Тема: Разделительный мягкий знак.
Цель: создать условия по организации деятельности обучающихся, направленной на формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Ход урока.
1. Орг.момент.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте мысленно пожелаем себе и гостям, которые присутствуют сегодня на нашем уроке что-то очень хорошее и доброе.
Ведь мысли – это крылья нашей души.
- А вы знаете, то, что мы желаем другому, возвращается и нам? (Да)
- А я вам желаю уверенности, трудолюбия, творчества, решительности и открытия новых знаний.
- Ребята, каким вы хотите видеть наш урок? (интересным, познавательным, полезным)
- А что нужно сделать, чтобы урок стал именно таким? (Быть внимательными, активно работать, друг другу помогать)
2. Актуализация знаний.
А. Словарная работа:
- Замени одним словом: Взаимопроверка!
(Дети записывают слова в тетрадях самостоятельно, затем проверяют с эталоном)
А) Верхняя одежда длинного покроя, обычно ниже колен.(пальто)
Б) Небольшая птица с красным оперением груди (Снегирь)
В) Сшитые листы чистой бумаги для записи. (Тетрадь)
Г) Родные друг другу люди. (Семья)
Д) Большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью. (Медведь)
Е) Беговые, роликовые, хоккейные, фигурные …..(Коньки)
-Кто выполнил без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки? У кого 3 и более ошибок?
-Что объединяет этот ряд слов? (во всех словах есть мягкий знак)
(Обозначают предмет, употребляются в ед.числе, ударный 2 слог)
- Какое слово может быть лишним? Объясните свой выбор.
(Семья, т.к. здесь проверяемый безударный гласный; здесь разделительный ь, ь в середине слова, кол-во звуков и букв одинаково)
3. Постановка учебной цели
- Сформулируйте тему нашего урока? (разделительный мягкий знак)
- Давайте поставим перед собой задачи:
- Что мы сегодня узнаем? (когда в словах пишется разделительный ь)
- Чему должны научиться? ( научиться правильно писать слова с разделительным ь)
- Верно, на уроке мы узнаем – когда в словах пишется разделительный ь, и будем учиться правильно, писать слова с разделительным ь.
Б. Звуко-буквенный разбор слова СЕМЬЯ.
-Назовите согласные звуки в этом слове. Что их объединяет? Какой звук может быть лишним и почему? Какой буквой на письме обозначается звук [с]?
В. Минутка чистописания
Дети прописывают букву Сс
-Какие ассоциации вызывает у вас слово СЕМЬЯ? (составление кластера)
СЕМЬЯ
Указом Президента 2024 год объявлен Годом семьи. Это важное событие для нашей страны, ведь семья является источником любви, понимания и поддержки.
Г. Работа над предложением:
- Составить пословицу из рассыпанных слов и объяснить её значение:
Дружная семья не знает печали.
(Значит, что когда в семье нет разногласий, все друг друга поддерживают, понимают.)
.- Подчеркнуть грамматическую основу и выписать словосочетания.
Назовите синонимы к слову ПЕЧАЛЬ.
(Тоска, боль, горе, грусть)
4. Работа по теме.
-Записать слова в 2 столбика, в зависимости от работы, которую выполняет ь:
-Какую работу может выполнять буква ь?
(работа в парах)
Письмо, варенье, кольцо, друзья, вьюга.
-Какие слова вы записали в 1 столбик? Во 2 столбик?
- Когда в словах пишется ь – указатель мягкости согласных? (между согласными)
Когда в словах пишется разделительный ь ? (после согласного, но перед гласным)
- Каждый столбик слов продолжите своими примерами. Проверка.
-Какие слова записали в 1 столбик? Во 2 столбик?
Вывод
Физминутка
Игра на внимание.
- Если я называю слово с разделительным ь, то вы разводите руки в стороны, а затем совершаете хлопок над головой, а если мягкий знак - показатель мягкости, то приседаете.
Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья, мебель, волчьи, деньки, листья, вьюга.
- Сейчас я предлагаю вам, друзья, поработать в группах. Помните правила работы, не забывайте, что вы должны помогать друг другу.
-У вас на листках задание «Собери слова». «Кто больше?»
СОБЕРИ СЛОВА
пе льё жи
чьи ру ска сту
бе кры пье дру лья мья
ко се зья пья
тья пру хло
(Скамья, хлопья, стулья, крылья, козья, жильё, друзья, прутья, копья, колья, ручьи
Итог урока: - Какие знания, полученные на уроке пригодятся вам в будущем?
(РАБОТА в ПАРАХ)
Тест «да/нет»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
да |
д |
у |
у |
я |
а |
я |
нет |
а |
р |
м |
з |
ь |
у |
1.Мягкий знак не обозначает звука.
2. Мягкость согласных может обозначать буква А.
3.Мягкий знак может находиться в середине слова.
4. Разделительный ь является показателем мягкости согласного.
5.В слове «день» букв меньше, чем звуков.
6. Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным звуком.
(Друзья)
Рефлексия:
- Чьим успехам вы сегодня порадовались? За что себя можете похвалить?
И я хочу вам пожелать друзья, чтоб вы совершали разные и интересные открытия день за днём!
Домашнее задание: (На выбор)
1) Составьте и запишите 4 предложения, используя слова с разделительным ь.
2) Запишите 7 слов с разделительным мягким знаком. Подчеркните в словах слоги с разделительным мягким знаком.
3) Составить синквейн к слову семья.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.