Тема урока: Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цели урока:
учащиеся должны:
· знать понятие «слова-признаки предметов»;
· уметь ставить вопросы к словам – признакам предметов; находить и использовать их в устной и письменной речи ; оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о словах-признаках предметов; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; познакомить с ролью слов-признаков предметов в речи; развивать речь; отрабатывать каллиграфию письма; формировать умение составлять словосочетания из слов, которые обозначают название предмета, и слов, которые обозначают признак предмета; создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Оборудование: музыкальное сопровождение(звуки природы, танец «Хоки Поки»); карточки-задания для работы в парах и для работы в группах; учебник русского языка 2 ч.; изображения цветов, бабочек, осы; оформление уголка для сценки «В магазине».
Ход урока
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята!
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
– Проверим готовность к уроку
2. Этап проверки домашнего задания
-Закройте, пожалуйста, свои глазки и послушайте музыку…(Звучат звуки природы)
-Представьте то место, где мы оказались с вами на фоне этой прекрасной мелодии…
- Скажите, так что это за место? Где вы оказались?
- Правильно, на природе. Вокруг поют птицы, летают и жужжат пчелы над красивыми цветами.
- Т.е. мы с вами оказались в мире цветов!
- Какое домашнее задание вы выполняли? (упр.51)
- Давайте проверим. Подберите к словам- названиям цветов – подходящие слова-признаки, обозначающие цвет.
(На доске изображения цветов(черно-белые) и разбросаны слова, обозначающие признаки предметов)
Синий василёк, белый ландыш, жёлтый одуванчик, алый мак, голубой ирис.
- Молодцы! Вы справились с этим заданием отлично!
3. Этап актуализации знаний и умений учащихся
· Минутка чистописания
ый ий ой
· Орфографическая разминка
- Посмотрите, а кто летает около наших прекрасных цветов?
-давайте прочитаем четверостишие:
- Песня осиная
длинная-длинная,
жгучая-жгучая,
злая, колючая. М.Агирре
- Объясните написание выделенных букв. Назовите слова, которые обозначают признаки предметов.
- Поставьте к этим словам вопрос. (Какая?)
4. Этап изучения новой темы
· Формулировка учащимися темы урока
- Так кто из вас уже догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
(Тема урока: Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Чему мы сегодня будем учиться? Что должны знать в конце урока? (Ответы учащихся)
На доске появляются цели урока:
уметь …,
знать …
- Да, сегодня мы продолжаем изучение этой темы. На уроке вы покажете свои знания, умения работать в парах, самостоятельно. Узнаете что-то новое по данной теме. Помните, важно не только самому выполнять задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всего класса.
· Работа с учебником
-Ребята, а как вы думаете, для чего нужны слова, которые обозначают признаки предметов? (Варианты ответов детей.)
* Сценка упр.52
- Посмотрите, пожалуйста, сценку «В магазине», которые подготовили ваши одноклассники.
(Девочка.Дайте мне, пожалуйста, хлеб, сок и масло.
Продавец. … .)
- Скажите, почему продавец не понял девочку?
- Кто из вас догадался, что переспросил продавец?
- Как нужно было обратиться к продавцу, чтобы он понял вас правильно и знал, что вы хотите купить?
-Да, нужно говорить конкретно: черный или белый хлеб, апельсиновый или яблочный сок, сливочное или подсолнечное масло.
-Поставьте вопрос к этим словам? Так для чего нужны слова, которые обозначают признаки предметов?
- Правильно. Слова, которые обозначают признаки предметов, украшают нашу речь. Они делают её точной и выразительной.
- Прочитайте, пожалуйста, самостоятельно правило на стр.35 учебника.
Физкультминутка
- Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Выполняются движения под песню «Танец Хоки Поки»
-А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
· Работа в парах
- А сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто быстрее?». Вы работаете в парах. Если пара справилась, вы поднимаете руки вместе.
- Задание: на карточках у вас слова распределены в два столбика. В первом столбике слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос что? К ним вы должны подобрать слова из второго столбика и поставить вопрос.
Самостоятельное выполнение задания.
Проверка. Оценивание на линеечках самооценки.
Солнце (какое?) яркие П
Звёзды (какие?) ласковое
Море (какое?) тёплое
Буря (какая?) быстрый
Конь (какой?) добрая
Слово (какое?) синее
Песня (какая?) снежная
· Работа с учебником
-Я смотрю, что вы очень любите играть. И сейчас я предлагаю вам, выполнить упр.54 стр.36, где вам необходимо отгадать загадки.
- Спишите любую понравившуюся вам загадку и подчеркните слова, которые обозначают признаки предметов волнистой линией.
- Молодцы. Оцените свою работу на линеечке самооценки.
· Работа в группах.
- А сейчас прочитайте предложения. Найдите слова, обозначающие признаки предметов. Подбери к ним слова, противоположные по смыслу, из слов для справки. Запиши их.
Хлеб не свежий, а ____________________________.
Огурец не свежий, а __________________________ .
Яблоко не сладкое, а __________________________.
Лекарство не сладкое, а ________________________.
Обувь не свободная, а _________________________.
Скамейка не свободная, а ______________________.
Слова для справки: солёный, чёрствый, горькое, кислое, занятая, тесная.
- Проверка выполненного задания.
- Молодцы, ребята. Хорошо сегодня потрудились.
5. Этап обобщения и систематизации изученного материала.
- Так для чего нам нужны слова, которые обозначают признаки предметов?
- Образуйте устно от слов –предметов слова, которые обозначают признаки предметов.
Добро –
Лес–
Сад –
Цветы –
Солнце
Радость –
-Умнички!
- И еще одна игра: «Самые внимательные».
- Если вы слышите слово – предмет, то топаете ногами. А если слово, которое обозначает признак предмета – хлопаете.
(День, добрый, отличный, урок, весёлый, дети, внимательные, старательные, знания, поучительный, труд.)
- Молодцы, вы действительно, внимательные ребята!
6. Этап информации о домашнем задании
Учебник: стр. 35 прав., стр. 36, упражнение 55.
- Составите сравнения из слов первого и второго столбиков. Запишите сравнения по образцу. Волнистой линией подчеркнете слова, обозначающие признаки предметов.
7. Этап подведения итогов урока
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Какое задание на уроке было самым трудным?
- Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
8. Рефлексия.
- Ребята, вначале урока мы с вами оказались в одном очень прекрасном месте. Там мы видели красивые цветы, слышали, как летают пчелы, бабочки. - И сейчас к каждому из вас прилетела маленькая гостья - бабочка, которая хочет, чтобы вы ее посадили на тот цветок, который отражает вашу работу сегодня на уроке:
1) Урок полезен, все понятно!
2) Еще придется потрудиться.
3) Да, трудно все-таки учиться!
- Молодцы, ребята.
- Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.