Тема урока: Обобщение по разделу «Имя существительное»
Цели и задачи урока:
1. Обобщить и повторить знания о морфологических признаках имени существительного, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.
2. Развивать речевую деятельность уч-ся, логическое мышление, аккуратность.
3. Воспитывать чувство коллективизма и сплоченности.
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, ноутбук
2. Презентация
3. Карточки с изображением алмазов
4. Карточки с морфологическими признаками имени существительного
5. Картинки для словарной работы: земляника, малина, яблоко, морковь, капуста.
6. карточки с изображением ведерка, на котором написаны буквы в, д.
5. для рефлексии
Ход урока.
№ |
Этап урока |
Описание этапа |
Действия уч-ся |
Действия учителя |
1. |
Организация класса. |
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Сегодня мы с вами будем работать вместе. |
|
|
2. |
Актуализация знаний |
- К нам на урок пришли герои Тиг и Лео. Они просят нашей помощи. Все дело в том, что Дух тайги спрятал сакраментальные знания в глубокой и пещере. И наша задача помочь друзьям найти эти знания. Пещера таит в себе много опасностей и препятствий. Мы должны все преодолеть и за каждое испытание должны получить алмазы, которые потом и подарим Духу тайги взамен на сакральные знания. Слайд 1. - Открываем тетради и записываем сегодняшнее число, классная работа. |
В тетрадях записывают дату. |
На каждом этапе активные уч-ся получают алмазы. В конце урока они подсчитываются и выставляется отметка. |
3. |
Чистописание. |
-У вас на рабочих местах лежат вот такие ведерки, а на них написаны буквы. - Какие буквы прописаны на ведерках? (строчные буквы в, д) - Из каких элементов состоят эти буквы? (петля и овал) - Чем похожи и чем отличаются эти буквы по написанию? (состоят из одних и тех же элементов, разное направление петли) Слайд 2 -Красиво и аккуратно прописываем буквы на ведерках. Слайд 3 -А теперь посмотрите внимательно на слайд. -Как вы думаете, какие буквы зашифрованы стрелочками вверх и стрелочками вниз? (В – стрелка вверх, д – стрелка вниз) - Почему вы так решили? (зависит от направления петли. В – петля вверху, значит и стрелка сморит верх, д – петля внизу, стрелка указывает вниз) - Давайте расшифруем слова, вместо стрелочек запишем нужную букву. Вода, водоём, водяной водитель - Подумайте, какое слово здесь лишнее и почему? ( Водить, не относится к воде) - Что значит водоем, водяной? - С каким словом по смыслу эти слова связаны? - А какое слово не относится к воде? - Так какое слово лишнее и почему? - Какая орфограмма спряталась в этих словах? (безударная гласная) - Давайте в каждом слове поставим ударение, найдем безударную гласную и выделим корень. - В какой части слова у нас есть расхождение в произношении звука и написании буквы? (в корне) - Как называется эта орфограмма? -Как мы ее можем проверить? -На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? Водитель, водяной. Что? Вода, водоем) -Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос Что? (одушевленные и неодушевленные) -Какие признаки имен существительных вспомнили? (кто?-одушевленные, что? - неодушевленные) - Отлично! Один алмаз мы обнаружили. Слайд 3. Но расслабляться рано! Нас еще ждет много испытаний! |
Вполняют задания на ведерках
Читают слова, записывают их в тетрадь.
Находят и подчеркивают безударную гласную
Проговаривают правило о правописании безударной гласной |
Работа со слайдом. Проводит инструктаж по выполнению задания.
Слушаю варианты ответов детей. Если нет верного, продолжаю наводящие вопросы.
Если затрудняются с ответом, продолжать по наводящим вопросам.
На доску вывешиваю большой алмаз
|
4. |
Словарная работа |
Слайд 4. - На пути к таинственной пещере Тиг и Лео набрали полное ведерко овощей, фруктов и ягод. Давайте их названия запишем в тетрадь Малина, яблоко, земляника, капуста, морковь - Какие буквы в этих словах являются «опасными». - К какой части речи относятся эти слова и почему? (обозначают предмет и отвечают на вопрос что?) - На какие группы по лексическому значению можно разделить эти существительные? (Овощи, фрукты, ягоды) - В каком числе стоят эти имена существительные? - А теперь давайте образуем от этих слов форму множественного числа. - От всех слов получается образовать форму множественного числа? (нет. Только от слова яблоко - яблоки). Слайд 5 - А как же нам сказать, что мы набрали много малины, земляники, моркови? (При помощи слова много) - Верно! Не все имена существительные имеют форму и единственного и множественного числа. Многие из них употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. -Вспомните такие слова. (санки, ножницы, коньки, сахар, сметана) |
Записывают словарные слова в тетрадь, находят опасные места, вставляют пропущенные буквы.
Дают определение имени существительному. |
|
5. |
Работа с учебником стр. 64 упр. 111 |
Слайд 6 -Открыли учебники на стр. 64 и нашли упражнение 111. Что говорится в задании? Выполнение упражнения. Ед.ч. – солнце, сахар, молоко, метро, творог. Мн.ч. – санки, ножницы, очки, весы. Ед.ч и мн.ч – тетрадь, доска, торт, стакан, банты, снежинка, гербы. - Отлично! О каком признаке имен существительных мы вспомнили? (число. Есть существительные, которые меняются по числам, а есть имена существительные, которые употребляются только в ед.ч., или только во мн.ч.) - Вот мы помогли нашим друзьям найти еще один алмаз. |
Читают задание к упражнению. Устный разбор. |
Работа выполняется по группам, форма только ед.ч, форма только мн.ч, и форма ед.и мн.ч.
На доску вывешиваю большой алмаз
|
6. |
Физминутка |
- Тиг и Лео предлагают нам немного поиграть. - Я называю имена существительные. |
|
|
7. |
Развитие речи |
-Прежде чем отправляться в путь, наши друзья взяли с собой Малину, яблоко, землянику, капусту, морковь - Как можно назвать все это одним словом? (урожай) - Давайте с этим словом составим предложение. (Ребята собрали богатый урожай.) -Запишем это предложение в тетрадь. - Каким словом можно заменить ребята? (дети) -Ребята и дети, это слова похожи по смыслу или противоположны? - Как называются слова, которые различные по написанию, но одинаковы по смыслу? (синонимы) -Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие имена существительные мы называем собственными, а какие – нарицательными? (Собственные – имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия рек, озер, городов. Нарицательные – все остальные имена существительные.) -А теперь дадим детям имена. (Петя и Рита собрали богатый крожай.) -О чем мы никогда не должны забывать при написании собственных имен существительных? (пишутся с большой буквы) - Тиг и Лео предлагают вам ответить на несколько вопросов. -Как называется ваше село? -На какой реке оно расположено? -Как ты относишься к своему селу? - Как правильно построить предложение при ответе на вопрос? (последнее слово вопроса – это первое слово в предложении). - Какие имена собственные встретились в нашем рассказе? - Какой еще признак имен существительных мы вспомнили? (Имена существительные бывают собственными и нарицательными). - Мы прошли все испытания. Помогли нашим героям собрать алмазы. Тиг и Лео подарили их Духу тайги. А вот теперь давайте соберем те алмазы, которые вы набрали в ходе урока.(Оценивание работы уч-ся на уроке). - Дух тайги очень доволен нашей работой и передал нам очень важные знания.
|
|
Записывают ответы на вопросы. Один ученик их зачитывает.
На доску вывешиваю большой алмаз Переворачиваю картинки с алмазами, на обороте написаны признаки имен существительных |
8. |
Итог урока. Рефлексия. |
- О чем нам поведал Дух тайги? -Что мы вспомнили об имени существительном? -Перед вами лежат рубины, сапфиры и изумруд. Если вам было интересно на уроке, покажите изумруд, если что-то было не понятно – сапфир. Ну а если на уроке вы скучала – рубин. -Спасибо за урок! |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.