План урока «Самопознание»
Школа №8 г. Костанай Дата_______________ Урок № 11
Тема: «Ответственность человека»
Ценность: праведное поведение Качества: высокий кодекс поведения, уважение ко всем, ответственность за слова и поступки;
Педагог Червякова О.В. Класс 7 Кол-во уч-ся______
Цель: углубить понимание учащимися общечеловеческой ценности «праведное поведение» через раскрытие значения ответственности человека за свои слова и поступки. Задачи: 1.
Расширение представлений учащихся о понятии «ответственность». Ход урока
Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лес. Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! Обсуждение: - Что вы почувствовали?
|
Ресурсы: (материалы, источники) ИКТ презентация, спокойная музыка, тетради, цветные карандаши. |
Введение в тему урока. Беседа. Тема урока «Ответственность человека». Ассоциации к слову «Ответственность». (Честность, обязательность, исполнительность, надёжность, чувство долга, терпение и др.) Что значит быть ответственным человеком? Ответственность
- необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях,
поступках. (Словарь Ожегова) 1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие) 2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость) 3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность) 4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание) 5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость). «Заповедь ответственного человека». Ответственный человек не должен быть: Ответственный человек должен быть: честным; обязательным; исполнительным; надёжным; совестливым; с хорошо развитым чувством долга. Чтение учебной информации стр. 58 Ответственность – это способность человека делать правильный выбор и быть в ответе за принятое решение, понимая последствия, которые могут повлечь его решения. Ответственность – это и готовность исполнять свои обещания и обязанности наилучшим образом, а также проявлять заботу, любовь и уважение по отношению к тем, кто тебе дорог. Ответственный человек понимает, что многое в его жизни зависит, прежде всего, от него самого. Он не боится делать ошибки, а воспринимает их как жизненные уроки и учится делать свой выбор, учится отвечать за свои слова и поступки. Ответственного человека уважают и ценят окружающие люди. Ответственность – это надёжный фундамент каждого человека. |
|
Позитивное высказывание (цитата). Отвечай за то, что сам совершил. Казахская пословица Обсуждение: - Как вы понимаете смысл цитаты? |
|
Подарок учителя.
Беседа. Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: – А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа? Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: – Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: – Всё в твоих руках. Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Классный руководитель читает окончание притчи, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках». Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.
|
|
5. Творческая деятельность, групповая работа. Задание 1. А теперь обсудим, что же находится в наших руках? символа нашего классного часа. Я буду произносить высказывание, и показывать, а вы называете возможный ответ. Составить кластер, как вы проявляете свою ответственность перед: родителями, природой, друзьями, животными, жизнь. Группа1. Мы в ответе за .............., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей) Группа 2. Мы в ответе за .............., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу) Группа 3. Мы в ответе за ............, которых привязали к себе. (друзей и любимых) Группа 4. Мы в ответе за тех , кого мы ...................(приручили) Группа 5. Мы авторы своей .... (жизни) *Задание2. резерв Индивидуальная работа по карточке. |
Звучит спокойная музыка |
Домашнее задание. Прочитать рассказ «Журавль» Т. Вершинина стр. 56-58 |
|
Групповое пение «Ты человек» сл.: Ю. Энтин Муз.Е. Крылатов Куда подует ветер, туда и облака, По руслу протекает послушная река. Припев: Но ты - человек, ты и сильный, и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой, Пойми, не бывает дороги простой. Где рельсы проложили, там ходят поезда, Куда пастух погонит, туда бредут стада. Припев: Теперь не доверяют, как прежде чудесам, На чудо не надейся, судьбой командуй сам. Припев:
|
|
Заключительная минута тишины. Закройте глаза, подумайте о том, что нового Вы для себя сегодня узнали и открыли… Пусть Ваши мысли, слова и дела будут всегда едины.
|
|
Карточка. Какие качества ответственного человека у тебя есть?
Фамилия, имя, класс __________________________
Качества : |
Присутствуют + |
Отсутствуют - |
Сомневаюсь* |
внимательность |
|
|
|
честность |
|
|
|
трудолюбие |
|
|
|
инициативность |
|
|
|
верность слову |
|
|
|
внимательность |
|
|
|
Карточка. Какие качества ответственного человека у тебя есть?
Фамилия, имя, класс __________________________
Качества : |
Присутствуют + |
Отсутствуют - |
Сомневаюсь* |
внимательность |
|
|
|
честность |
|
|
|
трудолюбие |
|
|
|
инициативность |
|
|
|
верность слову |
|
|
|
внимательность |
|
|
|
Карточка. Какие качества ответственного человека у тебя есть?
Фамилия, имя, класс __________________________
Качества : |
Присутствуют + |
Отсутствуют - |
Сомневаюсь* |
внимательность |
|
|
|
честность |
|
|
|
трудолюбие |
|
|
|
инициативность |
|
|
|
верность слову |
|
|
|
внимательность |
|
|
|
Карточка. Какие качества ответственного человека у тебя есть?
Фамилия, имя, класс __________________________
Качества : |
Присутствуют + |
Отсутствуют - |
Сомневаюсь* |
внимательность |
|
|
|
честность |
|
|
|
трудолюбие |
|
|
|
инициативность |
|
|
|
верность слову |
|
|
|
внимательность |
|
|
|
Карточка. Какие качества ответственного человека у тебя есть?
Фамилия, имя, класс __________________________
Качества : |
Присутствуют + |
Отсутствуют - |
Сомневаюсь* |
внимательность |
|
|
|
честность |
|
|
|
трудолюбие |
|
|
|
инициативность |
|
|
|
верность слову |
|
|
|
внимательность |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.