 классе В мире Фразеологии.doc

Урок-игра в 6 классе «В мире  фразеологии» 

Учитель русского языка и литературы

МБОУ города Юрьев-Польского «Школа №3»

Владимирской области

Вожжова Маргарита Ивановна

              Изучение фразеологии – важный этап овладения языком. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной и образной. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. И чем раньше школьники начнут постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже смогут им овладеть и постигнуть национальную культуру.
В процессе игры, которую можно проводить в рамках внеурочной деятельности, а также на итоговых уроках по изучению темы «Фразеологя», учащиеся покажут глубину своих знаний, проявят творческие способности.


Цели игры:
• пробудить интерес учеников к фразеологии;
• расширить кругозор знаний по предмету;
• обогатить речь детей фразеологизмами;
• усвоить значения, происхождение и особенности употребления фразеологических оборотов;
• развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Оборудование: жетоны, кроссворды; карточки с фразеологическими оборотами; изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь); картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты; ребусы

Эпиграф к уроку:

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

              Играют 2 команды (класс предварительно разделен. Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон. В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся. Все учащиеся получают оценки в журнале.

Задание 1.           

Цель: совершенствовать умение подбирать фразеологизмы.


Методический комментарий для учащихся: даны картинки, подберите к каждой из них соответствующий фразеологизм. В случае затруднения используйте слова для справок. Объясните значение фразеологизмов. Задание для 1-ой команды

1                                       2                                    3                          4                              5

Ответ.  1 — как с гуся вода (не реагировать на замечания и упреки); 2 — не разлей вода (о неразлучных друзьях); 3 — перемывать кости (злословить, сплетничать); 4 — заблудшая овечка (человек, сбившийся с верного жизненного пути); 5 — крокодиловы слезы (неискренние сожаления, притворное сочувствие).


Задание для второй команды:

 1                                 2                         3                                  4                          5

  Ответ.  1 — как за каменной стеной (под надежной защитой); 2 — проглотить пилюлю (молча, терпеливо снести обиду, оскорбление); 3 — держать камень за пазухой (затаить зло на кого-либо); 4 — спустя рукава/засучив рукава (работать кое-как, без особого усердия и старательности / работать хорошо, старательно); 5 — играть в  кошки-мышки (подвергать себя излишнему риску, поступать неосмотрительно).

Задание 2. «Восстанови фразеологизм»:

На все руки (мастер).                                          Смотреть правде (в лицо).

Выносить сор (из избы).                                     Держать язык (за зубами).

Как корова (языком слизала).                            Куда глаза (глядят).

Как ветром (сдуло).                                            Яблоку негде (упасть).

Как снег (на голову).                                          Вставлять палки (в колеса)

Задание 3. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

Кот:

Ø  Тянуть кота за хвост.

Ø  Кот наплакал.

Ø  Жить как кошка с собакой.

Ø  Кошки на душе скребут.

Ø  Играть как кошка с мышкой.

Ø  Чует кошка, чье мясо съела.

Ø  Не все коту масленица.

Ø  Суп с котом.

Ø  Кошке – игрушки, а мышке – слезки.

Ø  Купить кота в мешке.

Ø  Ложка не кошка, рта не оцарапнет.

Заяц:

Ø  Труслив, как заяц.

Ø  За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ø  Ехать зайцем.

Ø  Убить двух зайцев.

Ø  Заячья душа.

 

 

Куры:

Ø  Денег куры не клюют.

Ø  Курам на смех.

Ø  Куриная память.

Ø  Пишет, как курица лапой.

Ø  Ложиться спать с курами, с петухами вставать.

Ø  Мокрая курица.

Ø  Куриные мозги.

Ø  Не быть курице петухом.

Цыплята:

Ø  Цыплят по осени считают.

Свинья:

Ø  Подложить свинью.

Ø  Метать бисер перед свиньями.

Ø  Разбираться как свинья в апельсинах.

Ø  Бог не выдаст, свинья не съест.

Ø  Гусь свинье не товарищ.

Ø  Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Ø  Со свиным рылом в калашный рай.

Ø  Свинья грязь найдет.

 

Муха:

Ø  Белые мухи.

Ø  Делать из мухи слона.

Ø  Как сонная муха.

Ø  Мухи дохнут.

Ø  Мухи не обидит.

Козел (коза):

Ø  Драть козла.

Ø  Пускать козла в огород.

Ø  Пороть как сидорову козу.

Ø  Козел отпущения.

Ø  На козе не подъедешь.

Задание 4. «Замени фразеологизмом».

Сильно краснеть (До корней волос)                    Крепко спать (Как убитый, без задних ног)

быстро бежать (Сломя голову)                            Промокнуть (До костей)

Хорошо знать (Как свои пять пальцев)                Громко кричать (Во все горло)

Метко (не в бровь, а в глаз)                                  Неожиданно   (как снег на голову)

Тесно  (яблоку негде упасть)                               Темно  (хоть глаз выколи)

Опытный   (стреляный воробей)                          Молчать   (держать язык за зубами)

Задание 5.Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям   синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди                                      

2) кто во что горазд                                     

3) как снег на голову                                   

4) ни рыба ни мясо                                       

5) рукой подать                                             

6) куда ноги несут                                        

7) с пустыми руками                                     

8) ни кровинки в лице                                   

9) доводить до белого каления                      

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) несолоно хлебавши

9) как мел

Задание 6. Подобрать к данным  фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать                                             

2) на вес золота                                             

3) семи пядей во лбу                                      

4) песок сыплется                                          

5) в час по чайной ложке                             

6) мастер кислых щей                                   

7) засучив рукава                                           

8) потерпеть фиаско                                    

9) душа в душу                                                

10)засучить рукава                                        

1) мастер на все руки

2) спустя рукава

3) у черта на куличках

4) взять себя в руки

5) грош цена

6) хоть кол на голове теши

7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско

9) одержать победу

10)на всех парах

 

Задание7. «На загадку дай отгадку».

Ø  Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

Ø  Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

Ø  Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

Ø  Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

Ø  Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

Ø  Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 8. Разгадав ребус, назови фразеологизм.

  7 раз отмерь, 1 отрежь.

     Задание 9. По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках.

 

Стоять на задних лапках.

Прикусить язык.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Ломать голову.

Не находить места.

Намылить шею.

Зарубить на носу.

В рот воды набрал.

       Задание 10.  Посчитайте сколько фразеологизмов в данном тексте?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не стыдили вернувшиеся с работы родители, что ему не говорили, а ему все нипочем. Я давно бы сквозь землю провалился, и мучили бы меня угрызения совести. А ему все равно. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

-  Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

     И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число…

 

 

 

 


Урок-игра в 6 классе «В мире фразеологии»

Урок-игра в 6 классе «В мире фразеологии»

Задание для второй команды : 1 2 3 4 5

Задание для второй команды : 1 2 3 4 5

Муха: Ø Белые мухи. Ø

Муха: Ø Белые мухи. Ø

Задание 9 . По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами

Задание 9 . По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей